В школах Украины планируют проводить мероприятия политического информирования (проще говоря, политинформацию), исходя из последних значимых политических фактов, например, нарушения неприкосновенности существующих на 1991 г. границ «целостной»[/ref]Слово «целостной» в кавычках потому, что целостность Украины очень условное обозначение. И в наглядности этой условности мы смогли наглядно убедиться благодаря незаконным действиям РФ 1 Украины. Идея политинформации связана со стремлением «показать детям развитие политической и социокультурной ситуации в Крыму в течение февраля – марта 2014», отмечается в новостях интернет-ресурса Osvita.ua, в публикации от 17 февраля «Школьникам расскажут об оккупации Крыма». В «Методических рекомендациях для проведения воспитательных мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях ко Дню начала крымского сопротивления» (Далее – «Методические рекомендации») предлагаются такие формы занятий, как воспитательный час, круглый стол, конференция и т.д., а также проведение уроков в рамках курса гуманитарных дисциплин. Письмо МОН № 1/9-79 от 16 февраля 2016 было предложено замминистра образования Павлом Кузьмичом Хобзеем. Методические рекомендации разработаны учителями Олегом Охрадько и Валентиной Потаповой. Публичное освещение было достигнуто благодаря советнику информационной политики Эмине Джепар.
На первый взгляд полезная для общего политического развития школьников идея при ближайшем рассмотрении оборачивается лишь декоративной мишурой. Государственно-патриотический заказ – повод для выделения бюджетных денег, а его пиар – лишь правдоподобное объяснение неуместных расходов. Это «стремление показать» (см. цитату выше) – простой демагогический приём.
Методические рекомендации Охрадько и Потаповой являются, возможно, удачным средством для воспитания будущих граждан. Но они могут быть удачными только благодаря инициативным учителям, поощряющим самостоятельное и критичное мышление, в том числе в отношении не по-лакейски понятых терминов «родина», «государство» и «нация». Где же будет черпать энергию и вдохновение наше учительство? В грошовой своей заплате, а может, в усталости от перегрузок?
Идея политинформации выглядит как прогрессивная, демократическая, и запланирована для развития самостоятельного критического мышления у школьников… Однако излюбленный властьимущими лексикон («отечество», «нация», «государство») и прозрачная цель формирования единой точки зрения с головой выдают голую пропаганду правящей идеологии. Так, учителю предлагается задать тему для обсуждения, предоставить необходимую информацию и выступать модератором. Теперь смотрим в методичку.
«После презентации учитель предлагает вернуться к вопросам начала занятия.
Еще раз предлагаем голосовать методом “Займи позицию”.
- Да, жители Крыма хотели воссоединения.
- Нет, Крым был оккупирован.
- Не знаю, потому что не имею достаточно информации.
Особое внимание следует обратить на тех учеников, которые изменили позицию. Спросите, что побудило их к изменению своего отношения к “проблеме Крыма”» [с.35-36]. Со стороны Украины, согласно цели «возврата Крыма к Украине», предлагается «своя» последовательность хронологии событий в «по-оккупационное время», которой противопоставляется тезис о невоенизированном присоединении Крыма к РФ, то есть «сецессия». Абстрактно-патриотическое фокусирование на «проблеме Крыма» не затрагивает реальной жизни учащихся, их насущного материального и морального состояния, выказывая оскорбительное равнодушие к бедствующим от обнищания и краха иллюзий близким, поощряя демагогическое лицемерное умствование в угоду учителям. Существует тысяча способов совместной работы во благо «граждан своего государства» и конкретно школьников с учителями. Теоретически может существовать и политическая воля к обеспечению школ необходимыми ресурсами. В рекомендациях мы можем прочитать, что для удачного внедрения идей «формирования эмоционально-ценностных приоритетов личности, определения ее национальной самоидентификации, отношение к Родине, государству и нации» необходимы следующие ресурсы: организационное и материальное обеспечение. Интересно следующее, что к материальному обеспечению рекомендуются в первую очередь проектор, Smart-board, компьютер или ноутбук. Это все! Почему на математику или географию они были не нужны? Обеспечит ли Минобраз доставку оборудования, которого школы давно заждались? Далее. Все вместе эти деятели, представляющие общественные интересы, делают вид, что заняты чем-то сверхактуальным и судьбоносным… на фоне глубочайшего экономического кризиса в стране. Они глубокомысленно размышляют о судьбах Крыма, будучи не в состоянии разрешить ближайшие элементарные вопросы, когда бесплатное школьное питание кажется категорически недостижимым в ближайшей исторической перспективе! Не говоря уже о том, что техническое оснащение возможно сейчас получить только умерщвляя граждан, за чей счёт государство, в том числе министерство со своими методистами, существует. Ничто не берётся из ниоткуда – это знает любой средний школьник из курса физики.
На практике, в связи с этим проектом, мы можем встретить настоящих мастеров внедрения основных идей, которые прописаны в методических рекомендациях. Само содержание рекомендации заметно идеологизировано и политизировано. Но, несмотря на это, удобным моментом для педагогического манёвра является рекомендательный (согласно метод. рекомендациям) характер мероприятий, которые в первую очередь учителям таковыми воспринимать и надо. Обязательной к изложению частью является лишь хронология событий, а как именно это содержание подавать – лишь рекомендуется, но не требуется принципиально. Додумывать логически напрашивающиеся выводы не нужно, также как не нужно и следовать им! Важно, что мероприятия, которые планируется проводить с целью политического ангажирования молодых и еще не настроенных критически мыслить учащихся, могут быть преобразованы с политического информирования в политическую пропаганду. Этот нюанс удобен для лояльных учителей, представляющих позицию власти. В подавляющем большинстве случаев информирование станет пропагандой. В конечном итоге, существует личная ответственность педагога как за исполнение преступных приказаний, так и за их неисполнение. И у каждого учителя есть момент выбора. Ведь и этому учат детей в школе, не так ли?
Возвращаясь же к авторам и выгодоприобретателям данных методических рекомендаций, можно резюмировать: «Кому война, а кому мать родна!»