Меморандум о расширенном финансировании, заключённый между Украиной и МВФ, включает в себя целый раздел, касающийся энергетической политики. В документе это подаётся как комплексная программа реформ энергетического сектора, которая призвана превратить украинскую энергетику с убыточной в прибыльную. Рассмотрим, чем обернётся для потребителей введение таких новшеств. К рассмотрению возьмём пункты, которые непосредственно касаются конечного потребителя.
Долги и тарифы
Одна из важнейших проблем в энергетической отрасли Украины — непрозрачное ценообразование на энергоносители и сопутствующие продукты. Это неизбежно приводит к генерации долгов, которые в большинстве своём покрываются за счет статей расходной части госбюджета. В свою очередь, это ложится тяжёлым квазифискальным бременем на бюджет НАК «Нафтогаз», ведёт к высокому уровню импорта энергоносителей, препятствует инвестициям в отечественную добычу и, что не маловажно, отягощается проблемами в управлении отраслью.
Как написано в Меморандуме, восстановление финансового состояния НАК является главной целью программы. Чтобы достичь желаемого эффекта правительство Украины обязуется принять решительные меры по увеличению тарифов для населения, улучшению показателей сбора, и снижению затрат. Комплекс этих действий направлен на сокращение дефицита НАК «Нафтогаз» до 3,1% ВВП в 2015 году с последующей его ликвидацией в 2017 году.
Рост розничных цен на газ
В то время как цены на газ и отопление для конечных потребителей в середине 2014 года были подняты на 56% и 40% соответственно, последующая девальвация гривны свернула на нет эффект от повышения тарифов. В Меморандуме правительство Украины берёт на себя обязательство реализовать рост цен до «экономически обоснованного уровня» и укрепить работу по сбору платежей за ЖКУ.
В частности, правительство обязуется завершить процесс повышения розничных цен на газ до уровня паритета с ценой импортного газа до апреля 2017 года. В качестве первого шага правительство обязуется реформировать систему ценообразования на газ для домохозяйств путём сокращения числа групп потребителей с четырёх до двух. Теперь первый уровень определяется как потребление до 200 куб. м в месяц для потребителей, которые используют газ для отопления в холодное время года. Второй уровень — выше 200 куб. м в месяц. Во второй уровень также входит газ, используемый только для приготовления пищи (кухонные плиты) и подогрева воды (газовые колонки).
Кроме того, регулятор в сфере энергетики (НКРЭКУ) примет решение о повышении цены на газ для населения в среднем на 285%. Это согласуется с ценой 3600 грн/тыс. куб. м для первой группы потребления и 7187 грн/тыс. куб. м для второй группы потребления. Такие меры позволят получать НАКу не менее чем 2200 грн/тыс. куб. м без НДС для первой группы и не менее 5100 грн/тыс. куб. м без НДС для второй группы потребления. Повышение тарифов до указанного уровня планировалось как предварительная мера, но с 1 апреля текущего года для всех украинцев стало реальностью.
Правительство также обязуется полностью упразднить деление потребителей на группы потребления независимо от уровня потребления. Для достижения этой цели в апреле 2016 года цены для домохозяйств будут подняты до уровня 75% от цены импортного газа. В апреле 2017 года цена газа для домохозяйств достигнет паритета с ценой импортного газа. До этого момента, цены на газ не будут скорректированы вниз.
После того, как розничные цены на газ достигнут паритета с импортом, правительство примет новую методологию для расчёта цен на газ. Она будет основана на движении цен по импорту газа и согласована с обменным курсом на ежеквартальной основе. По мнению МВФ, это позволит дочерним компаниям «Нафтогаза» в апреле 2017 года получать около $150/тыс. куб. м, что позволит инвестировать и нарастить добычу газа. Нужно отметить, что эти цены учитывают только покрытие инвестиционных расходов компании, но если возникнут другие ценовые компоненты, не связанные с деятельностью НАКа, то они также будут учитываться в конечной цене газа. Понятное дело, что не в сторону понижения.
Рост цен на тепло
В этой области правительство берёт на себя обязательства сходные с обязательствами по регуляции цен на газ. То есть, до уровня, соответствующего цене импортного газа с учётом производственных издержек по выработки тепла. Эти действия в Меморандуме объясняются необходимостью обеспечения инвестиций в энергоэффективность, которые будут уменьшать потери в системах теплоснабжения и позволят потребителям лучше управлять своим потреблением при помощи таких мер, как установка счетчиков, тепловых клапанов, и изоляции.
В соответствии с этим, НКРЭКУ приняла решение поднять розничные цены на отопление для домашних хозяйств, в среднем на 67%, до 625 грн/Гкал, начиная с 1 апреля 2015 года. Это позволит НАК «Нафтогаз» получить не менее 1793 грн/тыс. куб. м, за исключением НДС и налоговой разметки. После этого цена отопления увеличится до 75% от уровня цены импорта в апреле 2016 года и достигнет 100% в апреле 2017 года. До этого момента, цены не могут быть скорректированы в сторону понижения. Только после этих действий правительство примет новую методологию расчёта розничной цены отопления, которая будет схожей с методологией расчёта цены газа для населения.
Ужесточение сбора долгов
Резкий рост тарифов в условиях тотального обнищания людей при сохранении коррупционной составляющей на всех уровнях добычи и распределения энергоресурса неизбежно приведёт к кризису неплатежей. Но подписанты Меморандума учли и этот момент. Согласно документу правительство Украины предпримет ряд мер по ужесточению взыскания задолженности.
Так, Кабмин должен представить в парламент законодательные поправки для улучшения сбора долгов. Эти поправки имеют важное значение в деле взыскания существующей дебиторской задолженности НАК «Нафтогаз» (а это более 2% от величины ВВП всей Украинской экономики на конец 2014 года или 30 млрд грн) и должна включать в себя:
— отмену длительного моратория (Закон 2711-IV / 2005 и закон 2864-III / 2001), которые защищают интересы компаний должников в исполнительном производстве;
— отключение неплатёжеспособных клиентов из сети газоснабжения.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги
Предлагаемые тарифы сложно назвать «экономически обоснованными». НАК уже четвёртый год живёт без аудиторских проверок, в результате никто не может высчитать действительные составляющие в тарифах на газ и тепло. Невозможно их назвать и справедливыми — вне всякого сомнения, платежи по ним превысят законодательное ограничение в 15% от совокупного семейного дохода, после чего наступает право на получение субсидии. Да и субсидий всем не хватит: заложенные в бюджете 24,5 млрд грн на субсидирование рассчитан на рост желающих получить субсидию с 1 млн до 4 млн обращений.
Непрозрачность ценообразования и монополия на поставки тепла и газа – главный дестабилизирующий фактор в сфере энергетики. Именно по этой причине тормозится установка приборов учёта энергоносителя, именно по этой причине мы наблюдаем в квартирах раскалённые батареи при температуре +17. В таких условиях о справедливых тарифах и энергосбережении вести речь не возможно, так как для монополиста важно как можно больше списать на расходы: много газа нерационально используется, уходя на обогрев атмосферы. Это благодатная почва для монополиста в лице «НАК Нафтогаз»: неэффективно используя средства, они имеют возможность завышать тарифы. Избыточный доход от реализации газа собственной добычи можно пускать на непонятные цели, вероятно на общую неэффективность холдинга, или просто — коррупцию.
Левой альтернативой в образовании тарифов может стать предложение сбалансированных цен, которые покрывают издержки, но не приносят высоких прибылей. Ключевым здесь будет ориентация на среднюю себестоимость по всей системе, а не на производителя с самыми высокими издержками. Подобные практики существуют во многих странах первого мира, что не противоречит принципам рыночной экономики. Но определить средние цены можно только путём проверок регулирующих органов, проведения независимого аудита под жёстким контролем со стороны общественности.