Політика

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ВЫХОДА

6613

Согласно информации S&P (Standard & Poor’s или S&P — компания, которая занимается аналитическими исследованиями финансового рынка), по итогам 2014 года был составлен рейтинг стран с самым высоким показателем вероятности риска дефолта, с указанием среднего показателя кредитно-дефолтных свопов. Десятка наиболее рисковых государств мира по вероятности дефолта выглядит следующим образом: 1. Венесуэла 89%; 2. Украина 74,7%; 3. Греция 62,9%; 4. Пакистан 36,5%; 5. Кипр 34%; 6. Россия 28,4%; 
7. Сальвадор 26,5%; 8. Ливан 25,3%; 9. Ирак 22,9%; 10. Нигерия 21,8%

В этот год Украина вошла с критически низким уровнем золотовалютных резервов — $7,533 млрд. На фоне сдувающейся экономики и сокращающейся валютной выручки, отягощенная долгами Украина рискует объявить дефолт уже в ближайшие месяцы. Внешние доноры понимают весь драматизм ситуации, потому миссия МВФ пересматривает свою текущую программу в отношении Украины. США и ЕС также обязались влить дополнительные средства.

Что мы имеем?

В прошлом году НБУ «сжёг» больше $12,5 млрд и при этом опустил курс гривны более чем в 2 раза по отношению к доллару. Такая несбалансированная валютная политика привела ЗВР страны в состояние ниже критического. Общепризнаным индикатором является сумма по импорту за последние три месяца. Учитывая, что в январе – сентябре 2014 года этот показатель колебался в пределах $17,9-19,7 млрд, нехватка составляет $10-12 млрд.

Но эта сумма — только чтобы чувствовать себя уверенно в ближайшее время. В действительности же ситуация несколько сложнее. Только в январе-марте этого года Украине нужно отдать МВФ $1,5 млрд по ранее полученным кредитам. Также предстоит погасить и обслужить еврооблигации — $2,2 млрд, столько же – выплатить по внутреннему валютному долгу.

Как дамоклов меч над нами висит облигационный долг перед РФ в размере $3 млрд с доходностью 5% ($150 млн). Срок его погашения — декабрь текущего года, однако, в ковенанте к облигационному выпуску было указано условие не превышать суверенный долг Украины в 60% от ВВП, а мы успешно преодолели этот порог ещё летом 2014. РФ пока не выставляла требований погасить бумаги, но вероятность использования этого рычага в разрешении своих геополитических амбиций путём дальнейшей дестабилизации обстановки в Украине крайне высока.

Потенциально в крéдите украинского государства окажутся платежи на сумму $2,4 млрд в пользу «Газпрома» если стокгольмский арбитражный суд признает неправоту Украины. Получается, что в этом году Украине потребуется минимум $11,3 млрд. Текущий уровень резервов никак не позволит Украине справиться с такой нагрузкой без внешней помощи. Печальная картина, не правда ли?

Сочетание неблагоприятных факторов отобразились и в отчёте международного рейтингового агентства S&P за 4 квартал 2014 года о ситуации на мировом рынке долгового капитала. Отчёт включал рейтинг государств с самым высоким показателем вероятности риска дефолта, базирующийся на средних показателях кредитно-дефолтных свопов (CDS). Здесь Украина стоит на втором месте с вероятностью 74,7% после Венесуэлы (89%) и обогнав Грецию (62,9%). Для сравнения, по результатам 4 квартала 2013 года, согласно отчету S&P, вероятность дефолта Украины была 43,71%.

Пути решения

Без внешней помощи крах неизбежен. Это понимают все, и в первую очередь украинское руководство. Ещё в январе президент Украины Пётр Порошенко заявил, что рассчитывает на получение Киевом помощи в размере $13-15 млрд в 2015 году. Потенциально в этот список входят $10,2 млрд от МВФ, $1,8-$2,5 млрд от ЕС, 3 млрд по государственным гарантиям США, $0,9-$1,5 млрд от Мирового банка и за счёт внутренних займов. Но это всё на бумаге, в действительности же МВФ не спешит с помощью.

После того, как Украина получила от Фонда в 2014 году два транша по ныне действующей программе stand-by общим объёмом в $4,6 млрд, предоставление средств было приостановлено. Инерционность украинской политической системы, нежелание ничего менять и военный конфликт на Востоке страны закономерно привели к невыполнению условий согласованной ранее программы. Учитывая наличие военного гражданского конфликта и продолжающуюся коррупцию в высших эшелонах власти — вообще удивительно, как это государство выстояло.

Поэтому, когда в январе представители фонда прибыли в Украину, принимающая сторона заговорила уже не о возобновлении, а о замене действующей программы на расширенное финансирование – Extended Fund Facility (EFF). Смысл расширенного финансирования заключается в более длительных сроках пользования заёмными средствами и их возврата. Результат переговоров Киева и миссии МВФ по программе EFF ожидаются до конца текущей недели (13-15.02 – прим.). В случае позитивных рекомендаций комиссии, совет директоров Фонда может выделить средства до конца февраля-начала марта. По сообщениям западных СМИ, сумма такого финансового пакета может достигать $40 млрд.

Параллельно Украина начинает переговоры и о реструктуризации своего госдолга. И, похоже, также с подачи МВФ. Реструктуризация предполагает активное участие держателей украинских облигаций в процессе спасения экономики Украины. Непонятно, коснется ли это держателей ОВГЗ и еврооблигаций госкомпаний и госбанков.

В деле реструктуризации главный вопрос заключается в её условиях. Либо это мягкая лонгация долга – с сохранением процентных ставок, либо средняя лонгация с понижением ставок. Или жёсткая, т.е. частичное списание долга и лонгация оставшейся части с понижением ставок. Но в любом случае это будет не дефолт. Хотя жесткий сценарий реструктуризации, по сути, и будет таковым. Дефолт крайне не выгоден Западу в геополитических игрищах. Он будет означать его проигрыш и победу Кремля. Пока все-таки больше шансов на осуществление мягкого сценария. Это логично встраивается в канву либерального подхода управления экономикой, так как позволит быстро восстановить к ней доверие со стороны инвесторов.

Но даже если МВФ и предоставит кредитные средства Украине, имеются большие сомнения, что они спасут ситуацию. Примечательно, но Украина в 2014 году получила $9 млрд внешней финансовой помощи, а сама выплатила платежей по долговым обязательствам на сумму $14 млрд. Наша страна уже выплачивает больше, чем занимает. Фактически кредиты МВФ и других доноров не более чем откладывание вопроса украинской задолженности на более поздний период.

В действительности, нужен значительно больший приток финансов. И это должны быть не кредиты, нужен приток валюты из-за рубежа в виде инвестиций, или профицита внешнеторгового баланса. Кардинально решить вопрос можно лишь наращиванием производства и активным осваиванием внешних рынков взамен потерянных на Востоке.

Вместо этого средства МВФ в текущем году будут в основном потрачены на то, чтобы обслужить предыдущие кредиты. Вместо обещанного процветания новый кредит EFF принесёт очередной виток роста тарифов ЖКХ, новые налоги, в первую очередь на доходы физических лиц, сокращение пенсий и заработных плат, а также резкий рост безработицы, который последний раз мы наблюдали в 90-х годах прошлого столетия. Кредитная удавка всё туже затягивается на нашей шее.

Как видим, Украина чётко движется по греческому сценарию, продолжив процесс активного заимствования на внешних рынках. Либеральное правительство Греции также активно набирало кредиты, а после невозможности их выплаты была проведена реструктуризация с введением режима жёсткой экономии.

Резонно напрашивается вопрос: верную ли дорогу к процветанию выбрало для себя «правительство камикадзе»? Особенно если учесть, что долговая нагрузка на финансы государства с каждым годом всё выше и выше? Альтернативой здесь выступает дефолт. Никакой катастрофы в нём нет – отказ платить по счетам объявляли и Аргентина, и Мексика и многие другие государства. Они его пережили, переживём и мы. Лучшим вариантом может выступить частичное или полное списание долгов. Примером здесь может выступить Польша, которой в 90-х годах, когда её принимали в ЕС, списали около $75 млрд. После вступления было выделено ещё столько же на развитие инфраструктуры. Кстати – это один из фундаментальных факторов, «почему в Польше получилось».

Также неплохим примером здесь представляется греческая партия «Сириза», которая оказалась победителем на недавних парламентских выборах. Одним из основных требований «Сириза» заключается в немедленном списании 50% нынешнего долга Греции. Нынешнее руководство слабеющего в результате геополитического противостояния ЕС такая перспектива страшит – подобный прецедент ставит вопрос долгов ещё в ряде государств-участников ЕС, таких как Португалия, Испания или Ирландия.

Если Украина откажется платить по долгам, то сразу получаем огромные средства на развитие. Именно этот вариант решил бы вопрос дополнительных поступлений в бюджет и как минимум позволил бы оставить уровень жизни населения на прежним или даже его повысить, а также сконцентрировать капиталы на необходимое перевооружение экономики страны. По всей видимости, текущее правительство Украины, имеющее крайне мало места для манёвра с гражданской войной на шее, не будет рассматривать подобные варианты. Но каких либо иллюзий мы на их счёт и не питаем. Постановка вопроса о списании долгов – это задача других политических сил, стоящих на принципиально иных социально-экономических позициях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

МОЖЛИВІ СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНІ НАСЛІДКИ ЄВРОІНТЕГРАЦІЇ ДЛЯ УКРАЇНИ (Олександр Кравчук)

ВІД КРИЗИ ПЕРЕХІДНОГО ПЕРІОДУ ДО ГЛОБАЛЬНОЇ КРИЗИ: 20 років капіталізму і трудящі в нових країнах ЄС (Ьозлем Онаран)

ПОТОПАЮЧИ В БОРГАХ: Неоліберальна політика жорсткої економії та як із нею боротися (Андреа Живковіч)

БАЛКАНИ ДЛЯ НАРОДІВ БАЛКАН (Андреа Живковіч, Матія Меденіца)

ПРОТИ ПОЛІТИКИ СУВОРОЇ ЕКОНОМІКИ (Річард Сеймур) 

Поділитись