Этот год запомнится украинцам резким ростом на услуги ЖКХ. С первого апреля потребители газа для отопления уже платят 3,6 тыс. грн за тыс. куб. м при объемах потребления до 200 куб. м. Превысив этот уровень, придётся заплатить 7,188 грн за тыс. куб. м. Подорожало и тепло на 72% ― до 537,2 грн за Гкал. С мая существенно вырос и тариф на горячую/холодную воду. Эти повышения не окончательны ― в Кабмине также готовят людей к последующим повышениям [Нечипоренко 2015]. Не зря Яценюк заявил, что реальная стоимость природного газа ― та, которую платит промышленность, ― 9,6 тыс. грн. Резкий рост тарифов не мог не повысить интерес общественности к теме. Но отвечая на него, нужно разобраться в некоторых тонкостях добычи и распределения газа.
Баланс природного газа
Украина является зависимым государством в вопросах поставок природного газа. В 2014 году мы импортировали около 19,9 млрд куб. м, из которых 14,9 млрд куб. м ― это поставки «Газпрома», чуть менее 5 млрд куб. м ― поставки по реверсу из ЕС. Около 12,6 млрд куб. м газа Украина выкачала из ПХГ, которые удалось накопить в теплый период года.
Несмотря на зависимость от импорта природного газа, Украина имеет и существенные объёмы внутренней добычи [Кабинет Министров Украины 2015]. Так, в 2014 году было добыто 20,5 млрд куб. м. Какова структура внутренней добычи? В первую очередь ― это крупнейший государственный добытчик в лице ПАО «Укргаздобыча» с её 15,1 млрд куб. м. Второй по объёмам добытчик ― ПАО «Укрнафта», в корой государство имеет 52% акций ― 1,7 млрд куб. м, на третьем месте ― ГАО «Черноморнефтегаз», который после аннексии Крыма потерял львиную часть месторождений газа с добычей ― 0,3 млрд куб. м. Частные добытчики в прошлом году извлекли из недр 3,3 млрд куб. м.
Немаловажно и то, что около 2 млрд куб. м государственные компании, осуществляющие добычу газа, добывают в совместных предприятиях с другими добытчиками. То есть, это как бы тоже государственный газ, но не весь его объём.
На какие потребности идёт этот газ? Население потребляет 15,4 млрд куб. м (индивидуальное отопление, газовые плиты), бюджетные учреждения потребляют не так много газа ― 0,7 млрд куб. м, тепловая генерация (в основном теплоэлектроцентрали) ― 8,7 млрд куб. м и производственно-технологические потребности забирают около 3,6 млрд куб. м. Промышленность на свои потребности в 2014 году получила 14,1 млрд куб. м, и чуть более 10 млрд куб. м было закачано в ПХГ.
По расчётам Виталия Демьянюка, эксперта Украинской ассоциации потребителей природного газа, получается, что внутренняя добыча практически полностью покрывает [Дем`янюк 2015] потребности населения. Так, объёмы добытого государством газа равняются 15,3 млрд куб. м, население же потребило чуть больше ― 15,4 млрд куб. м.
Дальше. Совокупное количество потреблённого газа бюджетниками, религиозными организациями и тепловой генерацией (ТЭС и ТЭЦ) полностью корреспондируется с такими статьями получения газа, как частная добыча (3,3 млрд куб. м), газ, добытый в совместных предприятиях ― 2 млрд куб. м и часть реверсных поставок в объёмах 4,3 млрд куб. м. «По сути, Украина не нуждается в российском газе, если речь идёт о бюджетниках, тепловой генерации и потребностях населения», ― считает Виталий Демьянюк.
Теперь посмотрим на другие категории потребителей. Это промышленность ― 14,1 млрд куб. м и производственно-технологические потребности ― 3,6 млрд куб. м. На эти нужды идёт российский газ ― 14,9 млрд куб. м, часть реверса ― около 0,7 млрд куб. м и отбор из ПХГ в количестве 2,6 млрд куб. м.
Газ внутренней добычи
Для понимания ситуации нужно знать, что средняя цена газа внутренней добычи в 2014 году составляла около 740 грн/тыс. куб м. Это та цена, которую получал НАК «Нафтогаз», ПАО «Укргаздобыча» получала значительно меньше (около 350 грн за тыс. куб м). По расчётам «Укргаздобычи», бюджет компании получил бы 4 млрд грн дополнительно на развитие добычи.
Вместо того чтобы решить вопрос убыточного НАКа, его руководство определило, что себестоимость газа внутренней добычи составляет $319 за тыс. куб м [НАК «Нафтогаз» 2015]. В своих расчётах НАК включил в себестоимость много того, чего не имел права включать. Например, оценочную стоимость всех разведанных запасов газа, которые ещё не извлечены на поверхность. Но в этих расчётах есть важная деталь: эксплуатационные расходы, административные расходы и другие операционные расходы НАка составляют всего 803 грн/тыс. куб. м. То есть, даже в условиях неверного расчёта себестоимости газа непосредственные расходы НАКа не превышают 803 грн за тыс. куб м.
Очевидно, что где-то в этом диапазоне ― 740-803 грн за тыс. куб. м и находится справедливая цена газа внутренней добычи. При тех рентных платежах, которые действовали до июля прошлого года ― 28%, можно было поднять цену газа для людей лишь на 25%. Таким образом «Укргаздобыча» получала бы 822 грн за тыс. куб м и все были бы довольны. Конечно же, при условии, если эти платежи будет напрямую получать ПАО «Укргаздобыча», минуя государство в лице НАК «Нафтогаз».
Проблемы НАК «Нафтогаз»
На сегодняшний день повышать тарифы для населения в том формате, который предложил НАК, нецелесообразно. «Для покрытия себестоимости достаточно было роста на 30-40%. Если речь идет о том, что дефицит газа надо перекрывать за счет импорта, то вопрос: куда уходят деньги от транзита газа, которые вполне могли идти на его покрытие», ― считает Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины.
Вместо этого Верховная Рада ещё в прошлом году повысила ренту до 55%, что оказало влияние и на рост тарифа. Законодатели останавливаться на этом не намерены. В июле этого года рентные платежи вырастут до 70%, с одновременным поднятием закупочной цены газа государственной компании «Укргаздобыча» с 349 грн (без НДС) до 1590 грн. Мотивация таких действий, скорее всего, лежит в плоскости проблем, которые аккумулировал НАК «Нафтогаз» за годы своей деятельности. Дефицит бюджета НАК «Нафтогаз» сопоставим с дефицитом государственного бюджета, а это больше 100 млрд грн.
По факту запредельно повышая цены на газ и сопутствующие услуги, создаются бешеные финансовые потоки для покрытия дефицита НАКа, который, в свою очередь, возникает в результате некомпетентного операционного управления компанией. Не исключено, что это долги предыдущих лет по серым схемам с газовыми кролями типа Дмитрия Фирташа. «Например, через НАК в прошлом году прокачали 115 млрд. грн, вот совсем непонятно, на что ушли эти деньги. По схемам ОВГЗ можно покрывать все что угодно», ― говорит Валентин Землянский.
Учёт и контроль
Проблемы НАК «Нефтегаз» далеко не единственные в газовой отрасли. Поле для манипуляций есть на всех уровнях газового хозяйства. В частности это касается расчёта норм потребления энергоресурсов и их учёта. На самом деле истинные объёмы потребления населения не известны, так как далеко не все потребители тратят газ согласно счетчикам. По данным НКРЕП, газовыми счетчиками оборудованы только пользователи газовых котлов [НКРЕП 2015]. Потребители, пользующиеся газовой плитой или плитой и газовой колонкой, оснащены приборами учёта только на 25 и 72% соответственно.
Все остальные из этих категорий, а это около трёх миллионов абонентов, жгут газ согласно нормам, установленным Кабинетом Министров. Совокупный объём потребления по абоненту считают путём умножения нормы на количество зарегистрированных в квартире лиц. Не трудно догадаться, что установление норм потребления услуги ЖКХ для власть держащих становится полем для спекуляций и возможностью неплохо подзаработать.
К примеру, до 1 октября прошлого года считалось, что житель квартиры без счетчика в месяц потреблял 9 кубов газа. Однако на фоне повышения тарифов чиновники испугались вероятного недовольства людей и снизили норму до 6 кубов, дабы повышение не оказалось таким болезненным. Если чиновник с такой лёгкостью отказывается от нормы в 9 кубов, значит, эта норма была завышенной, а разница шла в неведомом направлении, но уже по коммерческой цене, которая гораздо выше цены для населения. Естественно, за вознаграждение тому чиновнику, который сидит на «трубе».
Как это происходит? Легко. До недавнего времени разница в тарифе для населения и для промышленности объяснялась тем, что промышленность потребляла иностранный, следовательно, дорогой газ, а население потребляло газ местной добычи с низкой себестоимостью. Но отличить газ внутреннего или внешнего происхождения можно лишь согласно оформленным на него документам. Кто может сказать, какое фактическое количество газа с низкой себестоимостью было продано промышленным предприятиям по промышленным тарифам? Это известно только тому чиновнику, который оформлял учтённый в норме потребления, но не сожжённый газ.
Дальнейшее повышение тарифа на газ привело к тому, что с 29 апреля правительство решило, что норма потребления должна стать 3 куб. метра на одного зарегистрированного проживающего [Кабинет Министров Украины 2015]. Те, у кого есть счётчики, знают, что при использовании газа только для приготовления пищи в месяц на одного фактически проживающего в квартире человека может получаться и 2 куб. метра. Даже сокращенные нормы превышают действительное потребление газа экономными гражданами. Но откуда вообще берутся объемы потребления? Из формул расчета и из показателей вычислительных приборов на всех уровнях распределения ресурса.
Немаловажным является и то, что газ, добытый в Украине с низкой себестоимостью, НАК «Нафтогаз» продает частным компаниям, которые, в свою очередь, перепродают его облгазам для поставок промышленным предприятиям. Таким образом, дешёвый газ, предназначенный для населения, становится способом получения прибыли в результате нескольких перепродаж с конечным оседанием в промышленности. Узкое горлышко перепродаж ― это и есть место сказочного обогащения всевозможных директоров, менеджеров и прочих начальников.
По всему видно, что установленные нормы потребления газа или воды ― это не только спекулятивные величины, но и показатель огромных потерь в распределительных сетях, не важно, газ это или горячая вода. Ведь тарифная проблема заключается не в самих тарифах, а в несправедливом распределении прибылей и затрат в газовой отрасли. Основная их часть должна была лечь на простых людей, что и было зафиксировано в меморандуме с МВФ. Специалисты НГО «Публичный аудит» рассчитали, что с учётом подписанного Меморандума уже через два года мы будем платить за 1 тыс. куб. м газа, по меньшей мере, $600 при условии текущего валютного курса.
«Такой размер тарифа на природный газ для населения выведено, исходя из существующего соотношения между отпускной стоимостью газа добывающей компании «Укргаздобыча»и тарифом, который действует с 1 апреля 2015 года», ― рассказывает заместитель руководителя «Публичного аудита» Андрей Вигиринский.
Такие тарифы будут абсолютно неподъёмны для людей, но хуже всего, что подобные действия подаются под соусом «внедрения жёстких реформ». Реформирование отрасли ЖКУ не просто назрело, оно является единственным условием её выживания. Но реформы внедряются не путём запредельного повышения тарифов, а включением мозгов. Реформа ТЭК должна внедряться только после изучения составляющих ценообразования на предмет поиска всех возможных резервов для минимизации затрат для населения. Однако действия властей дают чёткое понимание, что если не оказывать сопротивление, то тарифная удавка плотно затянется на шее народа.
Посилання: