Ukraine

УКРАИНЦЫ НАКАПЛИВАЮТ ДОЛГИ ПО КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

5761

Невероятный рост цен на газ и на сопутствующие услуги закономерно привёл к росту задолженности. По данным Госстата Украины, за четыре месяца 2015 года украинцы уплатили за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) 19,5 млрд. грн. Это без учёта аннексированного Крыма и не подконтрольных Киеву территорий на Востоке. Но даже с учётом погашения долгов предыдущих периодов это составило только 97,6% начисленных за этот период сумм. Уровень регулярных платежей (месяц к месяцу) ещё ниже.

Регионы-лидеры по оплате ― это Сумская, Винницкая и Черкасская области. Здесь наблюдается наибольшая переплата за счёт просрочки предыдущих периодов ― 116,0-107,7%. Однако самый низкий уровень оплаты наблюдается в наиболее урбанизированных регионах: Днепропетровской, Донецкой и Харьковской областях (93% 82,4% и 89,1% соответственно).

Это традиционное состояние в сфере оплаты ЖКУ, но этим оно и опасно, ведь именно в урбанизированных регионах концентрируется большая часть населения. Поэтому в абсолютных цифрах задолженность составляет весомые суммы, а тенденция к увеличению долгов имеет давнюю традицию. «Динамика задолженности населения за потребленные ЖКУ начиная с 2006 года свидетельствует о следующем. Задолженность за эти годы выросла на более чем 6 млрд. гривен. Если за 2006 год она составляла 7,2 млрд. грн, то сегодня эта задолженность составляет 13,3 млрд. грн», ― отметила начальник управления экономики систем жизнеобеспечения Минрегионразвития Наталья Хоцяновская.

Примечательно, что это только регионы-рекордсмены по неуплате ― в целом рост неплатежей зафиксирован в семи регионах. Однако новая тарифная политика в сфере ЖКУ способствует не только дальнейшему накапливанию задолженности, но и ускорению этого процесса. В апреле, по сравнению с мартом, долги людей перед предприятиями ЖКХ увеличились на 2,5% (12,9 млрд. грн), а средний срок задолженности составляет 2,6 месяца. Более того, по данным Госстата, в январе-апреле 2015 года с населением было заключено 10,6 тыс. договоров о погашении реструктуризированной задолженности на общую сумму 35,6 млн грн. Цифры Минрегиона и Госстата могут отличаться по причине разных методик подсчёта, но тенденция на лицо.

Ситуация с газом ― ещё хуже. В апреле 2015 года Госстат зафиксировал рост долгов за газ на 886 млн. грн в месячном выражении. Учитывая, что на конец марта совокупный долг населения за газ в Госстате исчислили в размере 1,64 млрд. грн, то прирост за один месяц составил 55,7%. Среди других видов жилищно-коммунальных услуг именно газ стал рекордсменом по наращиванию неплатежей. Так как долги за воду в апреле увеличились только на 0,9%, за тепло и горячую воду даже сократились на 9%.

Усугубление ситуации не могут не замечать в Министерстве социальной политики. Именно поэтому Павел Розенко, его возглавляющий, и настаивает на скорейшем внедрении субсидирования украинцев, согласно принятых правительством программ. А здесь дела также обстоят неважно. И хотя президент Порошенко уверил, что выделенные 24,5 млрд грн ― это только первый транш, оформление субсидий идёт крайне туго.

«С 1 мая в органы социальной защиты населения обратилось 814 тыс. человек, из которых лишь 221 тыс. получили жилищную субсидию. Большая часть людей, не вошедших в это число, не получает субсидии по ряду других причин». Эти данные за май по субсидиям приведены на страничке Facebook главы комитета Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилы Денисовой.

Большое количество людей до сих пор не получили субсидию по причине того, что делают много ошибок при заполнении заявлений и деклараций. «Некоторые просто боятся подавать документы, ведь в случае представления в неполном объеме или недостоверных сведений люди получают наказание в виде необходимости возврата излишне перечисленной суммы жилищной субсидии в двойном размере», ― объясняет Людмила Денисова.

По её словам, рабочая группа подготовила 19 проблемных вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы люди могли беспрепятственно получить субсидии. «Нужно решить еще ряд вопросов, которые появились после введения новой системы субсидий. Например, сейчас существует практика, когда люди, которые не могут показать свои доходы, начали массово выписываться из своих квартир, чтобы другие члены квартиры смогли оформить субсидию», ― говорит Денисова.

В сфере выдачи субсидий есть ещё одна немаловажная проблема ― субсидии могут начислить, но у государства может не быть средств, чтобы покрыть субсидированную разницу. На сайте Госкомстата есть данные о задолженности по перечислению начисленных субсидий предприятиям ЖКХ. На 1 апреля 2015 года этот долг составляет больше 1 млрд. грн. Но это еще начисления по старым субсидиям, а при новых долг может вырасти на ту же величину в 24,5 млрд. грн.

«Субсидии назначаются, но вот местные бюджеты не всегда имеют деньги, чтобы эти самые субсидии заплатить предприятиям ЖКХ. Уже сейчас долг по оплате субсидий ЖКХ в 2,5 раза превышает уровень долгов за 2014 год. Ибо, как правило, местные бюджеты небогатые, и денег у них катастрофически не хватает», ― поясняет Президент Украинского аналитического центра, Александр Охрименко.

Неужели так сложно было понять, что сначала нужно было реформировать ЖКХ, запустить систему адресного субсидирования, а уже потом поднимать тарифы. А пока что борьба с махинациями в газовой сфере путем непрозрачного и неадекватного к текущему положению повышения цен для населения очень напоминает борьбу с бедностью через ликвидацию бедняков. Зато не видно программы по оптимизации операционного управления, установления прозрачности менеджмента и ликвидации злоупотреблений на уровне государственных и частных компаний-участников рынка.

Share