Черное зеркало есть у каждого из нас. Оно непрерывно наблюдает за нами, а многие не мыслят жизни без него. Если нам надо поделиться своим горем, счастьем или другими эмоциями, мы непременно обращаемся к нему. Оно и есть наш дом. Черное зеркало – это экран смартфона, персонального компьютера, телевизора, а теперь еще и «умных часов» или Smart TV. Сериал «Черное зеркало» построен на отображении человеческой сущности в наших маленьких друзьях, в режиме якобы выключенного устройства. В фильме использованы как антиутопические, так и утопические сценарии, изредка сериал разворачивается в жанре детектива, но всегда картинка в приятном HD-качестве с новыми персонажами и свежими актерами. Каждая серия, включая даже первую, где речь идет о, казалось бы, привычном количестве просмотров и простом онлайн-голосовании, пропитана изобретениями в сфере технологий.
Каждая из отснятых серий рассматривает тот или иной архетип по Юнгу, вскрывает существующие противоречия в самом персонаже и его противоречия с окружающим миром. Возможно, все фильмы так или иначе являются социальными, так как сняты для людей, или по крайней мере людьми, но не только поэтому. Этот же фильм Социальный с большой буквы. В каждой новой серии раскрывается проблема человека не только на периферии капитализма, но и у жителей самого его ядра. Раскрывается и угнетенное положение человека в его отсталости – с одновременным развитием технологий, и вопрос отчуждения, а также регресс самой системы ценностей. К примеру, в одном из эпизодов человек рассматривается успешным / человечным относительно только одной шкалы: рейтинга, составляемого другими членами общества.
Стоит задаться вопросом: для чего люди вообще смотрят сериалы и отдельные художественные, документальные фильмы, только ли ради развлечения – или чтобы получить в некотором роде предостережения? Если поставить вопрос по-другому, стоит понять: зачем снимаются фильмы? В эпоху капитализма повсеместным трендом стал вектор создания кассовых фильмов – для снискания награды Оскар режиссерами, для дальнейшего поиска себя в топе самых-самых: самый дорогой, самый эффектный, самый страшный, самый смешной фильм, или же для увеселения большого зрителя – с использованием низкопробных шуток, а то и просто для эпатажа. Смотреть сериалы – это как один из лучших, чем работа, способов преодолеть мучающее тебя отчуждение. Сериал – это всего лишь очередной товар, который можно пассивно потреблять, и на время просмотра успешно бороться с чувством беспокойства, опасности, тревоги и вины. Сериалы, как и газеты, новостные сводки и другие непредосудительные способы отдыха – это всего лишь шаблонные способы преодоления одиночества путем приобщения к общим стандартным «продуктам». Кто изначально выбирает кино в кинотеатре, если не директор? А этот сериал скорее нужно выбрать самому, так как он ставит по-новому вопросы, мучающие человечество – философские, а иногда просто моральные. К примеру, каждая серия сатирически высмеивает один из пороков. Картина обращает внимание на то, как могут преобразиться эти пороки, какие странные и причудливые формы могут принять привычные нам жизненные ситуации под влиянием высоких технологий.
«Белое рождество»
(англ. White Christmas)
Люди, далекие от IT и тематики цифровой безопасности, представляют себе взлом данных как бесконечный поток зеленых символов на черном фоне (а-ля «Матрица») и методичный стук по клавишам. На самом же деле взлом – дело скучное, времязатратное и, как ни странно, редко имеющее прямое отношение к компьютеру. Опытный сотрудник электронной безопасности скажет вам, что наиболее эффективный метод взлома — это социальная инженерия. Ведь «взломать человека» куда проще, чем проделать это с машиной.
Именно чудеса социальной инженерии продемонстрированы в данном эпизоде. Мэтт и Джо уже более 5 лет живут на одиноком посту среди снежной пустыни. Они почти незнакомы и толком не знают, какую работу тут выполняют. В канун Рождества у них завязывается разговор, персонажи делятся между собой своими тайнами из прошлой жизни. Мэтт повествует о том, как он зарабатывал при помощи социальной инженерии. Каждая из его историй несет в себе отдельную идею, а потому стоит рассказать немного о всех.
Первый рассказ показывает, как важно все-таки оставаться собой. Мэтт занимался тем, что давал неудачникам инструкции по знакомству с девушками в режиме live посредством VoIP-связи (нечто вроде знакомого многим Skype). Его советы оказываются очень эффективными, однако один из клиентов, придерживаясь их, начинает приписывать себе качества и мысли, которыми он не обладает на самом деле. Девушка, с которой он встречается, принимает это за чистую монету, и их встреча заканчивается не совсем тем, чем ожидалось.
Другая история поднимает вечный вопрос «Что такое человек?» Что есть наше сознание в отрыве от тела? Действительно ли можно превращать то, что по-нашему определению не является человеком, в раба? Очень сложно описать эти моменты, не выдав сюжетного поворота, потому ограничимся расплывчатыми определениями.
После того, как Мэтт заканчивает, слово берет Джо, обычно неразговорчивый и замкнутый. Джо необходимо было выговориться, и он вывалил все подчистую.
Его история – о несчастной любви. В мире, который показан в серии, у каждого человека есть возможность «заблокировать» другого, тогда вместо лица и тела будет видно лишь пятно из черно-белых помех. Возможность слышать голос у заблокированного также пропадает. История Джо — это история о том, что скрывать некоторые вещи от дорогих тебе людей не стоит, это может привести к непоправимым последствиям. Мотив перекликается с эпизодом «Всё о тебе», ведь хороша только добровольная честность.
«Под откос»
(англ. Nosedive)
Серия про систему ценностей, которая работает уже сегодня, уже в нашем обществе для некоторых граждан. Ведь для нас с каждым днем становится все более важно иметь множество подписчиков, лайков, репостов, комментариев, мнений и отзывов о нас от других. Что становится совершенно неважным – так это наши собственные отношение и требования, выдвигаемые к самим себе. Важно, например, просто ходить на работу и никогда не опаздывать. Важно, чтобы босс не отчитал, или делать больше работы, чем другие, чтобы коллеги уважали. Важно быть идеальным в аккуратности, чтобы тебя уважали те, кто занимается уборкой. Кстати, именно они, живущие на положении хуже рабского, выполняя всю самую черную работу на должности уборщиков, одна из низших прослоек наемных работников, вынужденно занимающихся ненавистным для себя трудом, – являются подконтрольными тебе, тому, кто находится на более высоком уровне должностей. Важно также с благоговением относиться к людям из «высшего общества» и получать плюсики от них.
Наша главная героиня лезет из кожи вон, чтобы стать человеком в тренде, повысить свой рейтинг, переехать в лучшую квартиру, с этой целью готовит специальную речь для подруги на ее свадьбу, надеясь получить оценки от гостей. Но в итоге все выходит не так, как планировалось, и героиня приобретает нечто другое, нечто куда более важное, чем высокий рейтинг и признание окружающих.
Мы привыкли оценивать по разным шкалам книги, фильмы, сериалы, а в последнее время также фотографии и высказывания других людей. Сегодня едва ли кто-то станет смотреть фильм, набравший на IMDb меньше 5 баллов. В то же время многие картины, оцененные людьми хорошо, в действительности не имеют высокой культурной ценности. Это обусловлено тем, что каждый из нас переживает одинаковый опыт по-разному, будь то просмотр фильма, чтение книги или общение с живым человеком.
Если различные рейтинги – это средство контроля над режиссерами, писателями и сценаристами, то показанная в данном сериале система контролирует действия человека. Ты больше не можешь относиться к одному человеку хорошо, а к другому – плохо. Ты не можешь говорить то, о чем думаешь, и вынужден говорить только то, чего от тебя ждут. Необходимо идеально исполнять свою социальную роль, ведь каждый недочет отражается в твоей шкале обидной «единичкой» или другой плохой оценкой. Если же этих единичек станет слишком много, то никто не захочет иметь с тобой дела. А те, кто имеет высокий рейтинг, получают дополнительные возможности и льготы.
Важно, что в этой, а также в серии под названием «15 миллионов призов», показано открытое презрительное отношение к более низким по рангу – чтобы тебя уважали коллеги из твоего «круга» рейтинга и чтобы ты сам чувствовал радость от своего нынешнего жалкого положения. То есть, чтобы ценил то, что имеешь. Такую систему ценностей для каждого отдельно и такую систему контроля над всеми самим полисом, то есть самим государством, режиссер выносит на обсуждение.
Именно система рейтинга в соцсетях становится отправной точкой для передачи мысли о системе ценностных ориентиров каждого из нас. В обществе будущего мы можем сразу же увидеть рейтинг любого человека, но в то же время и нашу оценку могут увидеть абсолютно все наши друзья и знакомые, органы управления – например, пограничники или босс, а также сфера услуг. И если твоя оценка низковата для чьих-то запросов, то ты просто угнетаемый, ты недочеловек, ты уже не имеешь прав. Хотя это будущее уже наступило, ведь часто после знакомства мы сразу же спрашиваем, можно ли найти нового знакомого в сетях, и вдохновенно изучаем его характер, репутацию по социальной сети.
«Бета-тест»
(англ. Playtest)
По сложности и запутанности эпизод очень похож на «Белое рождество». И к тому же в нем речь опять о подключении технологий к сознанию – о самообучающейся программе, исследующей характер и слабые места психики. Поднимается вопрос о возможности совмещать иллюзию и реальность для подключенного.
Это рассказ о молодом парне, который уходит от проблем общения с матерью. Пытаясь «убежать от себя», Купер попадает в мир, в котором сложно отличить реальность от выдумки. Для заработка он сговаривается с девушкой-журналисткой о шпионаже в штабе компании по производству и испытанию игр, а с самим штабом договаривается об участии в испытаниях их игры. Испытание игры проходит то ли в сознании Купера, то ли в специально подготовленном доме – в какой-то момент это становится непонятным и самому зрителю.
Игра разработки молодого гения-корейца сверхреалистична. Испытания оказываются настолько правдоподобными, что превращаются в настоящий ад для несчастного тестировщика. Он в одиночестве. Игра в разработке. В итоге финал оказывается довольно драматичным и, все-таки, куда более мягким, чем можно было ожидать, исходя из развязки.
Основным вопросом серии становится раскрытие парадоксального вопроса китайского философа Чжуаньцзы. О том, где же находится человек – во сне (в игре), и ему снится, что он человек, – или он человек, и ему снится, что он играет. Эту мысль разработчики игры в фильме реализуют. Они настолько расширяют реальность созданием дополненной, что возвращение в настоящую становится ненужным. Отличный потребительский ответ на вопрос «Что делать?» – ведь в такой игре задействованы не только глаза, уши, руки, но и сфера психического. Эта же мысль будет чуть иначе раскрыта в серии «Сан-Джуниперо».
«Заткнись и танцуй»
(англ. Shut up and dance)
У героев этой серии не такой уж большой выбор: делать, что говорят, или умереть от стыда. Моральные ценности толкают героев на заключение договора с террористами, так как жизнь в обществе для них очень важна. Власть над послушниками террористы получают путем приобретения доступа к компрометирующей информации. Узнав все необходимое, террорист не отпускает жертву с крючка, пока сам не посчитает нужным. У него уже есть множество перепуганных марионеток, простых исполнителей, подлых трусов и маленьких послушных мальчиков.
Цели террористов абсолютно неизвестны, и вполне можно решить, что делалось это все just for lulz* (*просто ради прикола). Поднимается вопрос следования приказам хозяина под влиянием единственно страха. Раскрывается вопрос идеального исполнения задания «под прицелом пистолета». В массовом эксперименте подтверждается на практике тезис «страх – лучший стимул», когда нет никакой теории, нет просвещения населения и плана действий на случай попадания на крючок, нет общего понимания природы вещей, современной политической ситуации, нет вообще ничего – только страх.
Откуда берутся человеческие страхи и к чему они могут привести, когда кто-то очень умело ими манипулирует?
Под давлением страха оказаться выброшенным на улицу (стать экономическим и социальным маргиналом) уже современный человек покорно выполняет любую ненавистную ему работу, лишь бы не выпало на его долю наказание от таинственного хозяина.
Кроме того, в фильме раскрывается вопрос идеалистичных представлений человека о самом себе и его неспособности решать возникшие противоречия самостоятельно, путем задействования мышления.
«Сан-Джуниперо»
(англ. San Junipero)
Эпизод «Сан-Джуниперо» выпадает из общей картины сериала, не содержит никакого предостережения, тут нет технологий, убивающих душу. Лишь он, изо всей череды, показывает позитивное влияние технологического прогресса на общество. Здесь уместно будет перефразировать Вольтера: если рая нет, то его следовало бы изобрести. Именно таким раем и становится город Сан-Джуниперо. Город середины 80-х, который стремительно меняет свой облик. Зритель в течении первой половины эпизода не понимает, в чем подвох. Ведь это «Черное зеркало», и тут не может все быть так просто.
Серия сосредоточена на раскрытии персонажей. Они – те, кем, возможно, никогда не были раньше, ведь в Сан-Джуниперо каждый может быть самим собой. Город открывает возможность проявить себя настоящих, а не прятаться или подражать. Дать волю чувствам и эмоциям, воплотить в жизнь свои мечты и желания, независимо от того, насколько странными они кажутся окружающим, – и не столкнуться с осуждением. Ведь многие в нашем современном мире лишены такой возможности. Видимо, в этом и есть посыл серии – нужно дать возможность реализации тем людям, которые её не имеют, не заставлять «не таких» подражать и притворяться.
«Человек против огня»
(англ. Man against fire)
Полнометражный фильм об увлекательной работе в армии на благо государства. Что нужно делать? Почти ничего: тренироваться и убивать врагов. Кто враги? Отвратительные чудовища, да еще и с инфекцией в крови. Что может быть любимей и милее такой работы? Только сон, ведь он запрограммирован только на лучшие воспоминания.
Новые технологии оказались опять не в тех руках. Именно там они наносят наибольший урон человеческому: состраданию, поддержке, солидарности, взаимопомощи – полностью убивая эти качества. На кону только комфортная сытая и понятная жизнь, а бороться следует по принципам конкуренции: только на выживание, только защищая генофонд нации, ну и хранить свое индивидуальное благополучие. Где-то такое уже случалось. В истории – теория расового отбора, в кинематографе – антиутопия «Гаттака» об использовании вещества, которое напрочь отбивало ощущения и эмоции у защитников правящего класса. Эпизод иллюстрирует книгу S. L. A. Marshall Men Against Fire: The Problem of Battle Command.
Ставится вопрос о выборе, который возникает перед каждым из нас ежедневно, как в Матрице: правда и мучения – или ложь и роскошная жизнь. Естественно, правильный выбор предвосхищает теория, состоящая из пропаганды, шквала выдуманных фактов и угрозы мучений до конца дней. Страшно даже представить, не то проверить, что произойдет, если сделать выбор в пользу коллектива? Как решает эту дилемму главный герой Страйп? Какую современную страну Вам напоминает военный полигон и события фильма?
«Враг народа»
(англ. Hated in the Nation)
Пожалуй, пока что самая интригующая серия из всего шестого сезона (IMHO). Тоже полнометражная картина раскрывается в духе лучших детективов, а начинается с эпизодов судебного заседания над людьми, которые имели отношения к преступнику – врагу нации. Этот враг – очень умный, настоящий кибернетический гений, как его называет бывшая подруга, а ко всему прочему, его цели были исключительно гуманистическими.
Сочетая ум и своеобразные идеи о том, как именно должно выглядеть общество, наш гений, казалось бы, уходит в монахи для приближения к истине и наполнения своей деятельности содержанием – но нет, он просто скрывается где-то в Азии.
Существуют две кардинально разные точки зрения на проблему, проиллюстрированную данной историей. Какая ответственность должна быть возложена на человека за его слова? А за слова, сказанные на просторах Интернета? Приверженцы морали считают, что даже в Интернете, в условиях тотальной свободы слова нужно думать, что ты говоришь, и что нельзя оскорблять кого-либо просто шутки ради. Однако им возразят Anonymous и многие другие люди, у которых начинается припадок смеха при мысли, что кто-либо способен вполне серьезно воспринимать написанное анонимным незнакомцем в Интернете.
По счастливой случайности, незадолго до написания этого обзора в Киеве проходила презентация на тему «Новые технологии: освобождение или угнетение?» проводимая «Центром социальных и трудовых исследований». Естественно, вопросы, задаваемые сериалом, перекликаются с поднятыми на семинаре. Технологическое развитие – не панацея. Гораздо важнее то, в каком обществе разработаны технологии.
Автоматизация производства может приводить к разным побочным эффектам в обществе капитализма и социалистическом обществе. По-разному будут срабатывать и все остальные технологии, описываемые в сериале, если сохранятся существующие общественные отношения. В «Черном зеркале» явно прослеживаются метаморфозы, которые возникают из-за несоответствия общественных отношений технологическому развитию. Страшно представить себе, что могло случиться, если бы современный конвейер изобрели в рабовладельческую эпоху. Какие страшные применения электричеству нашла бы испанская инквизиция? Что случилось бы с миром, окажись у Германии во времена Первой мировой атомная бомба? Точно ничего хорошего… Именно об этом сериал – ведь ничего путного не выйдет, если люди прошлого будут пытаться жить в мире будущего.