Чем ближе выборы, тем больше на улицах города агитации. Партии готовятся к местным киевским выборам за пол года. Вот уже несколько месяцев они раздают листовки и газеты, в которых обвиняют во всех проблемах и бедах страны своих оппонентов — мэрию, действующую коалицию, оппозицию, внешние силы, разнообразные партии и многих других. Ближе к выборам, массово вступают в бой билборды, митинги, концерты в поддержку депутатов, рисунки на заборах. И вместе с ними — интернет-солдаты политического фронта.
В этой статье речь пойдёт о людях, работающих в сети за деньги и ведущих политическую агитацию на заказ. Встретиться вам они могут во время любых выборов в комментариях больших украинских пабликов сетей «ВКонтакте» и «Фейсбук». Называть их можно интернет-троллями, интернет-агитаторами, специалистами по чёрному пиару или, если использовать самый популярный термин, — проплаченными ботами.
Вся информация, записанная ниже, основана на моём личном опыте работы. В статье будут приведены скриншоты диалогов и часть материалов, которые использовались во время последних выборов. Имена и фамилии людей, работающих ботами, заменены специально, в целях сохранения конфиденциальности.
О себе скажу немного: я студент одного из киевских вузов, поддержавший события на Майдане. Сегодня всеми силами хочу, чтобы в Украине наконец наступил мир, а наша страна получила необходимые реформы, особенно в экономической и социальной сферах. Я против популистских обещаний и бездумного следования за любыми политиками, основываясь только на цвете, в который они себя красят.
Итак, в проект меня пригласил Норд — университетский друг. В один день он прямо спросил меня, не хочу ли я заработать 400 долларов за месяц. Предложение поступило перед прошлыми парламентскими выборами, осенью, и при курсе в 13 гривен за доллар эта сумма равнялась 5200 гривнам. Невиданная щедрость, особенно учитывая сложную экономическую ситуацию, да ещё и оплата в у. е. Так что я согласился.
Со слов Норда, к работе было подключено порядка 20 людей, разделённых на две команды. О второй ему рассказывал Иван — наш координатор и куратор. Условия у всех были одинаковые, как и заработная плата.
Наша команда решила именовать себя гордым названием «Волки с Волк-стрит». Как-никак мы в проекте были только ради денег.Некоторых людей из команды я знал и раньше, с другими познакомился в процессе работы. Практически все — студенты, многие с активной гражданской позицией. Кроме Норда, как минимум трое активно участвовали в волонтёрской деятельности, и практически все поддерживали Майдан во время событий полуторагодичной давности.Весь материал нам предоставил Иван: это была пачка картинок разнообразного содержания из групп «Юлестоп» и «Кулявлоба» в «Фейсбуке» (работают до сих пор), ссылки на видео, а также Fb_50.docx — список из пятидесяти пабликов и страниц «Фейсбука», на которых нужно оставлять комментарии.В файле Fb_50 находились ссылки на разнообразные страницы пользователей и интернет-сообщества. Большей частью все они так или иначе имели отношение к украинской политике — к примеру, городской паблик «Типичный Киев», который является популярной площадкой для споров на эту тему. В списке были также страницы Дениса Бигуса, Владимира Кличко, Майкла Щура, Балашова и многих других. Из партий присутствовали «Батьківщина», «Оппозиционный блок», «Украинский выбор» и «Демократический альянс». Блока Порошенко в списке не оказалось.
Для того чтобы быстро получать скриншоты комментариев, Норд порекомендовал использовать программу Lightshot, позволяющую делать это одним нажатием кнопки. Учитывая большое количество комментариев, она помогла сэкономить достаточно времени, ведь в первый «рабочий день» на всё ушло порядка трёх с половиной часов. В последующие дни рассылать комментарии получалось уже за два часа.
Время от времени Иван присылал нам новые картинки и видео и говорил о новых инструкциях: Вначале пропорция картинок о Яценюке и Тимошенко была 60% на 40%, а ближе ко дню выборов сместилась аж к 80% на 20%. Скорее всего, наш заказчик именно в Яценюке видел своего главного противника.
Первую неделю работа проходила нормально, хватало четырёх начальных аккаунтов. Каждый день после учебы я заходил на «Фейсбук» и занимался тем, что распространял картинки и видео по страницам из списка. Вскоре из-за чрезмерной активности на аккаунтах ботов «Фейсбук» начал запрашивать номер мобильного телефона для авторизации.
Чтобы обойти систему слежения за ботами, мы использовали Яндекс.Браузер, в котором можно создавать отдельные учётные записи. Каждая страница пользователя в браузере отвечала одной странице бота. Поначалу это помогало.Вскоре работать с ботами стало сложнее, поскольку их начали массово удалять, либо просить привязать их к номеру телефона или даже отправить на сайт фото своих документов. С каждым днём блокировали всё больше, и каждый раз приходилось создавать «нового человека».В связи с частым блокированием заказчик решил выделить нам деньги на покупку сим-карт, чтобы можно было привязывать номер телефона к аккаунтам. Таким образом, за всё время работы я использовал порядка шести разных карт, к каждой можно было присоединить двух-трёх ботов.
В середине первой недели нас пригласили проводить агитацию также и в реальном мире. На эту работу согласились немногие.Вскоре мы навели шуму в «Фейсбуке» настолько, что нам начали посвящать отдельные посты:Подобные сообщения для нас как своеобразная похвала за качественную работу. Если уж мы смогли добиться внимания Чепиноги и Дениса Бигуса, мы стопроцентно добились внимания простых пользователей «Фейсбука». Координатор передал, что заказчик доволен и даже готов выплатить премиальные тем, кто будет вступать в споры с пользователями. Для дополнительных у.е. к зарплате нужно было в дневной отчёт добавить доказательства переписки в виде скриншота.
Вскоре к работе на информационном фронте подключились и другие агитаторы, которые работали точно так же, как мы: создавали страницу с выдуманными именем и фамилией, ставили любую картинку на аватарку (часто жёлто-синюю, «патриотическую») и писали сотни комментариев с картинками и ссылками на видео.Однажды нам даже попался бот от партии Балашова «5.10», который не особо старался. Мы назвали его «ботом эконом-класса».До конца первой недели многие сомневались в том, что зарплату таки выплатят. Уж больно простая работа, и слишком большие деньги. Но вскоре Норд развеял все наши сомнения.Да, мы получили по 100 долларов за семь рабочих дней, забрасывая странички известных людей всякими картинками. Первая зарплата придала нам оптимизма и уверенности в своих силах, и работа пошла намного легче и быстрее. Каждую неделю в день выплат Норд передавал нам заслуженные 100 долларов.
О следующих трёх неделях подробно рассказывать нет смысла: мы создавали странички, писали комментарии с картинками и видео, пока ботов не банил «Фейсбук», а когда это случалось, мы вновь создавали новых. В итоге у нас даже появился своеобразный профессиональный юмор.Иногда «Фейсбук» удалял ботов почти сразу после захода в 20 комментариев, но порой случались и хорошие дни. Так пролетел месяц, и в преддверии завершения работы мы получили новое задание от Норда: написать небольшой отчёт о работе, удалённых ботах, количестве использованных сим-карт, ответов на комментарии и прочего.Некоторые действительно получили надбавку в 50 долларов за хорошо проделанную работу. Критерии, по которым её можно было получить, нам сказал Иван:Двадцать пятого октября наступил «день тишины», и мы прекратили забрасывать «Фейсбук» картинками. На следующий день мы как добропорядочные граждане и патриоты своей страны пошли на выборы голосовать. Вскоре пришла наша последняя зарплата, и к нашему удивлению, это были купюры нового образца.Так закончилась наша нелёгкая работа на информационном фронте политики. Неизвестно, повлияла ли она на количество голосов, отданных Яценюку и Тимошенко, но нам было всё равно.
Если подсчитать, то нашим двум командам заказчик заплатил 8 тысяч долларов. В переводе на сегодняшний курс, где доллар стоит 23 гривны, это 184 тысячи гривен. Прибавьте сюда деньги за несколько флешмобов с бойкотом, многомесячное использование билбордов, оплату на митингах и концертах и прочие «прелести выборов», и вы получите достаточно большую сумму. А теперь умножьте её в несколько раз, поскольку другие партии тоже не отказывали себе в подобном удовольствии.
Было бы хорошо хоть немного обуздать такую предвыборную расточительность политиков, например введением законов на ограничение агитации. Пытаться обуздать желание граждан получить лёгкие деньги — бесполезно.
В преддверии выборов не удивляйтесь внезапному появлению подобных команд, ведь всем хочется заработать. Запомните, как можно определить проплаченных ботов:
1) Чаще всего они оставляют короткий комментарий с видео или картинкой.
2) Комментарии ботов очень редко относятся к посту выше. Чаще всего они пытаются «притянуть» его к своей теме. К примеру, к новости о поимке опасного преступника они могут написать комментарий вроде: «А стоило ловить депутата Иванова!»
3) Страница бота создана сравнительно недавно и не имеет ничего, кроме коротких данных (естественно, фальшивых) и пары-тройки картинок.
4) На аватарке бота стоит картинка, найденная в сети. Это может быть что угодно: от украинского флага до рыжеволосой девушки .
5) Боты любят использовать призывы. Чаще всего — к просмотру их картинки, статьи, видео или прочего.
6) Боты никогда не пытаются кого-то похвалить, а пытаются облить грязью других («А вот депутат Иванов — вор и аферист! Смотрите это видео!»).
7) Боты работают в командах. Поэтому, если на странице появляется Николай Николаев и начинает поливать грязью депутата Ивана Иванова, вскоре к нему может присоединиться и Олег Олегов с теми же лозунгами и картинками.
8) Некоторые люди занимаются тем же, чем и проплаченные боты, поэтому не каждый человек, который набрасывается с нападками на депутата Ивана Иванова, — проплаченный бот. Вполне вероятно, это реальный житель вашего города, недовольный действиями вышеуказанного депутата.
И в завершение: всегда анализируйте информацию в интернете. В особенности ту, которая исходит от страниц непонятных субъектов в виде весёлых картинок и коротких видео. Интернет-тролли есть и будут, как и очереди за гречкой у палаток политических партий, «подарки от депутатов» и прочее. Всегда есть заказчик, который ради результата готов потратить деньги, и, что грустно, есть исполнитель (студент-тролль, нищая бабушка, ваш сосед на лестничной площадке). Главная проблема в том, что заказчик действительно тратит намного меньше, чем получает, пусть даже для исполнителя предвыборной работы такая сумма кажется заоблачной. Пройдя в Верховную Раду, заказчик сможет покрыть все свои расходы на агитацию не только благодаря зарплате, но и через возможности новой должности. В том числе через нелегальные дела.
Таким образом электорат — это средство получения цели. Обычный человек пытается быть субъектом политики, но благодаря грязным технологиям становится объектом, а если просто — вещью. Более того, он рад такой вещью быть, поскольку ему за это платят.
Подобные технологии достаточно эффективны, потому что создают иллюзию массовости. Читая новости в сети, вы можете наткнуться на много сотен комментариев с приложенным фото партии Ивана Иванова, которые рассказывают о том, что этот депутат подкупает избирателей печеньем и чаем. Сам пакет немного исправлен в фотошопе, но это заметно, только если присмотреться, что избиратель делает крайне редко. Он вполне может клюнуть на эту удочку, будучи уверенным в том, что сотни людей не могут ошибаться. Хотя на самом деле все они — это студент Артём, отправляющий с поддельных аккаунтов обвинения с поддельными доказательствами.