Морган Рюбетти
Цветовой код не изменился. Открывая каталоги магазинов игрушек за несколько дней до Рождества, быстро обнаруживаешь, что стереотипы всё ещё очень живучи, несмотря на заметные усилия.
Игрушки с гендерной принадлежностью или игрушки-унисекс? Не имеет значения, «мы дарим детям то, что они просят, у нас особо нет выбора», — утверждает Бенедикт, мать двоих детей. Она подарила игрушечную кухонную плиту и куклу двум своим сыновьям, «потому что они с ними много играли в яслях». В этом году они выбрали «лошадки-плеймобили». В возрасте 9 лет племянник Амели «много играет с "девчачьими" игрушками, например с косметикой, куклами, сумочками… Мы поставили в приоритет выбор ребёнка и то, к чему он проявляет интерес. Мы также купили игрушки-унисекс, чтобы все дети могли играть вместе».
Некоторые производители предпочитают создавать одну версию игрушек – для девочек, другую – для мальчиков, чтобы стимулировать продажи. (Фотоиллюстрация: MYCHELE DANIAU/AFP)
Относя себя к «старой школе», Реми сначала дарил игрушки, которые казались ему «целесообразными». «Я быстро осознал, что моя внучка предпочитает вместе с братом играть с машинками и химической лабораторией. Нельзя забывать, что мы делаем подарок ИМ, поэтому наша цель — доставить ИМ удовольствие».
"Для детей до 3 лет игрушки не разделяются по полу. В этом возрасте они еще не осознают свой пол и просто играют с тем, что радует других детей."
И чтобы помочь людям с выбором подарков, каталоги тоже изменили тактику. «В них больше нет сортировки по полу, только по видам деятельности», — объясняет Франк Матэ, национальный представитель Joué Club. На первых страницах большинства каталогов маленькие мальчики и девочки восхищаются развивающими игрушками всех цветов. «Для детей до 3 лет игрушки не разделяются по полу. В этом возрасте они еще не осознают свой пол и просто играют с тем, что радует других детей», — уточняет психолог Анн Бакю, автор книги «Ваш ребенок в возрасте от 3 до 6 лет».
Следующая категория игр — «игра в имитацию». Здесь тоже есть определенные изменения. Мальчик и девочка вместе играют с кухонной плитой нейтральных цветов. То же самое при воспроизведении процесса покупок. «Общество изменилось, роль отца эволюционировала в повседневной жизни, а, соответственно, и восприятие производителей изменилось. Теперь они предлагают игрушки для ведения домашнего хозяйства, которые предназначены как для девочек, так и для мальчиков, без исключений», — уточняет Франк Матэ.
Сегментация игрушек, чтобы «открытить виды деятельности» для всех
Двигаемся дальше: старые закладки «игрушки для девочек» и «игрушки для мальчиков» исчезли, но цветовой код не изменился. Розовый – для девочек. Голубой – для мальчиков. В большинстве каталогов очень редко можно встретить фотографии мальчиков, играющих с куклой, и практически ни одной фотографии девочки в категории машины/герои. Количество товаров, таких как машинки на радиоуправлении или фотоаппараты, изображенных в розово-голубых тонах, снизилось. «Производители решили сегментировать определенные игрушки, чтобы не только стимулировать продажи, но и открыть “мальчишечьи” виды деятельности для девочек и наоборот», — объясняет представитель Joué Club.
"В городе Lego, предназначенном в большей степени для мальчиков, деятельность вращалась вокруг пожарной станции, полиции или космических кораблей."
Это как раз случай конструктора Lego. В 1981 году игра была унисекс: в рекламе мальчик и девочка гордо демонстрируют свои сооружения. Но постепенно девочки из рекламы исчезли. В 2011 году кампания «Build Together» (Строим вместе) показывает момент совместной деятельности только в комбинации «отец-сын». На следующий год группа решает создать Lego friends, чтобы игра могла положительно повлиять и на развитие девочек. «Lego friends — первый опыт оптимизации конструктора Lego под вкусы и интересы девочек», — заявляет Мадс Ниппер, исполнительный вице-президент по вопросам продукции и рынка. Фиолетовая коробка, розовые детали и пять главных героинь, которые готовят еду, ходят в салон красоты, украшают дом, занимаются шоппингом. А в городе Lego, более старом и предназначенном преимущественно для мальчиков, деятельность вращалась вокруг пожарной станции, полиции или космических кораблей.
Справа мальчик и девочка гордо демонстрируют свои конструкции. В 1981 году детали были нейтральных цветов, а сама игра считалась унисекс. Слева – новая версия Lego friends, предназначенная для девочек. (Коллаж из рекламы Lego 1981 года и игры Lego Friends 2014 года)
«Существует иерархия» между голубыми и розовыми страничками
В прошлом году многие родители, преподаватели и пользователи Интернета обратили внимание на крупный торговый центр Leclerc из-за того, как были размещены игрушки на его полках. Друг напротив друга стояли два стеллажа. Один — розовый, на котором располагалась табличка «Игрушки для девочек/Я — принцесса», а другой — голубой с табличкой «Игрушки для мальчиков/Я — герой». В том же году Высший совет по теле- и радиовещанию Франции сообщил о сексизме в рекламе игрушек.
А еще в этом же самом году девочкам присваиваются игрушки, развивающие креативность и воображение. Часто такие игры крутятся, например, вокруг ухода за собой. А игрушки для мальчиков в основном взывают к действию. Даже на страничках, посвященных «науке», на иллюстрациях нет фотографий девочек.
Таким образом, разница в цветовой гамме и видах деятельности по-прежнему присутствует в мире игрушек. На своем сайте, D’arpèje, например, не стесняется разделять «любимых героев для мальчиков» и для девочек.
"Родители будут больше обеспокоены, если мальчик начнёт интересоваться куклами, чем если девочка захочет играть с машинками."
«Я считаю это унизительным. Мы сразу ставим детей в рамки. Девочки должны просматривать розовые странички и не осмеливаться полистать голубые, а мальчикам будет стыдно взглянуть в сторону розового», — возмущается психолог Анн Бакю. По ее словам, помимо цвета, «есть еще и иерархия»: «Розовые страницы про вселенную принцессы считаются “ниже” голубых. Родители будут больше обеспокоены, если мальчик начнёт интересоваться куклами, чем если девочка захочет играть с машинками. Так мы и воспитываем детей: девочек учим, что они слабее и ниже, а мальчикам говорим, что они должны быть сильными».
Пользователи Твиттера также отметили, что в этом году некоторые торговые центры еще больше разграничивают женские и мужские игры. Для борьбы с таким разделением ассоциации Osez le féminisme, Les Chiennes de gardes и Pépite sexiste снова заявляют о сексистском маркетинге в кампании «Надоел розовый». Хоть эти организации и отмечают «определенный прогресс» и «явное наличие мотивации» у некоторых магазинов игрушек, большинство из них всё же получают «плохие оценки».
Перевела Алиса Гутнева по публикации: Rubetti, M., 2018. "À l'approche de Noël, les jouets sont toujours roses pour les filles et bleus pour les garçons". In: lefigaro.fr. Available 9.01.2020 at: [link].