Світ

ЗА МАРКСА. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ КИНОКАРТИНЫ

29.07.2013
|
Ілля Власюк
4912

«За Маркса» — звучит как тост или боевой клич. Такое название носит последний фильм Светланы Басковой, на днях выложенный в сеть для бесплатного скачивания. Стоит отметить, что до этого фильм был показан на многочисленных кинофестивалях и во множестве киноклубов.

Фильм рассказывает о попытке независимого профсоюза на крупном индустриальном предприятии бороться за права и интересы рабочих. О том, к чему приводит такая борьба. О рабочем классе и классе капиталистов в современной России.

События происходят на большом металлургическом комбинате. Заметим, что продукция тяжелой металлургии составляет 5% ВВП РФ, а в Украине — от 27 до 33% ВВП. Можно сказать, что для экономики постсоветских стран, ориентированной на экспорт первично обработанного сырья, это одна из стратегических сфер.

Действие фильма происходит в 2010 году, но можно было бы предположить, что двадцать лет назад, если бы не мобильные телефоны у рабочих и элементы интерьера в кабинете начальства. Действительно, несмотря на огромный скачок технологий, сталелитейный цех выглядит так же, как и двадцать, как и пятьдесят, и семьдесят лет назад.

Именно в сталелитейном цеху образовывается очаг независимого профсоюза. Его костяк составляют бригадир, мастер цеха и рабочий, должность которого не указана. Все они — люди среднего возраста и напоминают мне отца. Обычные работяги, которые зарабатывают деньги, относительно неплохие. Предполагаю, что их родственники в деревне живут исключительно с натурального хозяйства. Однако их достало.

На дворе Кризис, руководство урезает зарплаты, готовит сокращение персонала, проводит финансовые махинации. Наши герои — люди советского воспитания. В них еще теплится утраченное моим поколением чувство социальной справедливости. И они, в обход «желтого» профсоюза, выдвигают экономические требования к руководству: отменить сокращение зарплат, планируемые увольнения, вернуть льготы за вредность и провести аттестацию рабочих мест.

Это практически один в один напоминает ситуацию того же 2010 года в городе Комсомольск Полтавской области. Там, на приносящем прибыль и градообразующем предприятии, на горно-обогатительном комбинате, принадлежащем Дмитрию Жеваго, рабочие выдвинули подобные — казалось бы, совершенно незначительные — требования. Тогда из-за нерасторопности лидеров независимого профсоюза и давления собственника рабочие выступления были подавлены, а активисты — уволены. Однако это стало прецедентом. В новой, независимой Украине, на растущем и прибыльном предприятии появились зачатки рабочего движения.

В России же это произошло чуть раньше. Стоит вспомнить события на заводе «Форд» во Всеволжске, «Хайнекен» в Санкт-Петербурге. Заслуга Светланы Басковой в том, что она, возможно впервые, обратила на это внимание. Показала замалчиваемую до этого сторону российской жизни. Это — реальность, и закрыть глаза на нее не получится.

Но вернемся все же к самому фильму. Рабочие активисты показаны там такими, как их хотели бы видеть марксисты, — умными людьми, читающими книги и обсуждающими Белинского с Гоголем. Характерен диалог профсоюзного активиста старшего возраста с молодым товарищем. Новоприсоеденившемуся к профсоюзу по-отечески объясняют, что современная система образования ничему не учит людей, и поэтому остается лишь самообразование. Позволю себе не согласиться с противопоставлением эрудированных людей, получивших еще советское образование, и «пустых», получивших образование в последние 10-15 лет. Безусловно, уровень школьного, среднего технического, а во многих сферах и высшего образования в советские времена был намного выше. Но с дезориентацией последних двадцати пяти лет и когда-то начитанная техническая интеллигенция превращается в телезомби или русских мужичков с топориком за поясом. То, что наши герои не такие, — это сочетание объективных и субъективных моментов их жизни. Они — вопреки. И именно такие люди могут (возможно по наивности) бросить вызов Системе.

Так же карикатурно изображен и класс-антагонист. Молодой и задиристый собственник завода Павел Сергеевич, волнующийся о том, что у него в офисе висит не та коллекция живописи, — это как буржуй из раннесоветской визуальной пропаганды: в цилиндре, с крючковатым носом и ногтями. Буржуазия вполне усвоила скромные нормы протестантской этики. И вряд ли какой-то самодур будет рисковать прибылью и производством ради престижа и хвастовства перед заграничными коллегами.

Да и вульгарное отношение к остальным как к быдлу, холопам — это, опять же, художественная гипербола. Безусловно, Ринат Леонидович Ахметов именно так воспринимает своих менее успешных коллег и подчиненных. Но вряд ли он даже самому себе может в этом признаться.

Конечно, режиссер использует тут специально яркие краски. «Свой» замминистра упрекает Павла, сына такой же большой шишки на пенсии — уставшего от жизни бывшего КГБиста Сергея Викторовича, что тот никак не вырастет из девяностых — ведет себя как бандит. Мол, наши связи уже не всегда работают, модернизация и все такое.

Зато во время наипрямейшего проявления классовой борьбы была вскрыта другая характерная черта постсоветской буржуазии — религиозность. Серьезному господину не пристало не верить в Господа. Ну или хотя бы не следовать некоторым ритуалам. Это элемент корпоративной культуры. «Ах ты, креста не носишь? Ты что, сука, в Бога не веришь?!», — но ангелы бы обожгли свои крылья у доменной печи, им там не место.

Своя роль отведена тут и топ-менеджменту (а с ним и всему менеджменту) — представителям противоречивых классовых позиций. В итоге, когда Прокуратура и Налоговая начинают интересоваться финансовыми махинациями, «крайним» оказывается управляющий Додик.

Особенно стоит отметить специфическую манеру съемки рабочих — а их сыграли как профессиональные актеры, так и реальные профсоюзные активисты. Камера не пропускает уродства. Нездоровая кожа, щетина, неопрятность одежды не обойдена стороной. А в мейнстримном российском кинематографе часто видим людей с далеко не российской внешностью и одеждой. На этом, наверное, режиссер хотела сделать отдельный акцент. Кроме противопоставления эксплуатируемый — эксплуататор, подчиняемый — подчиненный, вводится еще и эстетическая категория безобразное — прекрасное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КIНОПОЇЗД НА ХМЗ (Анастасiя Рябчук, Вiталiй Атанасов)

СПЕКОТНI ДНI КОМСОМОЛЬСЬКОЇ «IТАЛIЙКИ» (Захар Попович)

ОЛЕГ ДУБРОВСЬКИЙ: «Адміністрація назвала мене підбурювачем і професійним організатором страйків. Це найвища оцінка моїй діяльності»

ДЕНІЕЛ ВАЛКОВІЦ: «Ми хотіли почути іншу версію історії — розказану робітниками»

Поділитись