Ukraine

О КРЫМЕ, АРМЯНАХ И ЛИЦЕМЕРИИ

08.07.2015
|
Борис Рудь
5696

За кого только не переживали украинцы на прошедшей неделе. В первую очередь, конечно, украинцы дежурно переживали за крымских татар. У тех приближался день национального флага, да и в Крыму неумолимо наступал «высокий сезон». А значит, снова нужно вспомнить о пустынных крымских пляжах или о том, как «оккупационные власти» не дают проводить очередной праздник. Но в скором времени эти переживания сменились другими. В Армении случился «ЭлектроЕреван». «За вашу и нашу свободу!», ― дружно подхватили отечественные СМИ. И хотя сами армяне всячески открещивались от гордого имени Майдана для своих протестов, украинские журналисты не оставили им шансов. Потом, правда, все-таки спохватились и начали выяснять, отчего «Майдан» таки не равно «Баграмян». Хотя некоторые и продолжают упорствовать.

Признаться, я уже думал, что эта запись, которую я задумал еще в мае, обречена. Но невежество власти и ее штатных пропагандистов, а также их этноцентризм меня в некоем роде спасли. Между днем крымско-татарского флага и днем конституции Украины притаилась еще одна дата. Не столь, правда, радостная. Но для населения Крыма весьма значимая. Речь идет о дне депортации крымских народов. Какой такой «день депортации»? Разве не его государство с пафосом отметило 17 мая? И каких таких «крымских народов»? Народ в Крыму один ― крымские татары, а все остальное, как модно нынче выражаться, «зайды», «потомки оккупантов». На первый вопрос ответить достаточно просто: день депортации крымских татар и день депортации крымских народов ― разные даты. В 1944 татар действительно депортировали в мае. А вот уже через месяц эта участь постигла другие народы, населявшие полуостров: греков, армян и болгар. Кстати, ни крымско-татарская, ни последующая депортация не были первыми на полуострове. Еще в 1941 году из Крыма насильственно выселили немцев. Через год ― общину итальянцев. На второй вопрос ответить тоже просто. Собственно, я уже на него и ответил. Остается лишь уточнить, что если немцев, появившихся в начале 19-го века, можно условно назвать «пришлыми», то проделать такой номер с армянами и греками не получится. Наверное, пора вводить в оборот гривну старого образца, чтобы молодые люди вспомнили, что греки были одними из первых колонизаторов Крыма. А армяне на полуострове с 8-го века. Более того, княжество Феодоро, существовавшее с 12 по 15 век, по одной из наиболее распространенных версий, возглавлял армянский род Гаврасов. Представители этого народа издревле славились своим умением работать с камнем. Они приложили свою руку и Ханскому дворцу в Бахчисарае, и ко многим другим, казалось бы, не связанным с ними, сооружениям. А что и говорить про церкви в Феодосии или Сурб-Хач!

Вроде бы, вот тебе и еще одна памятная дата, которая тем более «на руку» на фоне разворачивающихся в Армении событий. Тем более, можно вспомнить, что депортировали в 1944 году всех, до кого смогли дотянуться, без оглядки на былые заслуги. Так, в депортации оказался легендарный крымский партизан ― грек Михаил Македонский, чьи заслуги в борьбе с нацистами крайне сложно переоценить.

Но это же Украина, детка. И к Крыму подошли c тем же подходом, как, собственно и ко всей стране в целом. «Пам’ятай, чужинець, ― тут господар українець», но на крымский лад. В Крыму есть один «коренной» народ. Все остальное ― от лукавого. И плевать, что и греки, и армяне появились на полуострове раньше крымских татар. И начхать, что есть еще караимы и что остались редкие потомки крымчаков (не «крымцев»!) ― этносы, как полагают некоторые исследователи, появившиеся именно в Крыму. Все это ― не совсем «коренные». И трагедия их ― это так себе трагедия. Их если и можно вспомнить, то мельком, походя, 18 мая. Но государственную информационную политику проводят так, словно кроме одного народа в Крыму других не было. А крымских татар нужно намертво привязать к Меджлису, отношение к которому среди них весьма разное и не всегда положительное. Особенно, на фоне заявлений лидеров Меджлиса о необходимости блокады Крыма. Ясновельможных эфенди выгнали с земли, так пусть же теперь простые татары поголодают в их славу.

Показательно, что в украинских СМИ новостей о скорбной дате 27 июня так и не появилось. И это на фоне заверений в любви к братскому армянскому народу и пожеланий удачи участникам акций протеста в Ереване. Довольно лицемерно, как по мне. Даже мои знакомые украинские армяне – патриоты, 18 мая постившие траурную символику, эту дату пропустили.

Возвращаясь к армянскому протесту, хотелось бы заметить следующую закономерность: как только окончательно стало понятно, что ЭлектроЕреван не про смену власти и геополитической ориентации, а все-таки про тарифы, протесты в столице Армении отошли на второй план в повестке украинских СМИ. Практически никто, за редкими исключениями, так и не осветил раскол среди протестующих и прочие интересные нюансы. Зато как только шла речь о возможном силовом решении конфликта, как отечественные журналисты сразу же вспоминали, а «че там у армян».

Это, как и отношение к дате 27 июня, пожалуй, и является ярким показателем того, кому, перефразируя одного украинского президента, действительно «болить Вірменія», а кому нужно всего-лишь подтверждение правильности и даже святости своего выбора, сделанного в ноябре 2014.

Share