Politics

Общество и общественный транспорт

25.02.2015
|
Artem Tidva
6168

19 февраля 2015 года активисты левых и профсоюзных организаций перешли от слов к прямому действию.

Ранее ими публиковалось множество аналитических материалов на тему альтернатив подорожанию  проезда в столичном общественном транспорте, они совершенно бесплатно внедрили открытую бухгалтерию в захваченном студентами Министерстве образования, они проводили акции протеста против подорожания услуг муниципальных перевозчиков  и информационные кампании за открытую бухгалтерию на коммунальных предприятиях. Их можно было увидеть под Кабмином, под Горсоветом  и даже под землей.

Всеми этими действиями левые стремятся добиться прямой демократии на коммунальных предприятиях, ликвидировать там теневые схемы, а так же расширить доступность общественных благ.

 Общественный транспорт как общественное благо

Подорожание проезда в общественном транспорте знатные «воры в законе» называли неизбежным, в связи с «нерентабельностью» дотируемого из городского бюджета общественного блага. Но должен ли приносить коммерческий доход свет маяка, направляющий моряков ночью?

Классики капиталистической экономики, обращая наше внимание на кривую спроса и предложения, отмечали, что в ценообразовании рано или поздно наступает момент, когда повышение цены ведет к понижению спроса. То есть, вы вероятно воздержитесь от покупки оливкового масла в этом сезоне, если пожар на оливковых полях в Испании или Греции станет причиной подорожания продукта с 80 до 450 грн.

С общественным транспортом работает тот же механизм, правда, здесь всё немного сложнее. К тому же рост цен на бензин является стимулирующим фактором пересесть из личного авто в общественный транспорт.

В ситуации с более стабильной экономикой подорожание общественного транспорта вдвое – стимулирует пассажиров пересаживаться в автомобили, что увеличит выбросы СО2, усилит нагрузку автодорог и создаст препятствия для работы экстренных служб.

Если общественным транспортом будут пользоваться «не только лишь все, вернее мало кто», тогда какой он «общественный»?

zhenskaya_samooborona

Сам принцип общественного блага подразумевает, что его стоимость должна минимизироваться, оно должно становиться более комфортным и доступным для всё большего числа людей.

Подорожание – не единственный из антисоциальных способов «оптимизации» общественных благ, есть ещё скальпель.

Если на вас не налазит красивая обувь на три размера меньше, вы можете отрезать себе пальцы, чтобы выглядеть в обуви красиво. Но красота не требует от вас таких жертв, если вы не совсем дурак. Тем не менее, видимость красоты часто является руководством к принятию решений в парламенте.

Рассмотрим ещё одного поставщика общественного блага – «Укрзалізниця».  Данное предприятие находится «на плаву» благодаря перекрестному финансированию, то есть расходы на пассажирские перевозки компенсируются доходами от грузовых перевозок.

Для того, чтобы «оптимизировать» затраты железной дороги, Коалиционным  соглашением предлагается наиболее прибыльную часть предприятия, а именно грузовые перевозки, приватизировать. Данный шаг приведет к росту нерентабельности «Укрзалізниці» и умники вроде Игоря Никонова еще предложат перевозчику для самоокупаемости полностью перейти на «Интерсити». Коммерциализация общественных благ приведет к тому, что новоиспеченный собственник и класс паразитирующих коррупционеров разбогатеет за счет обнищания остальных людей.

В пример один удивительный факт: с подорожанием проезда вдвое и стоимости содержания общественного транспорта в Киеве, КП «Киевреклама» и дальше приносит мизерную часть своей прибыли в бюджет перевозчиков. Операторы рекламы в общественном транспорте богатеют, пассажиры платят больше.

Подорожание себестоимости

Возможно вы помните скандал во время войны в Ираке, когда Минобороны США закупало молотки по 468 долларов за штуку. Подобные теневые схемы – результат непрозрачности бухгалтерии. Коммерческая тайна ведет к тенизации экономики. В Украине предприятия, предоставляющие населению общественные блага, пока что преимущественно находятся в коммунальной (муниципальной) собственности, то есть удерживаются средствами налогоплательщиков и ответственны перед нами.

Соответственно, чтобы исключить возможность ситуации с молотками по 468 долларов США, бухгалтерия коммунальных (ново лат., communis – общий) предприятий должна быть общедоступной. Иначе, мы не можем быть уверенны, что повышение тарифов экономически обосновано, в то время как часть прибыли сливается казнокрадами.

Рост курса доллара, цен на топливо и на ремонтные материалы – всё это требует новых издержек и ведет к росту себестоимости общественного транспорта. Почему бы за счет тех, кто зарабатывает на рекламе в метро, не компенсировать его подорожание?!

Различные СМИ уже публиковали информацию о заниженной прибыли КП «Киевреклама», о закупках вагонов втридорога, о дырах в бухгалтерии  муниципальных транспортных предприятий. Управленцы Киева и перевозчики не заинтересованы в ликвидации теневых коррупционных схем и считают, что дырявый мешок нужно просто интенсивнее наполнять за счет пассажиров и налогоплательщиков.

Активисты, не довольные таким порядком вещей, уже записывались и ходили на приемы, передавали петиции, обращения и требования о недопустимости повышения цен без проведения независимой экспертизы, подтверждающей экономическую необходимость подорожания проезда.

Мэр решил в обход общественных слушаний и вопреки мнению общественности поднять цены.

Как отреагировала общественность?

Когда власть не идет на диалог, людям приходится скалить зубы, демонстрируя готовность бороться за право голоса. Несколько десятков активистов попытались попасть на прием к генеральному директору КП «Киевпастранс» Сергею Майзелю , чтобы предложить ему внедрить открытую бухгалтерию на предприятии и вернуть прежние тарифы на перевозку пассажиров.

На пути к Майзелю, активистам пришлось встретиться с невоспитанным грубияном Самойловым Валерием Павловичем, который заблокировал проход к руководителю предприятия, крутил руки, рвал одежду, наступал на ноги активистам, держал дверную ручку от кабинета Майзеля. На шум потасовки выбежала охрана, предварительно сломав двери. Но Майзеля просто не было на рабочем месте в рабочее время.

Неделями ранее активисты не могли попасть на прием к Майзелю  в индивидуальном порядке, а когда они пришли к нему вместе, его не было на рабочем месте. Предприятие находиться под пристальным присмотром Госфининспекции, поэтому его управленцы должны быть заинтересованы в «открытии бухгалтерии», если им нечего скрывать.

Иначе, не «нерентабельные тарифы», а безответственность руководства и его вовлеченность в теневые схемы есть причина завышенной убыточности транспортных предприятий . Возможно, что не повышение тарифов, а прозрачность бухгалтерии  поможет предприятиям оптимизироваться.

Муниципальный общественный транспорт – это общественное благо и каждый член общества должен иметь доступ к нему и к информации о его состоянии.

Общественное благо не должно быть рентабельным или самоокупаемым. Словно морской маяк, общественный транспорт питается государственными средствами, реализуя человеческое право свободно перемещаться.

 
Share