Ukraine

Пенсионная реформа: внедрить нельзя помиловать

19166

Дарія Черніна

Уже с начала следующего года под чутким надзором МВФ в пенсионной системе Украины ожидаются вынужденные изменения. В первую очередь реформы могут коснуться системы пенсионного обеспечения: увеличения возрастного ценза выхода на пенсию, пересмотра минимального трудового стажа и сокращения бюджетных выплат. В погоне за очередным кредитом государство оставило без внимания улучшения условий работы, повышение зарплат, социальных выплат, а также гендерные аспекты реформы. Вместо этого под шумок реформ МВФ бывшая министр социальной политики, а ныне народная депутатка от «Народного фронта» Людмила Денисова предлагает урезать права трудящихся и показать украинским рабочим «кнут и пряник» европейского трудового законодательства. Проект Трудового кодекса № 1658, который инициировала Людмила Денисова, был принят Верховной Радой в первом чтении, а сегодня готовится ко второму. В нем чиновница, которая сама не раз была замешана в скандалах о нарушении трудовых прав ее подчиненных, предлагает начать с урезания полномочий профсоюзов, пересмотра прав на социальную защиту трудящихся родителей и расширения полномочий работодателя для увольнения рабочих за проступки. В проекте ТК также предусмотрена норма о том, что перезаключенный несколько раз срочный договор не трансформируется в бессрочный. Это означает, что договора с журналистами, учеными, актерами и другими специалистами могут перезаключаться неограниченное количество раз. А это, в свою очередь, прямо противоречит рекомендациям МОТ о недопущение злоупотребления последовательными договорами. Соответственно, принятие такой версии проекта ТК плюс полное утверждение всех «настоятельных просьб» от МВФ в пенсионной реформе может привести к полному коллапсу на рынке труда: безработице, социальной незащищенности бедных слоев населения и повальному сокращению прав трудящихся на заслуженный отпуск по выслуге лет.

 

Вопреки правам женщин на труд

Один из китов неолиберальной системы экономики — борьба со старением населения. Согласно международной практике, повышение пенсионного возраста оказалось одной из самых «эффективных стратегий» войны с пенсионерами. Согласно действующему пенсионному законодательству, сегодня на пенсию могут выйти мужчины c 60 лет и женщины с 58 лет. При этом их стаж должен составлять не менее 15 лет, а для получения пенсии на уровне прожиточного минимума — 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин. По расчетам специалистов Института демографии и социальных исследований НАНУ (Герасименко 2006), средняя продолжительность жизни после достижения пенсионного возраста в Украине составляет 23,1 года у женщин и 14,2 года у мужчин. В результате вырисовывается картина, когда в старших возрастных группах одиноких женщин значительно больше, чем одиноких мужчин. По данным Всеукраинской переписи населения, в 2001 году в Украине насчитывалось 322,9 тысячи одиноких мужчин и 1 миллион 635 тысяч одиноких женщин в возрасте 65 лет и старше, 229,5 тысячи одиноких мужчин и 1 миллион 279 тысяч одиноких женщин в возрасте 70 лет и старше. Таким образом, численность одиноких женщин в возрасте старше 65 лет превышала численность аналогичной категории мужчин в 5,1 раза, а в возрастной группе старше 70 лет — в 5,6 раза. Гендерная дискриминация в Украине в сфере зарплат также играет не на руку работницам, что прямо сказывается на значительно низшей пенсии и риске социальной незащищенности в старости.

 

"Зарплата у женщин в Украине на 25% ниже, чем у мужчин на аналогичных должностях. "

 

По данным Государственной службы статистики, зарплата у женщин в Украине на 25% ниже, чем у мужчин на аналогичных должностях. Наибольший разрыв в заработной плате в 2016 году был в сфере искусства, спорта, развлечений и отдыха. Здесь наемные работницы получают только половину от зарплаты мужчин. На втором месте разница в оплате работы в сфере финансовой и страховой деятельности. Женщины в этой отрасли зарабатывают 67% от зарплаты мужчин. 75% от «мужской» оплаты получают работницы промышленности, 77% — трудящиеся в сфере транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности, а также в области информации и телекоммуникации. Практически равные зарплаты наблюдаются в сферах государственного управления, здравоохранения и предоставления социальной помощи, а также в сфере образования. И единственная деятельность, где женщины получают в среднем больше мужчин — это занятость в области административного и вспомогательного обслуживания. Здесь зарплата женщин в среднем на 3% выше, чем зарплата мужчин.

 

 

На сумме пенсий и страхового стажа в Украине никак не сказывается количество рабочих дней женщин, затраченных на бесплатный труд — а это домашняя работа, уход за детьми и пожилыми. Согласно докладу «Global Gender Gap 2016» Всемирного экономического форума (ВЭФ), среднестатистический мужчина проводит за неоплачиваемой работой по дому лишь треть женской «нормы». В результате женщина каждый день работает дольше на 50 минут, за год эти минуты складываются в 38 полных рабочих дней. В то же время, по данным отчета за март 2017 года «An economy that works for women» международного объединения организации по борьбе с бедностью Oxfam, количество часов женского неоплачиваемого труда в зависимости от региона (в развивающихся странах разница выше) может от 2 до 10 раз превышать аналогичный показатель у мужчин. Если же пересчитать общее количество бесплатного труда в валюту, то стоимость такого вклада женщин в мировую экономику составила бы $10 трлн ежегодно, или около 13% мирового ВВП — а это ВВП Индии, Японии и Бразилии вместе взятых. А вот чтобы полностью забыть и искоренить трудовую гендерную дискриминацию в мире, согласно этому же отчету Oxfam, понадобится 170 лет.

 

Цена дружбы Украины и МВФ

С 1992 года Украина ведет тесное сотрудничество с МВФ. Все начиналось с программ по поддержке перехода молодых независимых стран от плановой экономики к свободному рынку. Тогда Украина впервые под честное «верну» воспользовалась первым кредитом в размере $760 млн. С 1992 по 2017 год общая сумма займа составила более $22 млрд, из которых больше половины пока в процессе «возвращения». Очередной транш МВФ по программе «Extended Fund Facility»[1] в Министерстве финансов Украины ожидают уже в этом месяце. Согласно Меморандуму МВФ, для получения пятого транша Украине понадобится реформировать финансовую полицию, создать новую систему таможенного контроля, провести монетизацию субсидий и наконец-то внести изменения в пенсионную систему. Именно последнее требование и стало камнем преткновения между украинской властью и международным банком. Иностранные доноры в один голос заявляют, что Кабинет Министров Украины в ближайшее время должен разработать план действий, который поможет в будущем перекрыть дыру в Пенсионном фонде, годами назревавшую в украинской экономике. И вот перед чиновниками нависла непростая задача: с одной стороны, на кону «дружба» с МВФ и дефицит ПФ в размере около 145 млрд гривен, с другой — рабочие и пенсионеры, которые и так концы с концами сводят на гроши.  

 

"Самыми активными реформаторами посткризиса выступали бедные страны (Греция, Испания, Португалия), тогда как богатые государства (Дания, Финляндия, Германия) предпочли лишь косметически обновить пенсионную систему и систему государственных трудовых отношений."

 

Опыт подобной экономической созависимости других стран мира с МВФ, по словам экспертки Международной женской лиги за мир и свободу Нины Потарской, еще ни разу на практике не улучшил жизнь трудящихся за счет внедрения неолиберальных реформ. Настойчивые советы международного банка по реформированию стран-должников вопреки ожиданиям, по мнению директора Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александра Тарасова, только усугублял классовое неравенство, сокращал права рабочих и профсоюзов и в разы ограничивал право женщин на труд.

 

 

Европейский Cоюз пошел путем неолиберальных реформ сферы труда начиная с 2008 года, когда кризис разительно повысил уровень безработицы в странах ЕС. Но в результате ни одна из антикризисных мер не способствовала уменьшению безработицы или бюджетных расходов. Самыми активными реформаторами посткризиса выступали бедные страны (Греция, Испания, Португалия), тогда как богатые государства (Дания, Финляндия, Германия) предпочли лишь косметически обновить пенсионную систему и систему государственных трудовых отношений.

Как будут внедрять пенсионную реформу в Украине? На едином стратегическом плане украинское правительство пока не сошлось, в то время экономисты МВФ уже разработали свою программу из 4 вариантов путей реформирования пенсионной системы.

 

Путь 1: копилка рабочего на черный день

Начиная с 2000-х годов в Украине фиксируется демографическое старение нации. Согласно Госстату, в 1991 году доля украинцев старше 60 лет составляла 18,7%, сегодня — 22,1%. По оценкам правительственных демографов, в 2036 году доля пенсионеров среди общего числа населения Украины может достигнуть 30% и тем самым вдвое превысить количество молодежи до 14 лет, что, в свою очередь, только усугубит финансовое положение Пенсионного фонда. Таким образом, складывается ситуация, когда в Украине уже сегодня на 10 млн работающих приходится 12 млн пенсионеров. Они поддерживаются за счет ставки ЕСВ[2], которую сейчас работодатель выплачивает за каждого официально оформленного трудящегося. Такую «солидарную» систему, наработанную в Украине еще со времен Советского Союза, МВФ предлагает сначала дополнить, а с годами полностью вытеснить накопительной системой. Нововведение, в случае утверждения, будет иметь два нюанса. В пилотном варианте, помимо налога с зарплаты в Пенсионный фонд, рабочим предложат копить в так называемый «фонд рабочего». Ежемесячно от зарплаты в «фонд» будет отниматься два процента уже в 2018 году, а до 2023-го ставка должна возрасти до 7%. Накопительная система с 2018 года будет обязательной для сотрудников до 35 лет, а вот рабочие старшего возраста добровольно будут решать копить им на свои пенсии или нет. Главные преимущества подобной многоуровневой системы пенсионного обеспечения, которые выделяют в Министерстве социальной политики, — вероятность увеличения пенсии трудящегося за счет собственных накоплений за годы стажа, а также возможность в случае смерти передать в наследство накопленные капиталы.

 

 

Работать система будет следующим образом: к примеру, если рабоче(й)му сейчас 25 лет и он(а)получает в месяц минимальную заработную плату в размере 3200, то к пенсии в е(е)го фонде окажется около 26 тысяч гривен. Если разбить эту сумму на срок в 10 лет, пенсия рабоче(й)го увеличится всего на чуть больше 200 гривен в месяц, что существенно е(е)го социальное положение не изменит. При этих расчетах стоит брать во внимание рост уровня инфляции в стране: по данным Министерства финансов, с 2007 по 2017 год он составил 386,4%. А это может только означать, что когда через 40 лет ныне двадцатилетний трудящийся выйдет на пенсию, все е(е)го накопления превратятся из тысяч гривен в копейки.

Кстати, накопительная система пенсионного обеспечения в Украине на добровольных основах функционирует уже не первый год. Свой «пенсионный фонд» уже сегодня каждый рабочий может открыть самостоятельно в любом банке, вот только, по мнению директора Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины Эллы Либановой, поступления в такие фонды из-за низкой зарплаты украинцев остаются мизерными и в общей тенденции никак не улучшают жизнь пенсионеров.

 

Путь 2: пожизненный стаж на алтарь капитала

Одним из настоятельных «советов» от МВФ Украине был пересмотр пенсионного возраста. Хоть конкретных цифр в Меморандуме от МВФ нет, в СМИ предположили, что, скорее всего, речь идет о «европейском возрастном цензе», когда женщины выходят на пенсию в среднем в 63 года, а мужчины — в 65. К примеру, поляков к 2040 году хотят принудить выходить на пенсию в возрасте 67 лет. Сейчас же в Польше пенсионный возраст для мужчин — 65,4 года, для женщин — 60,4 года. Во Франции пенсионную реформу утвердили еще в 2013 году. В этом же году французы были обязаны повысить взносы в пенсионный фонд и выходить на пенсию не в 65, как было ранее, а в 67 лет. В борьбе с экономическими трудностями, правительства Германии и США следом заявили о планах постепенно увеличить пенсионный возраст до 70 лет.

 

"В Украине до пенсии доживает каждый четвертый трудящийся."

 

Согласно Государственной службе статистики, средняя продолжительность жизни у женщин в Украине в 2015 году составляет 76 лет, у мужчин куда меньше — 66 лет. В это же время у европейцев эта цифра достигла 80 лет в 2016 году, как сообщается в исследовании Европейской комиссии и Организации экономического сотрудничества и развития Европы. Таким образом, пенсионная реформа может стать марафоном на выживание для украинцев, призом в котором послужит пара лет на заслуженном отдыхе. Вишенка на торте — сравнительная таблица пенсий, в которой украинские пенсионеры оказались самыми бедными среди стран ЕС и даже СНГ. Белорусы получают не меньше 83 долларов, россияне — 123 доллара, поляки — 480, а украинцы — всего 47 долларов.
 

 

Путь 3: хоррор о повышении трудового стажа

Этот вариант МВФ предполагает экономию на выплатах пенсионерам за счет увеличения обязательного стажа для получения пенсии. Так, право на досрочный выход на отдых могут отнять у представителей вредных и опасных профессий, а также отменить соцпенсии для тех, у кого нет страхового стажа в 35 (для мужчин) или в 30 лет (для женщин). Этот вариант развития пенсионной системы в первую очередь скажется на жителях небольших населенных пунктов Украины, малоимущих и женщинах. Например, если женщина посвятила себя воспитанию детей и не имела достаточного опыта работы, в момент достижения пенсионного возраста Пенсионный фонд может просто отказать ей в выплатах, заставив искать работу, разменивая седьмой десяток. А согласно сайтам по поиску работы, женщин пенсионного возраста наниматели особо не ждут.

 

 

Подобная схема развития событий с пенсионной реформой в меморандуме от МВФ называется «гибкой системой» выхода на пенсию, согласно которой, кредитор предлагает Украине предоставить населению новый набор вариантов выхода на пенсию с широким диапазоном пенсионного возраста в зависимости от общего трудового стажа. В комплект «гибкой системы» также входят пенсионные выплаты, которые должны поощрять граждан к продолжению трудовой деятельности и более позднему выходу на пенсию. Иными словами, пенсионный возраст будет не фиксированным, а будет зависеть от того, сколько лет человек трудился и сколько взносов выплатил в Пенсионный фонд. Самозанятым работницам или женщинам-матерям стаж для выхода на пенсию вполне можно будет получать вплоть до самой смерти.

 

Путь 4: охота на бюджетников   

В Пенсионном фонде подсчитали, что третья часть его бюджета тратится на льготные, социальные и военные пенсии. Чтобы уменьшить эти выплаты, правительство начало сокращать списки вредных профессий, которые ранее позволяли рабоче(й)му выйти на пенсию досрочно. Например, в угольной промышленности льготный выход на пенсию сохранился только для тех работников, которые непосредственно работают под землей — это шахтеры, персонал подземных медпунктов, работники связи и так далее. Все остальные, включая директоров и менеджеров шахт, такого права лишаются. Таким образом, после сокращения списков вредных профессий из 410 тысяч работников пенсионные льготы сохранят только около 128 тысяч человек.

 

 

Свой вариант облегчения работы Пенсионного фонда решили предложить и эксперты «Реанимационного пакета реформ». Их вариант экономии состоит в освобождении ПФ от несвойственных ему выплат. Под «несвойственными» эксперт «Реанимационного пакета реформ» Виталий Мельничук называет помощь инвалидам войны и участникам боевых действий, а также пенсии по выслуге лет. По его мнению, ПФ должен заниматься лишь пенсиями, тогда как прочие дополнительные выплаты должны взять на себя профильные министерства. По подсчетам эксперта, это поможет сэкономить около 60 млрд гривен средств фонда.

 

В бой пойдут лишь одни старики

Реформирование пенсионной системы Украины, по словам вице-премьер-министра Украины Павла Розенко, лишь в этом году обойдется госбюджету в 11 млрд гривен. Учитывая демографическую ситуацию, дефицит бюджета Пенсионного фонда и лишние затраты на реформы ПФ, это фактически будет означать, что значительного повышения пенсий для рабочих в ближайшее время ожидать не стоит. Среди стратегических планов Министерства социальной политики — охота на неплательщиков ЕСВ. «Из 26 млн трудоспособных украинцев официально ныне работают 16 млн, а платят взнос только 10,5 млн», — заявил министр социальной политики Андрей Рева. Для решения этой проблемы, Кабинет Министров Украины предложил повысить штрафы для работодателей за выплату зарплаты без уплаты ЕСВ и налогов — до стократного размера минимальной зарплаты.

А вот на вопрос «Через сколько лет Пенсионный фонд выйдет из затяжного кризиса?» украинские чиновники называют разные цифры. Самые красочные перспективы озвучил премьер-министр Украины Владимир Гройсман, по его мнению, закрыть дыру в бюджете ПФ можно будет уже к 2024 году, утвердив все советы МВФ. Другого мнения придерживаются в Институте демографии и социальных исследований НАНУ. Так, по словам старшего научного сотрудника Института Лидии Ткаченко, дыру в ПФ можно будет перекрыть только тогда, когда количество пенсионеров станет меньше, чем трудящихся, а это не раньше 2050 года.

Очередные консультации Верховной Рады по реформированию пенсионной системы с представителями Международного валютного фонда запланированы на 16—25 мая этого года. За это время рассмотрят и, возможно, утвердят окончательный вариант пенсионной реформы Украины, которая, согласно обновленному меморандуму с МВФ, должна вступить в силу с начала 2018 года.

 


Посилання

Герасименко, Г. В., 2006. «Гендерні невідповідності пенсійної системи в Україні: проблеми та перспективи».  В: Демографія та соціальна економіка, № 2. Доступ 16.05.2017 за адресою: [link]

 

Примітки

1. Механизм расширенного кредитования». — прим. ред.

2. Единый социальный взнос. — ред.

Share