Education, science, knowledge

Реформа школьного образования: стране не хватает патриотов и рабочих. Часть 1

22494

Дария Чернина

В первой части статьи о реформе образования мы рассмотрим изменения, которые коснутся школ. Уже в следующем материале для журнала «Спільне» читайте об изменениях в работе вузов и ПТУ.

 

После Майдана обсуждения грядущих реформ в стране стали одними из профильных тем в средствах массовой информации. Политики евроинтеграционного правительства буквально ежедневно выступали с государственных трибун, громко выкрикивая о планах полной ликвидации коррупции, прозрачности судебной системы и люстрации тех, кому не повезло получить кресло чиновника при режиме Януковича. Изменения в образовательном процессе на фоне битв реформаторов за зачистку власти лишь изредка давали о себе знать: утверждением Закона «О высшем образовании», рядом проевропейских концепций о модернизации отрасли на европейский манер и серией студенческих протестов против порядка начисления и выплаты стипендий. Спустя три года правительство Януковича практически полностью покинуло управленческие должности. В стране кое-как запустили реформу полиции, изменения под давлением МВФ коснулись пенсионной системы, земельной политики, налогового законодательства и медицинского обеспечения. Сегодня на столе Верховной Рады ожидает второго чтения новый законопроект «Об образовании» 3491-д, а с ним и 12-летнее школьное образование, тотальная украинизация отрасли, ВНО после 9-го класса, сокращение учебных заведений и изменения структуры разделения классов.

 

Еврообразование «по-украински»:  когда деньги есть, но качественно все равно не получается

Реформу среднего образования чиновники МОН аргументируют тем, что «за 26 лет в стране кардинально поменялись экономическая и социальная отрасли, а вот изменения в учебный процесс преимущественно остались на бумаге». Так, впервые о потребности изменить школьное образование, отказаться от советской модели преподавания и внедрить в обучение современные технологии заговорили после провозглашения независимости Украины. В 1993 году уровень инфляции в стране достиг гипервысокого уровня 10256%. С 1990 по 1994 год валовой национальный продукт сократился на 44%, а национальный доход  на 54%. Вследствие экономического кризиса обеспечить отрасль образования в стране из средств государственного бюджета стало практически невозможно. Университеты, школы и ПТУ, особенно в небольших населенных пунктах, находились на грани закрытия, зарплаты работникам сферы образования не выплачивались месяцами. В 1993 году в МОН утверждают антикризисную Концепцию национальной программы «Освіта». Программа предусматривала децентрализацию управления образованием, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса и введение различных планов и программ по самообучению. Спустя годы ни один из пунктов национальной программы «Освіта» так и не был реализован. Вместо запланированных реформ тогдашний министр образования Петр Таланчук внедрил платное высшее образование, поддержал открытие частных учебных учреждений и упростил вступительные экзамены в университеты. Такие нововведения в 19941995 годах лишь помогли уменьшить риск массового закрытия учебных заведений и тем самым увеличить поток абитуриентов с 829,5 тысячи в 19931994 годах до 888,5 тысячи в 19941995 годах. Но они так и не решили главных проблем тех годов: задержки зарплат преподавателям и качества образовательного процесса.

 

"Максимальный объем вклада в образование достигал 8,2% ВВП в 2009 году, а с 2014 года пошел на спад до 6,9% и 6,4% от ВВП в 2015 году. Сегодня вклад в образование составляет 5,4% от ВВП страны, а это 19,75 млрд гривен."

 

Решать вопрос с финансированием отрасли парламентарии взялись в 1996 году. Тогда правительство утвердило Закон «Об образовании», а в нем подчеркнуло, что образование должно быть одной из центральных сфер украинской экономики и тем самым должно обходиться стране в не менее 10% от ВВП страны. Впрочем, дорасти до такого уровня обеспечения образованию Украины не удавалось до сих пор. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), максимальный объем вклада в образование достигал 8,2% ВВП в 2009 году, а с 2014 года пошел на спад до 6,9% и 6,4% от ВВП в 2015 году. Сегодня вклад в образование составляет 5,4% от ВВП страны, а это 19,75 млрд гривен. По данным Международного банка, в среднем большинство стран мира вкладывает в образование не больше 6% от ВВП страны. И здесь складывается ситуация, когда сегодня финансирование образования в Украине формально соответствует международной норме, процент охвата высшим образованием в стране составляет 82%, а по данным ООН, в 2014 году Украина заняла 36 место из 188 стран мира по доступности образования и грамотности населения. Но при этих, на первый взгляд, успешных показателях качество учебы в Украине оставляет желать лучшего.

Так, работая над эффективностью отрасли, в 2001 году МОН утвердило 12-балльную систему оценивания в школах, в 2003 году  Положение о лицензировании образовательных услуг, в 2005 году  Болонский процесс, а через год  100-балльную систему в вузах. Но в результате, по данным Фонда «Демократические инициативы», в 2016 году 54% студентов считали качество украинского высшего образования средним, 3,8%  низким и только 1% учащихся считал уровень образования очень высоким. В то время, согласно данным МОН, качеством школьного обучения были довольны только 7% родителей.

 

 

Почему же украинское образование считают не самым качественным? Среди причин устаревшие методы работы с учениками (зазубривание информации, а не анализ новых знаний) низкая оплата труда преподавателей, а вместе с тем и повальная незаинтересованность учителей в своей работе. Помимо этого, эксперты аналитического центра CEDOS считают, что проблема качества скрывается в «неэффективном распределении ресурсов из государственного бюджета и частных средств». Другими словами, большинство развитых стран мира вкладывают преимущественно большую часть бюджета в развитие среднего и послесреднего образования, что, в свою очередь, дает возможность выпускникам школ, техникумов и лицеев получить в будущем рабочую квалификацию. В Украине ситуация противоположная. Согласно данным Госстата, в 2014 году 29% средств на образование в стране шло вузам, 18%  базовой средней школе (511 классы) и только 6%  учебным заведениям III уровней аккредитации. Университеты украинцы заканчивают массово ради «корочек», а за специализированными знаниями обращаются, как правило, на курсы или к репетиторам.

Как же улучшить качество украинского образования? В МОН в рамках реформы предлагают увеличить финансирование отрасли до 7% от ВВП, тем самым поднять зарплаты школьных учителей, внедрить добровольную сертификацию преподавателей в средней школе и с помощью концепции «Новой школы» сделать школьного учителя «другом», а не «наставником» для учеников.

 

Первая часть реформы: (де)централизация школ

Согласно данным Государственной службы статистики, в 2017 году без ОРДЛО и аннексированного Крыма в Украине насчитывалось 16,9 тысячи школ. В них училось 3,84 млн школьников и работало 438 тысяч преподавателей. За два года количество среднеобразовательных учебных заведений сократилось на 1,5%. По данным Института образовательной аналитики МОН, с 2014 года в городах было закрыто 38 школ, открыто  только 4. В селах под ликвидацию попала 231 школа, а открыто было 11 новых. Вместе со снижением количества школ за последние годы снижается и количество школьников в классах, что непосредственно связано со спадом рождаемости, который наблюдался в Украине в середине 1990-х до начала 2000-х годов. Так, в 1991 году на одну школу в среднем приходилось 327 учеников, в 2017  213. Таким образом, в МОН сделали вывод, что практику сокращения числа школ нужно не только продолжить, но и по возможности форсировать. Ведь сегодня в Украине загруженность класса составляет из 1819 учеников, а это один из самых низких показателей в мире.

 

МОН сделали вывод, что практику сокращения числа школ нужно не только продолжить, но и по возможности форсировать."

 

На руку реформе работает и экономический фактор. Сегодня стоимость обучения одного ученика обходится бюджету в 9600 гривен, а из-за нехватки школьников в селах один ученик в регионе может стоить 2060 тысяч гривен. Помимо этого, чиновники уверяют, что во многих регионах Украины наблюдается нехватка преподавательского состава, таким образом, например, преподаватель математики может по совместительству работать преподавателем физкультуры или труда. А это только ухудшает качество образования, что и подтверждают ежегодные достаточно низкие результаты ВНО. По данным Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО), школьники из городов в 2016 году написали ВНО в среднем на 140159 баллов из двухсот максимальных, в то время дети из сельской местности в большинстве набрали от 120 до 139 баллов.

 

 

Выход из ситуации правительство нашло в утверждении концепции «Опорных школ» (ОШ). Идею объединения школ в прошлом году предложил внедрить бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк, восхваляя успехи подобных ОШ в странах Скандинавии. Если в Финляндии на открытие опорных школ потратили 15 лет, то в Украине хотят справиться за два. Так, согласно концепции ОШ, дети, которые учатся в нерентабельных и полупустых школах в сельских регионах, после 4-го класса будут направляться на обучение в опорную школу. ОШ  региональное учебное заведение, которое, по мнению правительства, является самым успешным среди близлежащих сел и которое готово принять дополнительных учеников. Именно в эту выбранную школу с бюджетных денег будет закупаться новое оборудование, компьютеры, а классы оснащаться современными лабораториями. Для того чтобы дети с других сел не тратили деньги на проезд, проект опорных школ предполагает запустить бесплатные автобусы к ОШ.

С 1 сентября 2016 года в регионах Украины начало функционировать 184 школы такого типа. Большинство из них находятся в Кировоградской, Днепропетровской, Житомирской и Киевской областях. В этом году, по плану МОН, должны открыться еще 200 таких школ. А вот о том, сколько школ и в каких населенных пунктах закроют или понизят им уровень аккредитации, сводной информации пока нет. Известно только, что в прошлом году на запуск проекта и закупку автобусов из государственных и частных средств было выделено более 800 млн гривен. По мнению родителей, реформа не учитывает территориальное расположение некоторых населенных пунктов. Пример тому  село Матвеевка на Черкасщине. Располагается село на границе Черкасской и Кировоградской областей, со всех сторон окруженное лесом, что делает местность своего рода «аппендиксом» ближайших населенных пунктов. При отсутствии совершенной инфраструктуры рейсовый автобус в райцентр в Чигирине ходит раз в неделю. Матвеевский учебно-воспитательный комплекс І-ІІ ступеней по последним данным насчитывает 46 детей, и это «единственная надежда на существование села». Когда его закроют, население имеет перспективу остаться без образования вообще, ведь местность не вписывается в маршрут школьного автобуса, который запланирован в МОН.

 

Вторая часть реформы: 12 лет на стуле

1 сентября 2001 впервые за долгие годы под стенами Министерства образования было тихо. Тогдашний премьер-министр Виктор Ющенко начал курс на выплату задолженности по заработной плате работникам образовательной отрасли, а с ней учителя стали получать надбавки за выслугу лет и пособия на оздоровление. Задолженность по выплатам, которая еще в 2000 году превышала 196 млн гривен, стала постепенно уменьшаться. Вместе с этим в 2001 году вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2000 года о переходе с одиннадцатилетней школы на общеобязательные 12 лет обучения. Такое решение члены тогдашнего правительство объясняли не только настойчивыми рекомендациями Европарламента и международных экспертов ЮНЕСКО, а и сверхзагруженностью школьников и невозможностью полностью усвоить учебную программу за 11 лет школы. Родители и преподаватели практически единогласно выступали против такой реформы образования. По мнению преподавателей, в стране не было подготовленных новых методик 12-летнего обучения. Родители, опираясь на опыт постсоветских стран, считали, что чем быстрее ребенок перейдет во взрослую жизнь и поступит в университет, тем быстрее сможет пойти работать. А это куда лучше, чем просиживать 12 лет за партой. Успокоить негодование несогласных и отменить двенадцатилетку как предвыборное обещание смог Виктор Янукович под контролем министра образования Дмитрия Табачника в 2010 году.

С того времени баталии между сторонниками еврореформ и реалиями постсоветского мира не прекращаются. В 2015 году Фонд «Демократические инициативы» совместно с «Ukrainian sociology service» провели опрос в 15 областях Украины среди учителей и родителей школьников, чтобы узнать изменилось ли их отношение к двенадцатилетнему обучению после событий Евромайдана и после провозглашения евроинтеграционного пути Украины. Согласно результатам, против введения 12-летней школы в 2016 году выступало около 70% опрошенных родителей и 68% педагогов. Но несмотря на крайне слабую поддержку «продленного» обучения, реформаторы настаивают, что только с переходом на 12-летнее образование в Украине смогут заработать евростандарты качества учебы. Ведь сегодня большинство школьников из разных стран мира учатся в школах от 12 до 14 лет. Одиннадцатилетнее образование пока что сохранилось как достояние постсоветских стран: России, Белоруссии, Армении, Азербайджане.

 

"Если поступление ребенка в первый класс обычной школы не требует дополнительных экзаменов и де-юре финансовых затрат, то зачисление в класс гимназии, лицея или коллегиума сопровождаться, как правило, конкурсной системой приема, регламентированной указом МОН  389."
 

Как будет выглядеть среднее образование в Украине после внедрения 12-летки? По желанию родителей, ребенок может пойти в школу в 6 или 7 лет. С первого класса ученик попадает в начальную школу, которую он будет посещать до 4 класса. Начальная школа, в свою очередь, разделяется на 2 типа. Первый ( 12 классы)  адаптационно-игровой, второй (34 классы)  основной. А вот первым шагом на пути реформы начальной школы станут изменения названий средних учебных заведений. Тем самым чиновники предлагают убрать из названий школ приставку «с углубленным изучением» какого-либо предмета. По мнению реформаторов, школы с приставками «с углубленным» создавали лишнюю конкуренцию на рынке образования, но далеко не всегда соответствовали качеству. При этом реформа начального образования не предполагает ликвидацию «элитных» учебных заведений, таких как лицеи, гимназии, коллегиумы. Ведь подобные наработки со времен Советского Союза сегодня лишь только легитимируют экономическое неравенство и превосходство «элитных школ» над среднеобразовательными (Мулявка, Оксамитна 2015).

Так, если поступление ребенка в первый класс обычной школы не требует дополнительных экзаменов и де-юре финансовых затрат, то зачисление в класс гимназии, лицея или коллегиума сопровождается, как правило, конкурсной системой приема, регламентированной указом МОН  389. Для гарантии приема ребенка в стены «элитной школы» приемная комиссия негласно рекомендует родителям подкрепить результаты ребенка круглой суммой денег. Подобная практика поступления посредством дополнительных тестов и экзаменов была раскритикована в отчете ОЭСР за 2015 год. По мнению международных экспертов, для поступления детей в специализированные учебные заведения обеспеченные семьи могут позволить себе дошкольную подготовку детей с учителями и репетиторами, так как экзамены и тесты на поступление в первый класс де-факто требуют от детей более глубоких знаний, чем может получить ребенок, обучаясь дома либо в детском саду. Помимо этого, оплата учебы в таких заведениях в разы больше, чем в обычных школах. Соответственно, такое разделение только провоцирует неравенство в доступе к базовому образованию, что, в свою очередь, согласно подсчетам экспертов ОЭСР, в три раза сокращает возможности школьников из малообеспеченных семей получить такое же качественное образование, как и у обеспеченных детей.

Согласно рейтингу УЦОКО практически ежегодно в списке самых лучших школ попадают столичный Кловский лицей и Подольский лицей  100. Именно в эти школы украинские чиновники и депутаты предпочитают отдавать своих чад. В разные годы в стенах «лучших» школ Киева учились дети Виктора Ющенко, Петра Порошенко, Натальи Витренко, Натальи Королевской, а также дети звезд украинского шоу-бизнеса. За поступление в эти школы в приемных комиссиях просят от двух тысяч долларов, кроме этого, подсчитывают родители школьников, на еду, закупку окон, компьютеров, покраску фасада школы приходится практически ежемесячно делать взносы в фонд школы. Итого стоимость обучения в государственных «элитных школах» может обходиться в две тысячи долларов за поступление и две тысячи долларов ежегодно за обучение. Помимо государственных школ, в больших городах Украины сейчас массово открываются частные школы с ориентацией детей на поступление не в украинские вузы, а в европейские или американские университеты. Эти школы практически не фигурируют в рейтингах ВНО как «самые успешные». По какой системе там учат детей, стоит только догадываться. Ведь несмотря на подконтрольность МОН, частные школы предпочитают вести обучение по «индивидуальным программам». В список таких школ сегодня входят киевский международный лицей «Гранд», Александровская гимназия, British International School, частная школа «Афины», специализированная школа «Триумф». В Одессе это школа-лицей «Черноморский», гимназия «Мрія», «Вальдорфская школа «Ступени». В Днепре наиболее известна частная средняя общеобразовательная школа  5, в Харькове  авторская школа Бойко, лицей «Профессионал», во Львове  частная школа «Відродження», Львовская украинская частная гимназия и «Эрудит». Стоимость обучения в таких школах в год варьирует от 900 до 20 тысяч долларов. Между «элитным» и «среднеобразовательным» процессом существует разница и в зарплатах преподавательского состава. Если сегодня, согласно Госстату, средняя заработная плата учителей школ равняется 3769 гривен, то зарплата учителей «элитных» и «частных» школ, по данным сайтов по поиску работы, в среднем составляет от 10 тысяч гривен в месяц.

 

 

Доучившись в начальной школе, учени(ца)к переходит в базовую среднюю школу ( 59 классы), после которой для продолжения образования в профильной средней школе ( 1012 классы), по замыслу МОН, нужно будет сдать ВНО. Результаты ВНО помогут определить, готов ли ученик к специализации, проверят уровень его знаний и помогут определиться с будущей профессией. Что будет с теми, кто завалят тесты, законопроект не уточняет. По мнению экс-замминистра МОН Инны Совсун, скорее всего перед школьниками поставят выбор: либо бросать учебу и, например, идти работать, либо остаться на второй год в 9-м классе. Для тех, кто успешно прошел тесты, предоставляется академическое образование (профильная подготовка в школе учеников к университету и углубленное изучение предметов) или профессиональное  ПТУ. А какие баллы будут проходными, будут ли тесты ВНО после 9-го класса легче тех, что сейчас проходят ученики после 11-го,  на эти вопросы реформа не дает ответа. В то время в качестве идеи парламентарии рассматривают возможность внедрения ВНО после 4-го класса. Согласно европейской практике, подобные тесты после окончания начальной школы с одной стороны, помогают определить качество и количество знаний, которыми владеет т(а)от или ин(ая)ой учени(ца)к, а с другой  в случае «провала» юных школьников могут оставить на дополнительный год для повтора невыученных программ.

Помимо структурных изменений, среднюю школу ожидает внедрение инклюзивного образования. В рамках реформы образования 5 июля этого года Петр Порошенко утвердил законопроект  6437 о внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями в образовательных услуг. Новый закон, который инициировала жена президента Марина Порошенко, предполагает, что с 2018 года дети с ограниченными возможностями будут учиться вместе с другими школьниками. Вместе с тем возраст для начала учебы в общеобразовательных школах родители для таких детей выбирают сами. При этом многие эксперты уже отметили несоответствия в логике принятия законов и хаотичность, с которой депутаты Верховной Рады подходят к реформе образования. Так, Петр Порошенко активно поддерживает законопроект 3491-д, при этом также позитивно высказывается о труде Марины Порошенко и ее команды по работе над инклюзивным образованием. Но если посмотреть на картину в целом, то утверждение законопроекта 3491-д, отменяет действие старого закона об образовании, а с тем ликвидирует нововведенную норму об инклюзивном образовании. Статья 20 нового закона предполагает вернуться к прошлому и обучать детей с особенными потребностями в отдельных классах и специализированных учреждениях. Таким образом, эксперты Института социально-экономических исследований приходят к выводу, что или президент Украины просто не разобрался в реформе образования, или просто пытается угодить реформаторам со всех сторон.

 

Третья часть реформы: не патриот – не ученик

Реформа образования вот уже 26 лет прошита красной нитью  искоренить советские методы учебы и его «устаревший» на сегодня подход. С момента зарождения сегодняшней системы образования в 1917 году ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с определяющей жизнь общества коммунистической идеологией. Главной нравственной целью советского образования всех уровней  от детского сада до вуза  считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего светлое будущее. Спустя 100 лет «рабочий коллектив» заменяется «офисом с современными технологиями», «светлое будущее»  инновациями, а «достойный участник общества» стал патриотом Украины. Так, реформа образования средней школы предполагает не только изменить территориальное расположение школ, внести структурные изменения в школьный процесс, разбив классы по уровням начальной, средней и профильной школы. Реформисты решили, что третьей составляющей частью реформы должна стать концептуальность учебы.

Девиз ученика «Новой школы»  «Я  личность, инноватор, патриот». Как понимать подобные слоганы, министр образования Лилия Гриневич решила расшифровать в брошюре на 40 страниц «Новая школа. Простор образовательных возможностей». Так, по мнению министорки, «воспитательный процесс будет неотъемлемой составляющей всего образовательного процесса и ориентироваться на общечеловеческие ценности, в частности морально-этические (достоинство, честность, справедливость, забота, уважение к жизни, уважение к себе и другим людям), социально-политические (свобода, демократия, культурное многообразие, уважение к родному языку и культуре, патриотизм, уважительное отношение к окружающей среде, уважение к закону, солидарность, ответственность)». Кроме этого, эксперты МОН акцентируют, что «новая школа будет лелеять украинскую идентичность, будет воспитывать не только ответственность за себя, но и за развитие и благосостояние страны и всего человечества».

Как же на практике предлагают создавать в украинских школах «сверхдетей»? Тотальная украинизация отрасли будет начинаться с профильного образования  с 10 класса. В старшей школе реформаторы предлагают сократить количество предметов с 22-х ныне обязательных до 9. Планируется объединить алгебру и геометрию в «математику». Из химии, физики, биологии, астрономии, экологии и географии сделать дисциплину «Человек и природа» с  общим объёмом преподавания до трех часов в неделю. Раньше, например, количество часов в неделю химии или физики составляло полторадва часа в неделю, то же касалось и других предметов. Зарубежную и украинскую литературы разбавить украинским языком и назвать этот предмет «Словесность». Такую идею интеграции школьных предметов раскритиковали в Национальной академии наук. Так, в официальном заявлении члены НАНУ говорят, что итогом объединения дисциплин в один предмет станет снижение качества их преподавания, поскольку педагогических кадров по этим предметам в стране нет.

«Это приведет к дальнейшему падению общего интеллектуального уровня выпускников, уменьшению потребности в учителях по данным предметам, а в дальнейшем  к снижению количества аспирантов, научных и научно-педагогических работников, что может вызвать усиление упадка отечественной науки и системы высшего образования. Внедрение этих новшеств также повлечет за собой массовые увольнения школьных учителей естественных дисциплин, а это приведет к «полной деградации кадрового потенциала образовательной сферы»,  считают в Академии наук.

В школьной программе начальных классов также появится обязательный предмет «Языки национальных меньшинств». Здесь родителям предлагают голосованием решить, какой второй язык будут изучать дети  русский, венгерский, иврит или, например, румынский. Все остальное обучение обязательно будет происходить только на украинском языке, а школы, которые проигнорируют норму так называемой «языковой цензуры», в МОН предлагают поддавать санкциям или закрывать.

Курс воспитания патриотов будет основываться на предмете «Защита Отечества». На его изучение в старших классах предлагают выделять до пяти часов в неделю. Обучать предмету мальчиков и девочек будут отдельно. А вот чем будут отличаться программы по гендерному признаку, пока не понятно. Предмет «Защита Отечества» впервые появился в школьных программах в 2015 году. Согласно приказу МОН 29.05.2014  657, в 1011 классах всех среднеобразовательных школах должен быть создан инвариантный предмет по патриотическому воспитанию молодежи. В рекомендациях к изучению предмета чиновники указывали, что учени(ца)к должен знать правовые основы формирования украинской армии, уметь владеть оружием, знать основы самозащиты и в случае потребности уметь оказывать первую медицинскую помощь. Но так как подобная программа имела очень расплывчатые характеристики, учителя многих школ пошли самым простым путем. Тем самым для мальчиков вернули курс «Военной подготовки», для девочек  «Основы безопасности жизнедеятельности». Как изменится предмет после реформы и будет ли разработана единая программа МОН по общеобязательному прививанию патриотизма, на сегодня пока не ясно. Что примечательно, на ряду с «Защитой Отечества» планируется увеличить количество физкультуры в школах с 3 до 6 часов в неделю.

 

 

В итоге нагрузка на ученика старшей школы должна составлять 33 часа в неделю. Если на профильные предметы, патриотическое воспитание и физкультуру будут выделено от 3 до 6 часов, то на изучение других предметов останется лишь часполтора в неделю. МОН также оставляют без ответа, не повлияет ли это нововведение на сокращение штата учителей и уменьшение их зарплат.

 

Тест на право автономии. Краткое пособие для учителей

Если же вы работни(ца)к сферы образования и хотите зарплату повыше, а вместе с этим возможность не следовать программе обучения МОН, а самостоятельно составлять учебный план  в рамках реформы всех желающих учителей призывают пройти сертификацию. Сертификация будет подобно сегодня практикуемой аттестации и будет проходить также каждые 5 лет. Согласно новому проекту закону про образование, зарплаты учителей без сертификации будут практически в два раза больше чем сегодня, минимум оклада учителей-бюджетников будет 6736 гривен. А вот в случае успешного прохождения сертификации, МОН обещает учителям среднеобразовательных школ приятный бонус в виде плюс 20% к зарплате. К тому же, за выслугу лет тоже предусмотрены акции и предложения: за три года  10%, за 10 лет  20% и за 20 лет  30%.

Что такое сертификация и как ее будут проходить? Сертификация, по задумке чиновников, будет состоять из нескольких частей: тест на знание своего предмета и педагогической теории. Скажем, знает ли учитель(ница) математики математику, а учитель(ница) химии  химию. И вторая часть этой сертификации  проверка комиссии, которая посещает е(е)го урок, смотрит на какие-то достижения учеников, которых он(а) учит. На основе этого е(й)му присваивают определенную квалификационную категорию. И за каждую высшую квалификационную категорию он(а) поднимается в единой тарифной сетке, получает надбавку. А что делать с учителями, которые завалят сертификацию, в МОН пока не решили. Вероятней всего, предполагают в СМИ, таких сотрудников будут или увольнять, или направлять на повторную проверку.
 

"Из-за хронической нехватки преподавателей многие учителя по дипломам далеко не учителя, а скорее волонтеры, которые из-за любви к детям учат их языку, истории или математике."

 

В столичных школах учителя в целом не против такого новшества. «Если благодаря этой проверке нам поднимут зарплату хотя бы в два раза, то я согласна. Я готова проходить тестирования и прочее, потому что в своих знаниях я уверена. Но если меня будут постоянно мучить проверками за лишние 200 гривен, то это, конечно, не выход»,  говорит Надежда Криворучко, преподаватель одной из киевских школ. Единственное, о чем волнуется учительница,  это то, что до сих пор непонятно, какая комиссия будет проверять учителей. Если это опять «свои» люди из школы или районо, то тут не исключено, что нарушений будет масса.
А учителя в регионах «проверки знаний» не оценили. Из-за хронической нехватки преподавателей, многие учителя по дипломам далеко не учителя, а скорее волонтеры, которые из-за любви к детям учат их языку, истории или математике. Одна из обязательных составляющих сертификации  диплом с профильным высшим образованием. Такие дипломы в селе имеют разве что директора и учителя старших классов. Большинство имеют среднее или специализированное образование. «Получается, что на надбавку могут рассчитывать только учителя городов?»  возмущается учительница начальных классов Ровенской области. Сегодня в большинстве регионов Украины молодым специалистам в школах готовы платить от 1200 до 2600 гривен. Несмотря на установленный законом порог минимальной зарплаты в 3200, директора школ разводят руками, дескать, такие деньги тут получают учителя с 10-летним стажем.

 

 

Низкий оклад труда  одна из основных причин утечки молодых кадров на работу в большие города или за рубеж. Так, по данным CEDOS, возрастное распределение учителей с 2000 года довольно заметно изменился  доля педагогов старше 55 лет выросла почти вдвое (с 11,8 до 21,8%), тогда как доля моложе 30 лет упала с 22,7 до 17,9%, а учителей в возрасте 31-40 лет  с 27,6 до 21,9%. То есть на сегодня пятая часть учителей-предметников  предпенсионного или пенсионного возраста. В то время оплата труда работников сферы образования учреждений I-III уровней аккредитации одна из самых низких в мире. Согласно ежегодному отчету ОЭСР, средняя заработная плата учителей школ  44 тысячи долларов в год. Самый большой оклад у преподавател(ьниц)ей Люксембурга. В год они получают в среднем 137 тысяч долларов, дальше с зарплатами 103 тысячи и 84 тысячи долларов следуют Швейцария и Германия соответственно. Худший оклад среди стран ОЭСР был зафиксирован в Чехии. Местные учителя зарабатывают 26 тысяч долларов в год. Если же в 2018 году в Украине внедрят международную программу оценки качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) под руководством OЭСР, международные эксперты для оценки качества образования получат данные о зарплатах украинский преподавателей и о катастрофической нехватке кадров в регионах. А с тем не исключено, что последнее место по самым низким зарплатам в 2018 году достанется именно Украине с показателями в среднем 1700 долларов в год.

 

Отмена директорской монархии

Реформа образования заденет также и директоров школ. Так, в МОН посчитали, что для того чтобы привлекать в школы побольше молодых кадров, а с тем давать учителям больше автономии, нужно ввести срочную должность директора. Директор будет переизбираться на должность каждые 6 лет и сможет иметь право занимать кресло руководителя школы не более двух сроков подряд  12 лет. Как будут выбираться директора и кто будет голосовать за назначение, пока не ясно. В концепции «Новой школы» лишь указано, что новоназначенный директор получит возможность самостоятельно подбирать школьную команду. Благодаря этому отделы образования больше не смогут устраивать на работу в школу нужных им людей, а также блокировать увольнение учителей, не справляющихся со своими обязанностями. Но в то же самое время эта функция сохранится у директора. Вносить изменения и предложения в учебный процесс в рамках реформы смогут родители. Родительский совет с 2018 года планируют сделать полноправным школьным коллегиальным органом. Вот только и этот пункт реформы преподаватели сочли неравноправным по отношению к сельским школам. Ведь если дети из небольших населенных пунктов будут учиться в опорных школах, многие родители, проживающие в других селах, из-за нехватки времени и финансовых возможностей не смогут постоянно принимать участие в родительских собраниях и, как следствие, в улучшении качества образования.

Реформа школы также снимает контрольную функцию за качеством образования с органов местного самоуправления, тем самым перекладывая ответственность на новый орган  Государственную службу качества образования. После реформы, таким образом, функция органов местного самоуправления сведётся к обеспечению условий обучения и закупок оборудования.

 

Когда ждать изменений?

Утвердить новый закон об образовании народные депутаты собирались в июле этого года. Но буквально за несколько дней передумали, дескать, не отдохнув, садиться голосовать за структурные изменения в среднем образовании скорее будет непродуктивно. Школьную реформу перенесли на 7-ю сессию 8-го созыва, которая начнется 5 сентября этого года. Но чтобы в МОН период каникул в Верховной Раде не показался скучным, в начале августа президент подписывает закон об изменении в госбюджет 2017 года, тем самым выделяет Министерству дополнительно 317 млн гривен. А вот на что конкретно, не уточняет.

 

 

В случае принятия нового закона про образование, концепция «Новой школы» предполагает несколько этапов внедрения реформы. Первые изменения начнутся с нового учебного года 2018/19. В 2019  создание новых концепций и стандартов образования, а вместе с тем открытие региональных центров проверок качества образования в школах. Реформа начальной школы заработает только с 2022 года, среднего образования  в 2023 году, а вот профильное обучение в старших классах  не позже 2025 года. И только в 2029 году в МОН готовятся к долгожданному выпуску первых школьников, окончивших 12 лет обучения. Этот план по запуску реформы расписан в десятках презентаций и брошюрах МОН, а в Кабмине просят смотреть на вещи реальней. В начале июля этого года премьер-министр Украины Владимир Гройсман подсчитал, что реформа образования будет стоить бюджету страны около трех миллиардов долларов. Где взять такую сумму денег, парламентарии не имеют понятия. А соответственно, реформу образования или другими словами «фабрику по производству патриотов и рабочих» придется оттягивать до последнего, что, с одной стороны, может затянуться на десятилетия, а с другой  будет не так болезненно.

 

Читайте также:

Освіта врятує світ? (Вікторія Мулявка)

Наслідки освітніх реформ для учнів сільських шкіл (Вікторія Мулявка)

Евростандарт vs Советское качество: куда ведет реформа высшего образования (Дария Чернина)

Медреформа по-украински: с больной головы на здоровую (Дария Чернина)

Пенсионная реформа: внедрить нельзя помиловать (Дария Чернина)

 

Share