Politics

ВИЗИТ В «ОККУПИРУЙ ЛОНДОНСКУЮ БИРЖУ»

27.07.2012
|
Лев Фотієв
4491

Мой лондонский знакомый Нил оказался участником протестов, и я решил воспользоваться случаем, чтобы узнать о событиях из первых рук. Мы встречаемся в воскресенье, вокруг ближайшей станции метро безлюдно и никаких признаков чего-то необычного, хотя протесты проходят буквально за углом. За поворотом появляется небольшой поток туристов и несколько полицейских, слышна музыка. Палатки протестующих расположились вокруг собора Святого Павла, оставив место для пешеходов с краю площади и небольшой проход к ступеням собора.

Нил назначает мне встречу в «Старбаксе», что прямо на площади. Поначалу я несколько озадачен его выбором места для обсуждения проблем капитализма, но, пожалуй, оттуда удобно выходить в Интернет. По его предложению мы проводим осмотр городка.

— По сути, это полноценная коммуна, — начинает Нил. — Вот здесь у нас библиотека, в которую вносятся пожертвования и где можно проводить дискуссии, обсуждения за кофе и прочее. Далее идет информационная палатка, где посетители могут узнать о городке и внести предложения.

К слову, информации на площади предостаточно, стены и колонны облеплены объявлениями, призывами, констатациями фактов. По пути к Нилу я остановился у лотка с литературой, судя по заглавиям марксистской, но почему-то с акцентом на США. Женщина лет 60-ти, с британским произношением, тут же завязывает разговор и в ответ на мой вопрос о подборе литературы заводит длинный рассказ о перипетиях перевоза тайных записок Троцкого в Америку. Затем предлагает подписку на газету The Militant, а также купить книгу о Малькольме Х, для подписчиков скидка. Судя по моему мимолетному общению с этой Communist League of America, их вряд ли ждет бурный рост членства в организации.

Нил ведет меня к следующей палатке, покрупнее.

 — Вот университетская палатка, в которой я тоже участвую [Нил пишет кандидатскую в Оксфордском университете]. Она используется для различных образовательных событий. Здесь выступают люди со всего мира, темы варьируются от научных до практических вроде ремонта велосипедов.

Мы заглядываем внутрь: стоит выступающий, около семи слушателей сидят на подушках полукругом. Возле входа в палатку – доска с расписанием выступлений. Со слов Нила, график выступлений обычно полностью забит. Позже я узнаю, что здесь выступал автор довольно популярной книги о неравенстве «The Spirit Level», а также один наш общий знакомый, молодой преподаватель. Им удается привлечь много выступающих разного плана – наверное, этому способствует широкое освещение протеста в прессе.

Далее Нил упоминает интересную тактику «тичаут» (teach-out).

— Мы также проводим тичауты, для чего собираемся в приватизированном общественном месте, которое оккупируется для проведения уличной лекции. Властям это очень не нравится [см. тичаут в деловом центре Canary Warf].

Далее мы проходим мимо «жилой зоны», где расположены спальные палатки. Позже Нил, который ночует дома у родителей в Лондоне, признается, что ночью в палатках холодно. За жилыми следует «молитвенная» палатка, где можно еще и помедитировать.

Проходя мимо «места для транспарантов», мой спутник замечает, что в городке абсолютно отсутствует централизация и иерархия, что каждый выбирает себе рабочую группу по интересам и способностям.

— Здесь расположена зона жизнеобеспечения. — продолжает Нил. — Ты, наверное, будешь рад видеть, что весь мусор сортируется. А вот и кухня, где люди героически трудятся круглые сутки. Все бесплатно, угощайся.

Я вношу небольшое пожертвование в кассу кухни, и мы переходим к группе жизненно важных палаток: технической, юридической, издательской (в городке выходит газета), по пожертвованию и изготовлению одежды (поддерживаемая арт-студентами), первой медицинской помощи, чайной (ведь мы в Англии) и, наконец, к палатке с генератором электроэнергии.

Городок выглядит довольно хорошо организованным и рассчитанным на длительное пребывание. У меня возникает резонный вопрос об истории возникновения Occupy LSX. В первую очередь Нил упоминает спонтанную самоорганизацию, когда после первого митинга численностью в несколько тысяч было решено основать городок. Первый митинг, с его слов, был организован через фейсбук, когда «кто-то бросил клич». Затем он все же упоминает людей «с бóльшим опытом» из Испании и других стран, помогающих в организации работы. И действительно, в лагере я знакомлюсь с одним итальянцем и видел интервью с испанцем на Youtube. Похоже, что сопротивление глобальному капитализму также становится глобальным.

— Каждый день в 13:00 и 19:00 мы проводим общее собрание, где обсуждается, против чего мы выступаем и чего хотим добиться.

Тут Нил высказывает самую важную, на мой взгляд, вещь:

— Замечательно то, что у движения не было определенной идеологии и целей. Оно было совершенно открыто. Теперь же требования будут постепенно формулироваться и передаваться общему собранию через представителей групп. Проблема с этим подходом в «тирании присутствующих», так как не все могут находится здесь постоянно, а решения принимаются общим собранием на месте. Мы пытаемся решить эту проблему через Интернет. Я не специалист в этом, но есть технологии для проведения виртуальных собраний по всему миру.

Я мысленно поражаюсь тому, что широкое движение против экономического неравенства было начато без явного участия крупных левых организаций. Что может быть лучшим доказательством «соглашательства» официальных левых партий?

— На первом собрании были выделены три основных проблемы современной системы: она недемократична, неустойчива (unsustainable) и несправедлива. Недемократична, так как требуется более широкое участие населения; неустойчива, потому что парламентская демократия не решает насущных экологических проблем; несправедливое распределение богатства приводит к тому, что одни не знают, как потратить свои огромные доходы, в то время как другие умирают от голода.

Не смотря на упомянутую несостоятельность парламентской демократии, похоже, что движение на данном этапе еще не определилось, пойдет ли оно дальше социал-демократических требований. Так, в следующей части Нил упоминает недостаточное регулирование, но не исключает и полного отвержения капитализма.

— Конечно, здесь находится только малая часть общества, но движение выражает широкое недовольство несправедливостью системы. Кризис был вызван недостаточным регулированием, а платить должны другие в режиме жесткой экономии. Но люди теперь слишком образованы и слишком привыкли к буржуазному комфорту, чтобы на это согласиться. Некоторые здесь полностью отвергают капитализм, и, на мой взгляд, важно, что такой вопрос ставится. Я же лично недостаточно знаю политэкономию, чтобы сформировать мнение на этот счет. Но здесь мы как раз и пытаемся разобраться, какие могут быть альтернативы. У нас выступает много специалистов по политэкономии, например, Сабина Алькир [Sabina Alkire, директор Oxford Poverty and Human Development Initiative], Ричард Уилкинсон, автор книги «The Spirit Level».

Я заканчиваю мои расспросы, и мы выпиваем кофе в ожидании совещания его «университетской» рабочей группы. В этот раз собирается всего четыре человека, но в соседней рабочей группе участвуют около пятнадцати человек. Обсуждаются практические вопросы, мало понятные постороннему. Решения принимаются своеобразным голосованием: те, кто за, потряхивают двумя руками в воздухе.

Хотя по историческим меркам противостояние в виде чистого и подчеркнуто мирного палаточного городка выглядит безобидно, в Англии он вызвал довольно бурное обсуждение. Безобидность протеста и, как следствие, толерантность властей к нему, похоже, объясняются отсутствием четких, или даже концептуальных, требований. В недавних демонстрациях против коммерциализации образования были и четкие требования протестующих, и жесткий ответ полиции. Здесь же, национализировать финансовую систему или, скажем, лишать крупного потомственного землевладения никто не предлагает. Потому спешащие через площадь на биржу финансисты не проявляют озабоченности. Даже не прочь завести разговор – признают, что, мол, да, есть проблемы в системе, но движение-то никаких альтернатив не выдвигает.

Будем надеяться, что пока не предлагает. Следует отметить, что ситуация в Британии накаляется: регулярно происходят выступления студентов, все чаще речь идет о забастовках. Когда в такой атмосфере кризиса есть физическое и виртуальное место для обсуждения основ демократии, более радикальные идеи могут быть услышаны и подхвачены. Как отметил один знакомый, выступивший в «университетской» палатке, участники его лекции (около 60-ти человек) согласились в целом, что демократизация невозможна без изменения экономических отношений.

P.S. Статья была написана в ноябре 2011 г. 14 июня 2012 г. полиция вынудила участников движения, которые на тот момент располагались на площади Финсбери, собрать палатки и уйти. В настоящий момент у движения «Оккупируй Лондон» нет постоянно действующего лагеря.

Читайте также:

Свобода надувательства (Джордж Монбайот)

Організаційна структура захоплення «Аудімакс» (Барбара Маєр, Якоб Арнім-Елісен)

Право на місто або точкові протести проти точкових забудов? Дилеми міського руху на прикладі ініціативи «Збережи старий Київ» (Оксана Дутчак, Володимир Іщенко)

Площа Свободи як мем. #globalrevolution, перша мем-революція!

Share