К моменту распада СССР Украина была одной из развитых европейских стран в индустриально-аграрном, научно-техническом и культурном отношении. По имеющемуся потенциалу она превосходила показатели многих советских республик, что позволяло делать оптимистические заключения об успешном будущем нашей страны в условиях «независимого плавания».
Однако по прошествии почти 30 лет структурных преобразований экономики по неолиберальным лекалам Украина заняла место периферии в мировой экономической системе, фактически потеряв мощный научно-технический и промышленный потенциал. Разрушение промышленности привело к изменению социальной структуры занятости населения, потере миллионов высокооплачиваемых рабочих мест, росту безработицы и общему падению уровня жизни большинства населения.
В результате 30-летнего «транзитологического эксперимента» под эгидой МВФ и иных наднациональных организаций Украина не смогла даже приблизиться к показателям ВВП УССР 1990 года[1] (GDP 2021; GDP per capita 2021). Ее положение по сравнению с другими бывшими советскими республиками является наиболее плачевным, особенно с учетом военно-политического конфликта.
К ключевым негативным социальным последствиям неолиберальных реформ в Украине можно отнести массовое вымирание и обнищание населения, высокий уровень трудовой миграции, прекаризацию занятости, рост неравенства и атомизацию общества.
Страна вымирающая
По данным Госстата, каждый час население Украины сокращается на 47 человек. Только за 8 месяцев текущего года численность жителей Украины уменьшилась на 246 тысяч человек (Державна служба статистики 2021a). Украина относится к одной из наиболее стремительно вымирающих стран мира, и по прогнозам ООН, ее население к 2100 году сократится до 24,1 млн. человек (Department of Economic 2004: 201).
Страна дешевой рабочей силы и массовой миграции
Рыночные трансформации в украинских условиях привели к негативной деиндустриализации, ликвидации сотен тысяч рабочих мест в промышленности, массовой трудовой миграции и общей прекаризации труда в Украине.
Из-за изменения отношений собственности сформировалась новая социально-классовая структура, где на противоположных полюсах оказались олигархически-мафиозные кланы, сосредоточившие в своих руках практически всю экономическую и политическую власть, и многочисленный класс наемных работников, отстраненный от реального участия в управлении и политической жизни.
Численность занятых разными видами экономической деятельности в Украине сократилась за годы рыночных трансформаций более чем на треть, — с 25,4 млн чел. в 1990-м до 16,36 млн в 2018 году (Статистичний щорічник 2013: 344; Статистичний щорічник 2019: 50).
Значительно выросла нестабильность занятости, распространились нестандартные и неформальные ее разновидности (по данным Института социологии — к нестандартно занятым в Украине относится около половины работающих), усилилось неравенство в сфере труда, произошло становление феномена «работающих бедных».
Безработица и низкая оплата труда закономерно привели к росту внешней трудовой миграции. По экспертным оценкам, отток украинских работников за границу колеблется от 4 до 10 млн человек (Костриця і Бурлай 2020: 102). А переводы мигрантов составляют около 13 млрд долл в год, или около 10% ВВП страны (Садовая 2021).
Ухудшение условий жизни и отсутствие видимых перспектив ее улучшения толкает людей не просто на временный выезд из страны, а способствует росту желающих уехать из Украины навсегда. Сегодня о своем желании выехать на постоянное жительство в другую страну заявляет 40% населения, что является самым высоким показателем за последние 6 лет. В феврале 2015 года таковых было 28% (Research&Branding Group, 2021а).
Страна массовой бедности
За годы структурных реформ в Украине сформировалась и закрепилась поляризованная модель общества: большинство населения проживает в условиях бедности и малообеспеченности, а очень незначительная его часть относится к богатым и сверхбогатым. Отсутствие значительной доли населения со средним достатком делает общество чувствительным к экономическим и политическим колебаниям и кризисам, выступает базовым фактором его нестабильности.
Что касается субъективной идентификации, то, согласно недавнему исследованию Госстата, 67% представителей украинских домохозяйств отнесли себя к бедным, а к среднему классу себя причисляет всего 1% опрошенных. Промежуточное положение (уже не бедные, но и не средний класс) избрали для характеристики своего благосостояния треть (32%) представителей домохозяйств Украины (Державна служба статистики 2021b).
Бедность в Украине носит массовый характер. Согласно опросам Института социологии, средняя украинская семья тратит на продукты питания и оплату коммунальных услуг в отопительный сезон — 79% совокупного семейного дохода. Малообеспеченность украинцев носит хронический характер. В условиях пандемии COVID-19 это вылилось в острую нехватку жизненно необходимых ресурсов. А истощенное за годы неолиберальных реформ государство, в придачу к тому находящееся в сильной внешней долговой зависимости, было попросту неспособным проводить адекватную в этих условиях социальную политику, направленную на поддержку экономики и населения. Коронакризис, как и следовало ожидать, не стал для украинцев импульсом к созданию и реализации позитивных механизмов его преодоления. Наоборот, большинство жителей избрали для себя негативные его образцы, в частности, тактику тотальной экономии и сокращения потребления базовых товаров и услуг. Cегодня всего 5% жителей Украины живут, не прибегая к экономии. Многие вынуждены экономить на продуктах питания (44%), одежде и обуви (50%), а также лечении и покупке медикаментов (30%) (Research&Branding Group, 2021b).
Cтрана неравных возможностей
Еще одной яркой иллюстрацией сегодняшнего состояния Украины является высокий уровень неравенства и резкая дифференциация населения по уровню доходов и богатства. Показатель доходов верхних 10% населения Украины превышает аналогичный индикатор нижних 10% в нашей стране более чем в 40 раз. Особенно острым сегодня является неравенство в сфере труда, когда уровень заработных плат топ-чиновников и госуправленцев в Украине превышает среднемесячный уровень по стране в 40—75 раз, а в отдельных случаях — и в 130 раз (Мазярчук 2019).
Сложившаяся кланово-олигархическая система управления с глубоко укоренившейся коррумпированностью и неравенством противоречит интересам и ожиданиям широких слоев населения. Социологические исследования показывают, что большинство граждан Украины являются сторонниками более справедливого общественного устройства и считают нынешнюю систему несправедливой и действующей в интересах только богатых слоев населения.
Существующее в Украине неравенство доходов и богатства признает несправедливым 9 из 10 жителей страны. В целом несправедливым украинское общество считает 70% граждан. Индекс социальной справедливости равен 9 (где «0» — наименьший уровень справедливости, «100» — самый высокий уровень справедливости). Чаще всего украинцы сталкиваются с несправедливым, по их мнению, отношением к себе в сфере труда (в процессе трудовой деятельности, при оплате труда, при попытках устроиться на работу). Не сделал украинское общество более справедливым и Евромайдан. По мнению половины респондентов (47%) считает, что после него украинское общество стало еще менее справедливым. А каждый третий украинец (32%) уверен, что справедливости было больше в советское время (Research&Branding Group, 2021c).
Что делать?
Преодоление кризиса в стране требует отказа от неолиберальной политики, проведения действенных реформ, нацеленных на восстановление и реиндустриализацию отечественной экономики, повышение социальных стандартов и переход к построению социально-экономической системы с более равным распределением общественных благ. В Украине существует мощный общественный запрос на социальную справедливость и создание общества равных возможностей. Справедливость, согласно многочисленным опросам (Ворона 2020: 536), входит в список наиболее важных для людей составляющих жизни — наряду с материальным благосостоянием и социальной защищенностью. Кроме того, в списке ключевых общественных запросов — установление мира, реальная борьба с коррупцией и повышение социальной мобильности. Задаче перехода к такому обществу — более равному и справедливому по отношению к большинству населения — должны быть подчинены усилия всех прогрессивно мыслящих и патриотически настроенных жителей Украины.
Источники
Ворона, В., 2020 (ред.). Українське суспільство: моніторинг соціальних змін. Випуск 7(21). Київ: Інститут соціології НАН України.
Державна служба статистики України, 2013, 2019. Статистичний щорічник України.
Державна служба статистики, 2021a. Демографічна ситуація у січні–серпні 2021 року. Доступ 21.10.21 за адресою: [link].
Державна служба статистики, 2021b. Самооцінка домогосподарствами рівня своїх доходів. Доступ 20.08.21 за адресою: [link].
Костриця, В. і Бурлай, Т., 2020. «Дисбаланси і дивергенція у сфері зайнятості: підходи ЄС та України до їх подолання». В: Український соціум. 1(72), с.83–107.
Мазярчук, В., 2019. Аналіз оплати праці державних службовців у контексті реформування системи державного управління: збірка досліджень. Доступ 22.08.21 за адресою: [link].
Садовая, М., 2021. «За первое полугодие 2021 года заробитчане перевели в Украину больше 6 млрд долларов». В: Харьковские известия. Доступ 30.09.21 по адресу: [link].
Department of Economic and Social Affairs Population Division, 2004. World population to 2300. Available 21.10.21 at: [link].
Research&Branding Group, 2021а. Миграционные настроения украинцев (2015 – 2021 гг.). Доступ 30.09.21 по адресу: [link] .
Research&Branding Group, 2021b. Оценка украинцами материального положения. Доступ 30.03.21 по адресу: [link].
Research&Branding Group, 2021c. Справедливость украинского общества в оценках украинцев. Доступ 30.03.21 по адресу: [link].
Worldbank, 2020. GDP per capita — Ukraine. Available 20.10.21 at: [link].
Worldbank, 2020. GDP, PPP — Ukraine. Available 20.10.21 at: [link].
Примечания
- ^ Уровень ВВП Украины в 2020 году составлял всего 63% от ВВП Советской Украины в 1990 году. А ВВП на душу населения в 2020-м достиг 78% от ВВП Украины 1990 года.