Эльмаз Смаилова
Существующие на 2017 год биржи по выполнению образовательных и научных работ (контрольных, рефератов, курсовых и дипломов) — это часто не очень надежный, но и, в основном, только сезонный заработок. Но даже такая временная занятость не существует без своих плюсов для исполнителя и заказчика. Такая работа, как правило, подходит не только квалифицированным специалистам и студентам старших курсов, но и успешным школьникам (например, простой технический рерайт готовых рефератов и подготовка ответов на вопросы к экзамену). Кроме того, заказы оставляют как школьники и студенты, так и сами преподаватели. Как именно это происходит и по каким причинам эти сайты пользуются такой популярностью, будет рассмотрено далее. Основываясь на личном опыте работы с подобными ресурсами, хотелось бы показать, как это работает изнутри, и коротко осветить не столько минусы существующих компаний, а закономерность, в которой развиваются подобные организации.
После нескольких недель работы на специализированных онлайн-биржах и сайтах у меня, как у исполнителя, возникло несколько проблем. Если говорить об общей особенности подобных ресурсов, то они созданы, прежде всего, ради прибыли. И это сразу видно, потому что некоторые из них не заботятся о долговременных связях с исполнителями или авторами. На одних сайтах даже не пришлось регистрироваться: молва о них громче саморекламы. Например, «Кабанчик», ресурс по выполнению разнокалиберной работы на заказ по Украине, прославился благодаря своим последним инновациям. Чтобы защитить себя от сделок вне сайта, администрация сделала просмотр заданий платными. Кроме того, там введена обязательная верификация с документами и на фоне паспорта. Эту информацию менеджеры могут легко копировать и далее использовать в своих целях. Похожая ситуация на аналогичном российском сайте YouDo. Здесь верификация происходит через номер мобильного телефона, который покупается по паспорту.
С сайтами по выполнению студенческих и преподавательских работ — да-да, именно преподавательских — возникло гораздо больше проблем. На сайте Автор24 мне в качестве заданий попадались как рефераты, рецензии и анализы, так и хронографии, таблицы и другое — все в одном заказе. По ходу выполнения огромного задания в количестве более двадцати письменных файлов разных видов сложности стало ясно, что это не для студента, а, скорее всего, рутинный преподавательский отчет. Все эти задания находились в приложенном файле, а сам заказ по объему был заявлен на 20 страниц. И автор, и администрация были заинтересованы в том, чтобы я выполняла огромный заказ за 800 рублей, и на встречу моим аргументам о повышении оплаты уходили одним ответом, что я заказ уже взяла и выполнить обязана.
И помните, что при регистрации на сайтах по выполнению удаленной работы (Кабанчик и YouDo) вам приходилось подтверждать, что вы — это реальный вы, на которого, если пропадете с багажом клиента и оплатой за заказ, можно легко завести дело. В случае же выполнения студенческих работ одна из основных проблем состоит в блокировке личного кабинета автора. На практике дело со стороны неблагонадежного Автор24 сводится «всего лишь» к жесткой критике вашей работы и апелляциям к ненаучности и неграмотности поданного текста. Но такие аргументы по факту стали одним из первых подтверждений моего предположения о том, что сайт нацелен на увеличение своей прибыли. При этом механизмом моего согласия с мнением администрации стала отсылка к одному из многих пунктов пользовательского соглашения (на картинке). Мне спокойно объяснили, что я не могу надеяться на пересмотр дела, потому что сама на это подписалась при регистрации. А регистрация выглядела совершенно безопасно: просто логин, пароль и галочка напротив пользовательского соглашения.
Так сайт Автор24 поступил со мной после успешного выполнения четырех заданий. Мой крайний выполненный заказ был принят в полном объеме заказчиком, а выплата за него была возвращена (после его жалобы) и наверняка с учетом комиссии для самого сайта.
И, кстати, последующими подтверждениями предположения о коммерческой направленности сайта стали отзывы других авторов. Ведь мой случай не единственный, и о подобных казусах компании я прочитала чуть позже на ресурсе отзывов СТУДЕНТУ.РФ.
Другой подобный сайт StudWork попросту не готов к взаимодействию с исполнителями в минимально долгосрочной перспективе. У них нет автоматической гарантии выплаты средств по выполнению задания. Вместо этого они предлагают мне самой выставлять условия предоплаты по заказу. На этом сайте я оставила 400 рублей только потому, что заказчик не внес оплату по заказу.
Работу по предоплате не соглашаются брать от новых исполнителей, поэтому каждый бывалый заказчик (будь он даже умным и ловким автором на другом сайте) может зарабатывать на новичках. По непонятным причинам на сайте HomeWork средства в размере 400 рублей по выполненному заказу не переводятся уже 3 платежных периода с 27 января 2017 года. Администрация сайта комментирует происходящее тем, что сообщила о случае менеджеру по оплате.
Почему же настолько популярными для «трудоустройства» становятся такие сайты студенческих работ? После проведения короткого исследования на сайтах work.ua и HeadHanter.ua по вакансиям преподаватель философии, историк, социолог, математик, менеджер и программист в г. Киев за 30 дней по состоянию на 9 марта я обнаружила следующее. На сайте work.ua преподаватели философии и истории не требуются, для социологов есть две вакансии, а для математиков — целых 17. На сайте HeadHanter.ua в Киеве по вакансиям философа и историка все также никто не требуется, по вакансии социолога — 22 объявления, по вакансии математика — 71. Для сравнения на work.ua требуется 2240 программистов и 9383 менеджеров. На HeadHanter.ua — 523 программиста и 1955 менеджеров. Даже это малое наблюдение показывает: такое незначительное количество вакансий на популярных интернет-площадках является причиной обращения к студенческим биржам в поисках заработка.
А вот причины обращения на сайт со стороны студентов могут быть условно «уважительные» и совсем не уважительные. К первым относятся большие нагрузки, связанные как с перенасыщенностью учебного плана, так и с необходимостью работать, особенно в сегодняшних реалиях, когда шансы на стипендию значительно упали. Преподаватели также могут недостаточно адекватно объяснить необходимость изучения этого предмета (например, для чего нужна химия студентам ресторанного дела — менеджерам). Совершенно очевидно, что без понимания цели заставить человека искренне учить предмет очень сложно. Можно прибегать к таким методам, чтобы подтянуть «отстающий» предмет, оценка за который не позволяет занять в рейтинге достаточную для получения стипендии позицию. А когда непонятно, зачем заставили учиться, или совсем не тем хотелось заниматься с детства, а жизнь сказала свое слово, то приходится обращаться к вышеописанным сайтам. Если выполнение контрольных, рефератов и курсовых сделать более интересным, то многим студентам, возможно, не пришлось бы тратить деньги попусту. Но дело тут, понятно, не только в преподавателях.
Что же касается совсем неуважительных причин (которые, по моему мнению, распространены больше, однако статических подтверждений этому нет), то основной здесь будет банальная лень. Также причиной может служить «учеба для галочки». При этом нередко подростку не дается право голоса при выборе будущей профессии. Под давлением родительского мнения тот вынужден осваивать специальность, с которой он не связывает свое будущее. Давление может исходить и изнутри. Общественное мнение подталкивает человека к тому, что ему нужно хоть какое‑то высшее образование. В таком случае важны не знания и навыки, а сам факт получения диплома, что в дальнейшем подталкивает к недобросовестной учебе.
Еще до недавних изменений принципа начисления стипендий несколько невысоких оценок в зачетке не играли такой большой роли. Теперь же образование превращается в вид олимпийского спорта — из спокойного и планомерного обучения в крысиные бега за оценками за невыученные уроки и редкими наградами в виде «увеличенной» стипендии. И если количество получающих стипендии на Украине сократилось в два раза, то не сложно предсказать, как это повлияет на заказы студенческих работ.
Для большей наглядности вышеупомянутого короткого исследования можно обратиться к государственной статистике Украины за 2015 год. Согласно опросу «Экономическая активность населения по профессии, специальности в соответствии со свидетельством (дипломом)», экономически неактивное население и безработные составляют около 43%.
Как можно изменить ситуацию? Тут одноразовым решением вроде рекомендаций по наилучшему взаимодействию с подобными сайтами не обойтись. Современные предприниматели, от стартаперов до коммерческих дельцов, ответили на системную ошибку государственного управления и чувствуют себя вполне удобно на гребне волны решения потребности студентов. Это грамотный ответ и на проблему занятости преподавателей, незадействованных, а также мало задействованных в госучреждениях. Но такое решение вопроса скорее направлено на накопление капитала в коммерческой сфере и развитие стартапов, чем на удовлетворение потребностей в стабильной занятости и улучшение качества образования. Можно создать кооператив преподавателей — это было бы воплощением анархистской идеи, ориентированной влево. Низовые инициативы, с целью обеспечения спроса социальной группы и равного распределения финансов, не простая мечта, а реальные и работающие формы организации предприятий сегодня не в одной стране мира.
Подводя итоги, подчеркну, что основными причинами большого спроса на существование подобных сайтов как для гуманитариев, так и для техников с незаконченным и законченным высшим образованием является малый спрос на эти профессии. С одной стороны существует спрос от студентов, которые хотят повысить балл, а с другой — есть армия преподавателей ( людей с этим высшим образованием около 1 655 000 на 2015 год), которые получают возможность неофициальной подработки. Сейчас мне спустя полтора года после увольнения со стабильной государственной и малооплачиваемой работы стало очевидным, что совсем не просто найти работу достойную и хорошо оплачиваемую. Это системное обеднение населения, потеря надежной и в некоторых областях безопасной для жизни работы — следствие не маргинализации моей специальности преподавателя, а всеохватывающего изменения в сторону ориентации инвестиций на более прибыльные сферы экономики, чем образование.