Что ответить на тему «разницы полов»

  • 20 лютого 2019
  • 4047
Что ответить на тему «разницы полов»

Александра «Renoire» Алексеева

Тема отличия между полами навязла в зубах. О ней говорили — и не раз. От неё «подгорает» настолько, что проще развернуться и уйти. Но это не всегда выход: всё равно в окружении остаются люди, которые нам ценны и дороги, но в голове у них  ряд заблуждений, если не сказать кромешный ад. Что это за заблуждения и что действительно говорит наука насчёт «разницы полов»?

Однажды, в 2016 году, я с приятелем возвращалась из небольшого израильского кибуца в Тель-Авив. Он был за рулём. На тот момент Ювал ушёл с постдока и начал заниматься блокчейном. Мы ехали и обсуждали разные вещи. В какой-то момент он сказал примерно следующее:

Знаешь, у мужчин и женщин — разные эмоции. Потому что мужчины и женщины биологически разные. Мужчины в среднем выше и сильнее женщин, точно так же женщины больше склоняются к домоседству, а мужчины — к скитаниям. Мы биологически разные из-за эволюционного отбора. Женщин чаще держали взаперти, и это зафиксировалось генетически. Я думаю, что эта теория верна.

 

 

Мне это показалось тогда полным абсурдом. Я хлопнула дверью машины и ушла. Никто из нас не мог доказать, что собеседник не прав. У меня не было на руках достаточных аргументов. Биологию я последний раз учила в школе — через пень-колоду. Как бы я ни старалась обходить подобных биологизаторов стороной, мне недавно попалось интервью с одной московской популяризаторшей науки и у меня опять глаза полезли на лоб от дремучей непроходимости. К счастью, теперь моя подготовка по биологии стала сильнее, и я могу отделять зерна от плевел. Да, лимбическая система у женщин и мужчин работает по-разному. Да, гипоталамус — тоже. Но подобные различия в работе мозга не дают почвы для утверждений, что женщины по своей природе больше хотят сидеть дома, а мужчины — скитаться и т. д.

А какие ещё есть заблуждения и что на них ответить?

 

Заблуждение #1: Мальчики более склонны к математике, а девочки — к языкам, и это значительно обуславливает их разницу в успеваемости.

Действительно, мозг мужчины и женщины отличается, при этом главные отличия — в гипоталамусе и префронтальной коре. В гипоталамусе выделяются гормоны, которые регулируют выработку половых гормонов — эстрогенов и пролактина у женщин и тестостерона у мужчин. (Этот гормональный фон, кстати, может варьироваться от человека к человеку и в зависимости от времени. Гормональных чисто-мужчин и чисто-женщин описать и найти будет трудно. На самом деле биологический пол — это размытая категория, об этом чуть ниже).

 

"По моему мнению, «сильно отличается» — это если бы вместо мозга у одного из полов была межушная веревка."

 

В коре мозга у женщин немного больше белого вещества, отвечающего за связь между нейронами, а у мужчин — чуть больше серого вещества, отвечающего за процессорные мощности. Ключевое слово «чуть» — не на 50 % и не на 30 %. Здесь, конечно, можно поспорить, что является значительными отличиями. Но, по моему мнению, «сильно отличается» — это если бы вместо мозга у одного из полов была межушная веревка. Это были бы действительно сильные структурные различия. Но мозг мужчины и женщины отличаются не так[1].

 

 

Скорее всего, верно (некоторые исследования об этом говорят), что математические навыки связаны с пространственной ориентацией. Сферическим девочкам в вакууме сложнее представить себе пространственное решение математической задачи, чем мальчикам. У мужчин и женщин отличается подход к пространственному ориентированию: мужчины более склонны ориентироваться по сторонам света, а женщины — по описанию основных ориентиров. Хотя это запросто может оказаться разницей в социализации. Некоторые считают, что это именно биологическая разница, потому что у мужчин зона мозга, которая считается ответственной за пространственное ориентирование, больше. Разница в пространственных навыках также коррелирует с математическими навыками, поэтому сейчас принято считать, что это объясняет половую разницу в математической производительности. Кроме этого, было показано, что у девочек больше так называемого пространственного волнения (spatial anxiety). Это тоже может быть причиной разной операционной производительности в математике (Lawton 1994; Maloney, Waechter, Risco, Fugelsang 2012;  Devine 2012). Если это волнение преодолеть, то навыки часто выравниваются.

Часть половых отличий формируется во время эмбриогенеза, когда плод находится в утробе (матери). Если на ранних этапах жизни плод подвергается воздействию андрогенов, то потом в жизни у него лучше работает пространственное мышление. Как следствие, он лучше понимает решения в математике. Но это «лучше» проявляется только на уровне университета. Дело в том, что лимбическая система у мальчиков оформляется только к тому времени, а до тех пор, особенно во время переходного возраста, мальчики (опять же сферические в вакууме) неуравновешенны из-за влияния половых гормонов, а девочки более усидчивы — на них тестостерон не влияет. Но до третьего курса технических факультетов, где разница становится значимой, доходят далеко не все девочки и не все мальчики. Девочек доходит гораздо меньше, потому что и поступает их туда гораздо меньше. Кстати, на третьем курсе технических вузов индивидуальная разница в навыках и склонностях может оказаться решающей.

Кроме этого, есть сведения, что на пространственное мышление также влияет и культура, в которой жил ребенок в раннем возрасте (математике по-разному учат в разных культурах) Есть данные, что половая разница в пространственном восприятии наблюдается только у выходцев из среднего и богатого классов, но не у детей из бедных семей. Конечно, потому что разница проявляется только в навыках университетского уровня. Эту гипотезу подтверждает и факт, что в целом у людей интеллектуальные навыки за XX век существенно улучшились, что не удивительно из-за распространения среднего образования. Нам известно, что девочки университетского возраста, которые тренируются в пространственном ориентировании, например играют в 3D-компьютерные игры или тетрис, через короткое время начинают показывать пространственные навыки, сходные с теми, что у мальчиков (Feng, Spence, Pratt 2007; Terlecki, Newcombe, 2005).

 

Заблуждение #2:Так эволюционно сложилось: мальчики охотились, им нужно было ориентироваться в пространстве, от этого зависела их выживаемость. А девочки в пещере воспитывали потомство, их выживаемость зависела от того, как хорошо они понимают своих товарищек и детей. Поэтому мальчики лучше ориентируются, а девочки более болтливы.

Я очень часто встречаю эволюционные аргументы развития психологии полов. Мол, у женщин возникло одно психологическое поведение, а у мужчин — другое, потому они были поставлены в разные ситуации, требующие разных адаптаций. Это направление мысли называется эволюционной психологией[2]. Один из известных авторов этого направления — Стивен Пинкер (Steven Pinker).

Некоторые доморощенные эволюционные психологи, как мой приятель Ювал, утверждают, что женщины любят сидеть дома, потому что исторически они долго сидели дома и генетически это зафиксировалось. Но на самом деле это, конечно, не так. Почему? Потому что просто сидение дома никак не может генетически зафиксироваться. Нужен половой или естественный отбор и соответствующие адаптации. Да, можно предположить, что выживали лучше те мужчины, которые хорошо ориентировались, и только те женщины, которые умели хорошо общаться друг с другом. Но не те, которые больше сидели дома. И период формирования адаптаций длился гораздо дольше, чем существует современная цивилизация, поэтому они не успели отложиться на генетическом уровне.

 

"Аргументы, связывающие коллективное поведение, эволюцию и пол, — это лишь забавные теории, которые мы не можем проверить, поэтому для подтверждения чего-то их использовать нельзя."

 

Допустим. Но с этой гипотезой есть проблема. Наши представления о том, что делали первобытные люди, очень размыты. Есть мало точных сведений, а в основном гипотезы. Поэтому об адаптациях, вызванных условиями жизни, судить сложно. Более того, условия не были универсальными. Они, скорее всего, отличались у разных групп первобытных людей, от ареала к ареалу их расселения. Есть и другая проблема. Мозг человека пластичен (есть так называемая нейропластичность), и за одну и ту же функцию могут отвечать разные части мозга. Если у каждого набор нейронов, который отвечает за ту или иную функцию, индивидуален, то генетические адаптации неприменимы.

Другими словами, у нас нет четкости. Аргументы, связывающие коллективное поведение, эволюцию и пол, — это лишь забавные теории, которые мы не можем проверить, поэтому для подтверждения чего-то их использовать нельзя. А научные споры по этому вопросу нам могут рассказать больше о современности и том, что для человечества сейчас важно, чем о действительных причинах поведения людей разных полов.

 

 

Заблуждение #3: Существуют отклонения в формировании пола, но большинство людей — биологические мальчики и девочки.

Биологических полов-то на самом деле не два. То, что некоторые люди имеет в виду под половыми отклонениями, со временем стало восприниматься как более вариативная норма, хотя в каких-то учебниках биологии, возможно, сохранилось название «половые отклонения». Согласно этой норме, биологический пол насчитывает несколько параметров. Вот некоторые из них:

Хромосомный (генетический) пол — пол, который определяется по присутствию хромосом XX («женщина») или XY(«мужчина»), безотносительно фенотипных признаков. Также может быть XXX, XXY и XYY. Люди с трисомией по x-хромосоме — на вид это «обычные девочки», у них может только быть увеличено расстояние между глазами и быть более заметен эпикантус. XXY — часто даёт интерсексуальность, а XYY — это «нормальные мальчики». Иногда говорят, что разные такие генетические «отклонения» приводят к высокому росту, либо неуклюжести, либо нарушению способности четко выражать мысли, либо к снижению в IQ. Но кто может гарантировать, что плохая способность выражать свои мысли — это не следствие стигматизации интерсексов? Кстати, нам почти ничего не известно о влиянии генетических вариаций на социальное поведение.

Гонадный пол определяется гонадной тканью в организме, то есть наличием семенников или яичников. Гонадный пол может отличаться от хромосомного, потому что организм может оказаться невосприимчив к тестостерону и внутренние половые органы у мальчика (XY) могут сформироваться такие, как у девочки.

Морфологический пол — пол, который определяется по внешним гениталиям. Мог расти мальчик, но по какой-то причине этапе формирования половых органов что-то пошло не по стандартному сценарию и внешние половые органы сформировались как у девочки.

Внутриутробный гормональный пол — то, какие гормоны выделялись, когда формировался мозг эмбриона. Это определяет, пошло ли развитие мозга по женскому или по мужскому типу и какие гормоны будет выделять гипофиз.

Гормональный пол — пол по вторичным половым признакам.

 

 

 

Вывод. Если ты, читатель, не делал генетического тестирования хромосом, не проверял свой мозг на условную «мужественность» или «женственность», можешь никогда не узнать, что ты человек «с половым отклонением». А ведь девочки типа XXX рождаются один раз на тысячу, что не так редко.

 

Существует много заблуждений и помимо тех, которые я рассмотрела выше. Но важно понимать, что между мужчинами и женщинами (если мы ограничиваемся только двумя полярностями), действительно есть биологически значимая разница. Но она далека от того, какой её рисует популярное мнение.

Чтобы бороться за права женщин и людей вообще, необходимо понимать, как устроены женщины, мужчины и другие, где у них сильные стороны и уязвимости. В процессе этой борьбы будут развенчаны многие стереотипы — например, что женщины склонны к домоседству, а мужчины к скитанию — и будут построены более инклюзивные как биологические, так и гендерные нормы.

Они уже строятся, но не все их замечают.

 


Источники

Ляленкова, Т., 2007. «Мужчина и женщина. Различия в работе мозга мужчин и женщин». В: Радио Свобода. Доступ 20.02.19 по ссылке: [link].

Carroll, L., 2012. “The ‘Biological Urge’: What’s the Truth?”. In: Huffpost. Available at: [link].

Coluccia, E., Louse, G., 2004. “Gender differences in spatial orientation: A review”. In: Journal of Environmental Psychology. Available at: [link].

Devine, A. et al., 2012. “Gender differences in mathematics anxiety and the relation to mathematics performance while controlling for test anxiety”. In: Behavioral and brain functions, V. 8, №. 1, p. 33.

Geary, D. C. et al., 2000. “Sex differences in spatial cognition, computational fluency, and arithmetical reasoning”. In: Journal of Experimental child psychology, V. 77, №. 4, pp. 337–353. Available at: [link].

Hunter, K., 2012. “Gender Differences in Math Ability: What's the Science Say?”. In: Advancing Health Equity. Available at: [link].

Fraser, N., 1990. “Rethinking the public sphere: A contribution to the critique of actually existing democracy”. In: Social text, №. 25/26, pp. 56–80.

Feng, J., Spence, I., Pratt, J., 2007. “Playing an Action Video Game Reduces Gender Differences in Spatial Cognition”. In: Psychological Science. Available at: [link].

International Labour Organisation, 2015. Tackling sex discrimination through pay equity. Available at:[link].

Kimura, D., 1992. "Sex differences in the brain". In: Scientific American, V. 267, №. 3, pp. 118–125.

Lawton, C. A., 1994. “Gender differences in way-finding strategies: Relationship to spatial ability and spatial anxiety”. In: Sex Roles. Available at: [link].

Levine, S. C., Vasilyeva, M., Lourenco S. F., Newcombre, N. S.,  Huttenlocher, J., 2005. “Socioeconomic status modifies the sex difference in spatial skill”. In: PubMed. Available at: [link]

Maloney, E. A., Waechter, S., Risco, E. F., Fugelsang, J., 2012. “Reducing the sex difference in math anxiety: The role of spatial processing ability”. In: Learning and Individual Differences. Available at:[link].

Schlaepfer, T. E. et al., 1995. “Structural differences in the cerebral cortex of healthy female and male subjects: a magnetic resonance imaging study”. In: Psychiatry Research: Neuroimaging, V. 61, №. 3. pp. 129–135.

Terlecki, M., Newcombe, N. S., 2005. “How Important Is the Digital Divide? The Relation of Computer and Videogame Usage to Gender Differences in Mental Rotation Ability”. In: Sex Roles. Available at: [link].

Примечания

  1. Подробнее о различиях читайте здесь.
  2. Подробнее про критику эволюционной психологии можно прочитать здесь.

Залишити коментар

Наші видання

Блоги

Facebook

Наші партнери