ДОЛОЙ ЕВРОСОЮЗ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОРЬБА ЗА АБСТРАКЦИИ!

  • 29 грудня 2013
  • 1500
ДОЛОЙ ЕВРОСОЮЗ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОРЬБА ЗА АБСТРАКЦИИ!

С сожалением отмечаю распространенное мнение, что ТВ-картинки со сжигающими флаги ЕС протестующими европейцами — это все якобы манипуляции путинской пропаганды. Якобы на самом деле европейцы протестуют только против конкретных экономических мер, а не против каких-то «абстракций». А против Евросоюза как такового выступают якобы только «националистические троглодиты».

Многое следует возразить таким оголтелым манипуляциям евролевой пропаганды.

Евроскептическую позицию занимают не только националистические и консервативные, а многие левые и коммунистические партии, в том числе: Левая партия Швеции, Левый фронт (Франция), Новая антикапиталистическая партия (Франция), Социалистическая партия (Нидерланды), Португальская коммунистическая партия, Коммунистическая партия Греции, СИРИЗА — вторая по поддержке партия Греции — тоже, хотя она и смягчила свою позицию после последних выборов. И это все далеко не маргиналы, а партии, имевшие или имеющие парламентское представительство.

Даже если не все из них являются жесткими евроскептиками, требующими немедленного выхода страны из ЕС, то в любом случае радикально оппонируют его изначальному и неизменному неолиберальному, расистскому и империалистическому наполнению. Если они и не против «Объединенной Европы», то на радикально иных принципах. Это как Российская империя и Советский союз, которые занимали практически одинаковую территорию, но при этом были все-таки совершенно разными государствами с фундаментально отличным классовым наполнением, как бы кто к ним не относился. С другой стороны, Гитлер тоже создавал «Объединенную Европу», но только с объединением на его принципах следовало бороться с оружием в руках.

Согласно опросу 2012 года 60% граждан ЕС не доверяют Евросоюзу как институции, и их число растет. Лишь меньшинство (42%) считают, что интересы их страны хорошо обеспечены в Евросоюзе, и их число падает.

Выход из ЕС — вполне себе актуальный вопрос греческой политики. Это второе по распространению евроскептических настроений государство в ЕС, где 50% граждан считают, что их страна вообще ничего не выиграла от членства в Евросоюзе. Их доля уступает лишь доле евроскептиков в Великобритании.

Можно также вспомнить массовые мобилизации и успешные голосования во Франции и Голландии 2005 года против принятия неолиберальной конституции Евросоюза. Которую затем, не сильно изменив, пришлось протягивать под видом Лиссабонского договора, уже не спрашивая мнения граждан ЕС о создании милитаризованной, авторитарной и империалистической сверхдержавы, в которой рыночные свободы будут превалировать над индивидуальными и социальными правами.

Но даже если бы европейцы не выходили протестовать против Евросоюза, что бы из этого следовало? Вот, например, учреждение республики и отмена монархии — действительно маргинальные вопросы в Великобритании, Нидерландах, Швеции, но только это ровно ничего не говорит о преимуществах восстановления монархических институций, каких бы ни декоративных и ограниченных.

Чем вообще может привлекать идея «Объединенной Европы» самой по себе человека с прогрессивными взглядами? Почему именно «Европу» следует объединять? Любая коллективная идентичность проводит различие между «нами» и «ними», дает ответ одновременно на два вопроса: кто такие «мы» и кто такие «они», кому мы себя противопоставляем. Так вот кому и чему в таком случае противопоставляется «Объединенная Европа»? «Вульгарной Америке»? «Отсталой Азии»? «Дикой Африке»?

И, наконец, фундаментально неверно отказываться от борьбы «за абстракции» и превозносить протесты «за конкретные вопросы». В Украине действительно имеет смысл акцентировать конкретные социально-экономические проблемы, больше всего волнующие граждан и вызывавшие наибольшее количество протестов все последние четыре года, противопоставляя их уже набившим оскомину регионально-исторически-языково-церковно-геополитическим конфликтам, которые структурируют большую политику, медиадискурс и даже научные исследования об Украине. Не отрицая всю сложность и актуальность, например, проблем языка или политики памяти, нельзя не согласиться, что их излишняя политизация объективно мешает классовой солидарности. Однако для европейский стран переход от «абстракций» к «конкретным вопросам» защиты своего привилегированного образа жизни — это, скорее, деградация, а не прогресс. Ведь «социализм», «коммунизм», «демократия» — это точно такие же «абстракции», и еще в прошлом веке за них выходили протестовать и сражаться массы европейцев.

Парадоксально, но, как минимум, в этом аспекте участники Евромайдана оказываются более дальновидными, чем многие профессиональные активисты, фетишизирующие локальную борьбу за конкретные материальные требования в противовес «политиканству» и идеологическим конфликтам. Результаты успешной забастовки за повышение зарплат, отбитый от застройщиков сквер, спасенный экологами парк, сохраненные низкие тарифы на проезд — это, безусловно, более реальные достижения, чем пустые декларации договора о Евроассоциации. Однако они ограничены во времени и месте, не меняют принципиально ничего для всего остального населения страны, и, что хуже всего, часто обратимы вспять. А утопия «Европы» — это, по крайней мере, обещание радикального и масштабного прорыва к лучшей жизни для большинства и в то же время спасение от демонизированного Мордора Таможенного союза. Именно такое очень наивное и плохо осознанное стремление к радикальным переменам и движет не вовлеченными в политические партии и гражданские организации массами на Евромайдане, «внезапно» ворвавшимися в украинскую политику.

Вопрос в том, как нам вновь связать мечту о революционном прорыве к фундаментально лучшему обществу с социалистической программой и левыми политическими силами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

УКРАЇНА ТА ЄС: ЧОМУ ДЕЯКІ ПРОТЕСТУВАЛЬНИКИ РІВНІШІ ЗА ІНШИХ? (Ніл Кларк)

ЄВРОПЕЙСЬКИЙ ЦЕЗАРИЗМ (Седрик Дюран, Разміґ Кешеян)

ПАДІННЯ ЛЕНІНА ЯК СИМПТОМ (Тарас Саламанюк)

КОРИЧНЕВА ПЛЯМА НА КАРТІ ЄВРОПИ (Андрій Мовчан)

ВАРШАВСЬКА СОЛІДАРНІСТЬ (Яків Яковенко)

ЄВРОПЕЙСЬКІ ЦІННОСТІ: МОРАЛЬ ЯК ТОВАР (Альона Ляшева)

ДО ЄВРОПИ БЕЗ ЗМІН (Андрій Гладун)

Наші видання

Блоги

Facebook

Наші партнери