Україна

Эпидемия, паника и культура отрицания

22242

Елена Трегубова

Я не буду писать о медицинских аспектах «эпидемии кори». Ну, почти не буду. Скорее — об эмоциональных и психологических.

«При чем здесь это?» — спросите вы. Дети же болеют!

Вот именно при том. Если вы сейчас перечитаете фразу, выделенную жирным шрифтом, еще раз и внимательно понаблюдаете за тем, что с вами будет происходить, можно заметить много интересного. Возможно, к вам придут какие-то чувства и ощущения. С большой вероятностью это будут чувства сильной тревоги или даже паники.

Паника — это очень сильный аффект, ужас. Это переживание находится близко к биологическим, инстинктивным реакциям и обозначает угрозу нашей физической безопасности и выживанию. Причем угроза безопасности детей вызывает еще более сильные чувства, потому что для эволюции важна перспектива, то есть выживание потомства.

То, что мы можем впадать в это состояние, много раз помогало нам выжить в ходе эволюции. Есть только одно «но». Это очень древняя система реагирования. И она позволяет эффективно действовать только в ситуациях, когда требуются мгновенные и очень простые реакции: бежать, нападать, забраться в укрытие. Там, где есть секунды на принятие решения, в условиях землетрясения, пожара, летящего на голову камня эта система незаменима.

Но она становится совершенно бесполезна и даже опасна в условиях более сложных угроз. Там, где принятие решения, связанного с безопасностью, требует учета многих сложных и противоречивых факторов древние эмоциональные системы реагирования не справляются и даже сильно мешают. Поэтому с целью эффективного выживания в таких более сложных условиях мы выработали другую систему. Для этого у нас есть процессы аналитического мышления и способность осуществлять сознательный выбор.

Беда в том, что при возникновении паники (или любого другого сильного аффекта) аналитическое мышление и способность к выбору блокируются. Несовершенные мы существа. Таким образом, то, что позволяет нам выжить в условиях экстренной экстремальной угрозы, при угрозе более сложной и неоднозначной может нас убить.

 

Что же с этим делать?

Адаптивные возможности человеческого организма очень велики. Наше тело и психика, в принципе, способны контейнировать (поглощать и перерабатывать) очень большое количество эмоций. Но эта способность не появляется при рождении в готовом виде. Это навык, который формируется. Если ребенка с раннего возраста учат сталкиваться и обращаться с чувствами, которые сопровождают различные непростые жизненные ситуации, в том числе смерть, потери, небезопасность мира, ответственность, то, становясь взрослым, такой человек способен справиться со своими эмоциями. Он может учитывать свои чувства, опираться на них, но при этом не окажется ими затопленным. Такой человек сохранит способность к критическому мышлению и взвешенному принятию решений.

Здесь мы вплотную подошли к вопросу о том, что такое культура отрицания. Большая часть моего поколения и людей старшего возраста выросли в культуре, в которой избегают тяжелых тем. Темы смерти, утрат, неизлечимых болезней, инвалидности в нашем сознании имеют налет трагичности и абсолютной катастрофичности, чего-то такого, с чем будто невозможно даже соприкасаться. Мы живем в смайл-культуре, которая совершенно отрицает трагическую часть жизни и, соответственно, никак не учит с ней обращаться.

Поэтому мы становимся очень уязвимы, когда сталкиваемся с ситуациями, задевающими темы базовой безопасности. Чувства, совершенно нормальные, но непривычные нам и оттого невыносимые, затопляют сознание, приводят к импульсивным поступкам и необдуманным решениям.

Это, кстати, очень удобно для различного рода манипуляций. Стоит просто начать много и громко употреблять страшные слова, вызывающие ассоциации со смертью — вроде «эпидемия» или «война» — и волна паники, а, значит, большое количество уязвимых и сильно подверженных любому влиянию людей, обеспечена.

 

Так что же все-таки с этим делать?

1. Как бы это банально ни звучало — успокоиться. Если вы чувствуете, что вас захлестывают эмоции, не принимайте никаких серьезных решений, касающихся вашего здоровья и здоровья ваших близких. Возьмите паузу. Да, сейчас ваша эмоциональная система как будто кричит вам: «Медлить нельзя! Действуй немедленно!» Но мы помним, что это издержки эволюционного процесса, поскольку эмоции — это система быстрого реагирования на экстренные угрозы. Верните свое состояние к норме. Сон, еда, физические упражнения. Помогут также йога и дыхательные практики. Если не справляетесь сами, идите к психологу или психотерапевту.

2. Укрепить свои границы. Помните, что, какой бы выбор вы не сделали в сложной ситуации, это ваше личное решение и именно вам придется справляться с его последствиями. Не вашим родственникам, не врачам и не специалистами, пишущим умные статьи в соцсетях. Однако, когда вы находитесь в постоянном эмоциональном и информационном потоке, поступающем извне, иногда становится совершенно невозможно отделить, где ваши личные суждения и эмоции, а где чужие. Вы оказываетесь перегружены, и ваш эмоциональный контейнер, в котором даже вашим собственным чувствам не так много места, скорее всего, не справится. Поэтому позаботьтесь о своем личном пространстве во всех смыслах — и в физическом, и в информационном, и в эмоциональном. Иногда бывает очень полезно перестать читать новости и соцсети хотя бы на несколько дней, а также какое-то время не общаться с особенно эмоциональными людьми из своего окружения. Вы можете удивиться, насколько эти простые действия помогают восстановить внутреннее равновесие и способность к адекватным реакциям.

3. Перестать избегать реальности. Мир небезопасен. Инфекционные болезни опасны (да, и корь тоже) и могут приводить к серьезным осложнениям. Прививки тоже могут сопровождаться осложнениями в определенном проценте случаев, особенно если вакцина некачественная или ребенок находится в уязвимом состоянии. Это печальные факты жизни, от которых нас не защитят врачи, правительство и законы Вселенской справедливости. Более того, какое бы решение вы ни приняли, оно может оказаться неудачным —  просто в силу случайности и неудачного стечения обстоятельств. Да, к сожалению, этот мир так устроен. Это будет вызывать у вас определенные чувства: страха, стыда, вина, злости. Единственный способ жить в таком мире — научиться с этими чувствами сталкиваться и при этом не разрушаться.

4. Подключить критическое мышление. Кора головного мозга, а вместе с ней и способность к анализу и синтезу сложных и противоречивых фактов, собственно, затем нам и дана, чтобы выживать в условиях сложных и неоднозначных ситуаций. Используйте эти возможности. Освежите в памяти школьный курс биологии. Почитайте о том, как работает иммунная система. Очень важна базовая осведомленность в теме, поскольку невозможно образовать собственное суждение, совершенно не имея фундамента и знания базовых закономерностей. После этого соберите мнения специалистов из различных источников. Чем больше у вас будет возможности посмотреть на ситуацию под разными углами, тем больше точек опоры и возможности принять то решение, которое подойдет именно вам.

 

Читайте также на тему прививок:

"Кола пекла: від маніпуляційного кабінету до батьківських форумів"

Поділитись