Політика

КОММУНАЛЬНАЯ ВАКХАНАЛИЯ

4138

В то время как паника заставляет людей выметать остатки круп и макарон из магазинов, обогащая монополистов, из их поля зрения как-то быстро выпала перспектива резкого повышения тарифов на газ. А ведь это куда боле важное событие, которое начнётся прямо с апреля этого года.

Тарифный террор

Украина согласовала с МВФ увеличение цены для ПАО «Укргаздобыча» почти в 3,6 раза (355%) на реализацию газа собственного производства. Этот тот газ, который идёт на индивидуальное отопление и газовые плиты. Таким образом, цена добываемого и реализуемого компанией газа с 1 апреля увеличится с 349,2 грн за 1 тыс. куб. м до 1 тыс. 239,7 грн без учёта НДС.

Повышение цены добычи ресурса неизбежно приведёт к росту тарифов. Так, цена газа для людей вырастет на 288%, а на тепло – на 66%. Для наглядности приведём несложные расчёты. Действующий тариф на газ составляет 1,089 грн за кубометр, следовательно, после повышения будет 3,05 грн. Это при потреблении до 2500 кубометров в год. В итоге получается 7625 грн в год за 2500 кубометров. Но если потребление превысит ограничение в 2500 кубических метров, то цена уже будет 8,2 грн за куб.

Цена поставки тепла теперь будет выглядеть следующим образом. Сейчас потребитель, подключенный к центральному отоплению, платит от 9-12 грн за квадратный метр площади. После повышения будет около 15-20 грн. Следовательно, за однокомнатную квартиру площадью в 30 квадратов в следующем отопительном сезоне надо будет выложить 450-600 грн ежемесячно. И платёжки будут приходить независимо от того, какая температура в ваших батареях.

Очевидно, что при падении реальных доходов граждане страны не смогут платить по новым тарифам. Да и последний виток девальвации требует повышения тарифа уже не в 3-4, а в 8 раз для большинства украинцев, которые пользуются газом в кухонных плитах и обогревательных котлах. Лишь после такого стремительного роста цена продаваемого газа будет приведена к единой оптовой цене, предлагаемой руководством НАК «Нафтогаз»: стоимость импортируемого ресурса по курсу 25 грн/$1 с НДС и оплатой транспортировки внутри страны.

Ответ народных масс также предсказуем – это постепенный отказ от оплаты счетов. Люди и по действующим тарифам платят уже не охотно. По данным Госстата в ноябре 2014 года впервые было зафиксировано резкое падение оплаты по счетам за коммунальные услуги. Тогда граждане страны снизили уровень оплаты коммунальных услуг до 75%. То есть, каждый четвертый выставленный счет остался неоплаченным и тенденция продолжается. Долг за коммунальные услуги составил 11,8 млрд грн.

За декабрь 2014 года около 18% украинцев не заплатили за счета, выставленные предприятиям ЖКХ. Понятное дело, что часть платёжек с просрочкой идут к оплате. Но очевидно также и то, что количество людей, которые примут решение прекратить платежи вследствие крайнего обнищания, также увеличится. Коммунальные службы пока что не имеют рычагов влияния на злостных неплательщиков. Но можно не сомневаться, что ради требования МВФ государство придумает изощренные способы наказания граждан, неспособных платить по счетам.

К слову, не спасает повышение тарифов и многострадальный «Нафтогаз». Если отталкиваться от курса 25 грн/$1, который уже сейчас представляется призрачным, выделенных на нужды компании в этом году 31,5 млрд грн хватит на оплату только двухмесячного импорта газа в зимний период. Каким образом закупать ресурс на оставшиеся 10 месяцев при существенном падении уровня оплаты и девальвации – загадка за семью замками.

Распил средств ЖКХ

Украинцы достаточно дисциплинированно платят за коммунальные услуги, понимая, что процесс повышения тарифов неизбежен. К примеру, по текущим тарифам на электроэнергию люди часто совершают авансовый платеж по старому тарифу в ожидании его повышения, чтобы потом меньше заплатить по новому тарифу. Уровень оплаты электроэнергии по состоянию на конец года – 116%. Но это не выход, а лишь продление агонии. Так в чём же загвоздка тарифной политики? Почему тариф всегда растёт, но постоянно нужны дотации из бюджета для покрытия издержек?

Калькуляционный (бухгалтерский) метод расчёта коммунальных тарифов в обязательном порядке приводит к их раздуванию. Бухгалтерское сопровождение деятельности ЖКХ фактически задвинуло на задний план экономические механизмы в тарифообразовании. Спросите кого угодно, хоть на нижнем управленческом уровне, хоть на самом верхнем – какие из предприятий отрасли имеют в своих планах расчётный показатель точки безубыточности своей деятельности? А кто может чисто экономически подтвердить перспективный и расчётный показатель тарифов на год, два или больше? Ответа не будет.

В итоге мы получаем повышение тарифом, которое экономически не обоснованы, в результате чего 30-40% поступлений уходит в карманы коммунальных «управленцев». Это огромные суммы – от 12 до 16 млрд грн в год. Для того, чтобы прикарманить эти средства есть несколько схем. Вот одна из них.

Начисление дебиторской задолженности (ДЗ) по платежам полностью отдаётся на совесть коммунальных предприятий. И они этим с лихвой пользуются. Такую задолженность предприятия ЖКХ просто «забывают» списывать с баланса. То есть, вместо дифференцированного начисления, учитывается сомнительная и безнадёжная ДЗ, которая уже не влияет на себестоимость и тариф ЖКХ. Эта фикция с мнимыми неплатежами населения делается для прямого обмана МВФ о необходимости поднять тарифы, так как бюджет, якобы, не досчитался этих злосчастных 12 млрд грн. Вот так можно стать миллионером, будучи скромным управленцем сферы ЖКХ. И такое воровство на всех уровнях: начиная от добычи газа и заканчивая его доставкой в наши конфорки.

Второй вариант – так называемая «приватизация потоков». Проект нового закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» не содержит положений, которые содержатся в статье 10 действующей редакции Закона. В  этой статье говорится, что газ собственной добычи может использоваться исключительно для обеспечения потребностей населения. Если так, то это крупнейшая приватизация, пусть и под временным прикрытием государственной компании.

Только представьте, если руководству НАК «Нефтегаз Украины» удастся убедить общественность, что себестоимость добычи составляет $319 за 1 тыс. куб. при реальной себестоимости даже в $50 за 1 тыс. куб. Это означает получение дополнительных доходов $269 за 1 тыс. куб. Если принять во внимание, что собственная добыча составляет около 15,2 млн куб. м, то получим дополнительный финансовый поток более $4 млрд.

Этот поток поступает в оперативное распоряжение руководства НАК «Нефтегаз Украины», которое, совместно с ПАО «Укргаздобыча», будет обосновывать свои дополнительные затраты на эту сумму. Эти средства будут распределены между компаниями поставщиками, подрядчиками, финансовыми консультантами и банками в качестве оплаты работ и услуг, которые будут относиться на себестоимость. Более масштабной приватизации даже представить себе не возможно.

Цены в обмен на учёт

Чтобы изменить ситуацию, нужны кардинальные изменения в учёте трат на всех без исключения уровнях. В первую очередь, речь идет о надлежащем определении себестоимости добычи «Укргаздобычи». Должна быть предложена такая модель формирования себестоимости, которая отвечала бы международным стандартам: давала возможность развивать добычу, но не содержала скрытых или искусственно привнесенных затрат, раздувающих себестоимость. Структура этой себестоимости должна быть прозрачной, а каждый элемент должен предоставлять возможность его верификации.

Только в таком случае мы сможем действительно обратиться к населению, как к категории потребителей. Только после этого можно вести речь о цене реализации, её динамике в зависимости от общего состояния экономики страны, сроков выхода на рыночные цены, в зависимости от формирования свободного рынка. Сейчас же к тарифообразованию подходят абсолютно манипулятивно. Условно говоря, сегодня декларируется одна себестоимость, а завтра управленцы включили “творческий подход” и напихали в расчёт что попало. Это резко снижает уровень доверия и ведёт к неплатежам, что в конечном итоге приведёт к коллапсу отрасли.

Другой фронт работы – последовательный и грамотный отказ от оплаты действующих тарифов. Не ждите интриг чиновников мэрии: постарайтесь организованно открыть депозитные счета в пользу третьих лиц – поставщиков услуг (водоканал, ТЭЦ и т.д.) и перечисляйте на них суммы, которые вы считаете справедливыми. Но не накапливайте задолженность. Такой поворот придётся коммунальщикам не по душе. Ведь найти судью, который возьмётся за рассмотрение дела с отсутствием мотива, крайне сложно. В конце концов – вы оплачиваете, а не отказываетесь вообще платить и в итоге выиграете суд. 

Первая победа очень важна для дальнейшей борьбы. В декабре прошлого года жителям города Николаева удалось в судебном порядке отменить повышение тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий, а также на услуги по захоронению, перевозке и вывозу ТБО. Если народ будет иметь собственное достоинство и твёрдость в отстаивании своих законных прав, то ни один преступный синдикат, типа НАК «Нафтогаз», не сможет диктовать свои условия.

Поділитись