ВНУТРЕННЯЯ КУХНЯ STREET FOOD на рынке «Новый базар»

  • 17 жовтня 2016
  • 2270
ВНУТРЕННЯЯ КУХНЯ STREET FOOD на рынке «Новый базар»

Моя история – одна из тех, которые повсеместно встречаются сегодня в сфере обслуживания. Речь будет идти о заведении – новом бизнесе, построенном с нуля. Вы привыкли воспринимать его в виде красивой картинки снаружи. Интересно разобраться, как работает эта кухня изнутри?

В день получки моей первой заработной платы директор «Нового базара» по адресу ул. Закревского 22Т, Оченаш Тарас Тарасович, то есть «самый главный босс», сказал мне: «К сожалению, мы больше не сможем видеться. Потому что вы и не коммуникабельная, и медлительная. К тому же, изначально, я планировал видеть на этом месте (на месте того, кто делает шаурму) мужчину, поэтому-то и костюмы такого большого размера (52)». К слову, на фирме все костюмы были 52-го размера.

Немногим ранее с этой работы была уволена моя постоянная попутчица – и она, и я согласились добираться до места работы с другого конца города, потому что зарплата предлагалась относительно высокая.  В месяц получалось 6750 грн – 450 грн за 15 смен, не считая дороги на работу туда и обратно (по два с половиной часа). С учетом времени на дорогу получалось, что в нашей рабочей неделе оказывалось на 10,5 рабочих часов больше, нежели разрешается законодательством страны (40 часов в неделю 1), переработка – свыше 5,5 часов в день. Подсчитать это различие – дело одной минуты, но вот знания о нормативах рабочего времени есть не у всех, и особенно их не хватает молодым работникам. А заняться изучением вопроса особо некогда, ведь и в свои выходные ты ОБЯЗАН выходить за сменщика, если с ним что-то произошло. ДА, это, конечно, больше денег. Но с существующей переработкой «по умолчанию» превышать «норму» уже некуда.

Однажды, в первый из моих долгожданных выходных, примерно в 9:30 утра мне поступил звонок с работы. Просили выйти вместо другой сотрудницы. Я поначалу, спросонья, было согласилась, однако через несколько минут во мне проснулось достоинство. Я перезвонила и сообщила, что выйти не могу и не должна. Естественно, посыпались упрёки и угрозы: обещание штрафа, увольнения и т.д. Однако воля моя была сильна и все закончилось выключением телефона на все выходные. В итоге меня, конечно, оштрафовали (точно так же, как сотрудницу, вместо которой я «должна» была выйти). Хотя вызывая меня на смену вместо другого человека в мой выходной день, никто не говорил о двойной оплате труда 2, то есть, эти деньги я, по мнению администрации, обязана была просто оставить им в дар. Также мне довелось выслушать тираду от администраторши о том, что я должна последовать её примеру и полностью отдаться работе, пускай даже в ущерб личной жизни и здоровью.

Зарплату выдавали в первый из моих трех выходных дней. Прождала я ее несколько часов (в отличие от следующих зарплат – их приходилось ждать по нескольку дней). Еще одно происшествие – в первый день моей следующей смены. Да, кстати, в эти три дня я работала «испытательно», то есть без заработной платы. Я вышла на работу после того, как в кабинете самого главного босса сказала, что исправлюсь, что общаться и быстро действовать буду, об этом чуть подробнее ниже. Исправиться мне посоветовал сам босс. Испытательный срок мне засчитали как вознаграждение, то есть – в знак человечного отношения к персоналу они меня оставили работать у себя. Чуть позже я очень сильно пожалею о том, что подыграла этим стартаперам.

Работодатель во время выдачи з/п решил сразу показать мне, «кто тут главный». Первое замечание (а вместе с ним и угрозы увольнения) я получила по причине «несоответствия моих действий написанному в “технологичке”», а также за то, что, якобы, плохо коммуницировала с остальным персоналом и не сообщала о необходимости закупить продукты. Под несоответствием «технологичке» подразумевалось, что на гриль с шаурмой я надевала болгарский перец. Этот прием я подсмотрела у изготовителей шаурмы в МАФах.

Про коммуникацию с человеком, который должен привозить необходимые продукты, следует сказать отдельно. Говоришь ему, чего тебе не хватает по процессу, а твои слова просто теряются в воздухе, так как за недостачами по всем процессам следил (а точнее – приходил и выслушивал нас) только менеджер среднего звена. Ясное дело, что он всего не мог запомнить, так как уделял слишком много внимания своим «подопечным» (да, имеется ввиду именно то, о чем вы подумали, sexual harassment). Поэтому все, кроме покупок самых важных расходных материалов, таких как мука, картофель, овощи, мясо, просто игнорировал.

Эх, кто же уволит администрацию за то, что добропорядочный мусульманин, иудей, аллергик или человек, соблюдающий диету по состоянию здоровья, обнаружит свинину в своем «бараньем плове»? А это, между прочим, совсем не шутка! При избытке свинины нам поступал приказ смешивать её с говядиной и бараниной. На замечания про «технологичку» администратор просто махал рукой. Именно это стало причиной увольнения верующего мангальщика. Дело в том, что ислам запрещает есть свинину, но если человек все же съест её, не зная, что это мясо запрещенного животного, то ответственность за его преступление лежит на том, кто ему это мясо преподнес под видом другого животного. «Не хочу брать на себя чужие грехи», – заявил коллега и ушел. И правильно поступил, чистой останется не только его религиозная совесть, но и пролетарская.

С оборудованием, кстати, тоже не церемонились. За все время работы у меня был один надежный напарник – гриль для шаурмы. Но и он однажды меня подвел. В конце смены, когда я занималась уборкой, гриль стукнул меня током. На следующее утро оказалось, что розетка сгорела. Меня немного удивило, что электрик был вызван довольно оперативно и нам не приказали готовить мясо на открытом огне. «Конечно! Додумались же: воткнуть эту махину в такую розетку! Да как она вообще у вас столько проработала?», – сделал красноречивый вывод электрик… и поставил вместо сгоревшей розетки аналогичную новую. После этого случая администрация таки повесила огнетушитель на стену.

На самом деле, зря я так сокрушаюсь по поводу администрации. «Бригадир у нас хороший» – если зарплата не поступала вовремя, он всегда мог одолжить тебе на проезд. Уборщице же, которая требовала средства для уборки, в течении нескольких смен денег на моющие средства никто не «одолжил». Позже она начала из дома приносить недостающее. Добросовестный работодатель, да и любой человек, обладающий навыками формальной логики, подумает, что деньги за средства для уборки ей возместили. И вновь будет не прав. Ни за Domestos, ни за сожженные руки денег ей никто не дал. Получила она лишь неоплачиваемый больничный и травмы кожи рук и дыхательных путей от чистящего средства по причине отсутствия элементарных перчаток и маски для лица. И все равно приходила работать, хотя ее нанимали уборщицей на пару дней, а изначально она устраивалась на изготовление выпечки.

Говоря о несоответствие обещанного реальности, можно отдельно пару случаев вспомнить. Поначалу речь шла о сменах с 08:00 до 15:00 и с 15:00 до 21:00. Потом было постановление всем приходить к 7:00, и только чуть позже, через несколько дней, было решено приходить – «без опозданий!» – к 7:30. Учитывая, что основной холодильник открывался в 8:00, а с дополнительными была явная проблема, приходить к 7:30 было рано, но и об этом никто из начальства не предупреждал. Начальство вообще ни о чем не предупреждало. Только ухудшало условия, экономя на всех процессах, и они превращались в порой невыносимые моменты.

Политическим трендом начальства был «патриотизм» в забавной форме эстетизации Гитлера. Политика поведения с подчиненными была проста: разница в заработной плате между поварами, помощниками и уборщиками должна была разбить коллектив и дать возможность дробить еще мельче, делая замечания то ли о скорости работы, то ли об отсутствии понимания.

Но правильнее было бы заметить, что основным политическим вектором компании было удовлетворение покупателей и экономия на всех процессах для подчиненных. Кстати, насчет удовлетворения покупателей, – тоже запомнился случай… Бывали моменты, когда я чувствовала себя человеком – во время перерывов на чай или ухода в общую с посетителями комнату. Как позже рассказали мои уже бывшие сотрудники, в один из таких моментов подошел очередной покупатель – с лысой головой, в солдатских ботинках, с татуировками на кистях рук – и потребовал, чтобы ему приготовил «нормальный человек, а не из этих чу#ок». Шаурму ему приготовил один из моих коллег. Они, нужно сказать, часто меня подстраховывали, особенно в горячие часы: в обед и вечером. Для компании неважно, чего пожелал покупатель: все требования она готова выполнить ради продажи продукта, даже если приходится публично угождать ультраправым.

Уже под конец моих мучений администрация придумала дополнительные способы «мотивирования» сотрудников. Например, за 3 прогула в месяц (неважно, какая причина) работников стали полностью лишать оплаты. И просто запретили куда-либо отходить в «жаркие» часы.

Но самое страшное – не эти ужасные условия, работа под стимулом страха, угрозы для жизни, сексуальные домогательства, антисанитария, неуважение к работникам и клиентам. Самое страшное – что многие из прочитавших этот текст даже не повели бровью, ведь все это давно стало нормой, а кто-то из вас видал дела и похуже. Это и есть самое страшное.

Я же теперь несказанно рада своему уходу (буду рада еще больше, если выбью долг по оплате 3), своим же долгом теперь считаю сообщить о нарушениях во все необходимые инстанции. Если ты относишься к своим работникам как к мусору, не удивляйся потом тому, что продукт их труда будет соответствующим.

 

Notes:

  1. КЗпП України, гл. IV, ст. 50: Нормальна тривалість робочого часу працівників не може перевищувати 40 годин на тиждень.
  2. КЗпП України, гл. V, ст. 72: Робота у вихідний день може компенсуватися, за згодою сторін, наданням іншого дня відпочинку або у грошовій формі у подвійному розмірі.
  3. КЗпП України, гл. VII, ст. 117: При звільненні працівника виплата всіх сум, що належать йому від підприємства, установи, організації, провадиться в день звільнення. Якщо працівник в день звільнення не працював, то зазначені суми мають бути виплачені не пізніше наступного дня після пред’явлення звільненим працівником вимоги про розрахунок. Про нараховані суми, належні працівникові при звільненні, власник або уповноважений ним орган повинен письмово повідомити працівника перед виплатою зазначених сум.

Рекомендовані

Залишити коментар

Наші видання

Блоги

Facebook

Допомогти

Наші партнери