War, nationalism, imperialism

БОЙСЯ БЛИЖНЕГО, КАК СЕБЯ САМОГО!

17.04.2009
|
Slavoj Žižek
5043

Когда болезненно прерывается нормальный ход вещей, появляется поле для идеологической конкуренции. В Германии конца 1920-х годов Гитлер победил в конкурсе на лучшую историю, объясняющую немцам причины кризиса Веймарской республики и пути выхода из него (это был еврейский сюжет). Во Франции в 1940 году история маршала Петена выиграла конкурс на лучшее объяснение причин французского поражения.

Оптимистические ожидания левых, что нынешний финансово-экономический кризис дает шанс радикальным левым, являются опасно близорукими: основным следствием кризиса будет не подъем радикальных движений, а подъем расистского популизма. А значит, еще больше войн, еще больше бедности в самых неблагополучных странах третьего мира, еще большая пропасть между богатыми и бедными – короче, еще больше страха.

Сегодня нулевой уровень политики – это деполитизированное экспертное администрирование и координация интересов. Единственный путь привнести сюда страсть, активно мобилизовать людей – это апеллировать к страху: страху перед иммигрантами, страху перед преступностью, страху перед безбожной сексуальной распущенностью, страху перед чрезмерным усилением государства с его высокими налогами, страху перед экологической катастрофой, страху перед домогательствами (политкорректность – образцовая либеральная форма политики страха). Такая политика всегда полагается на манипуляции параноидальным охлосом, сплачивая воедино толпы перепуганных мужчин и женщин.

От тезиса «возлюби ближнего, как себя самого» мы переходим к тезису «бойся ближнего, как себя самого». Тема «токсичных субъектов» в последнее время набирает популярность, а характеристика «токсичный» охватывает множество свойств. «Токсичным субъектом» может быть смертельно больной иммигрант, которого надо изолировать; террорист, чьи планы нужно предотвратить; фундаменталист-идеолог, которого нужно лишить голоса, потому что он распространяет ненависть; родитель, учитель или священник, который бьет или развращает детей. В конечном счете, токсичным является ближний как таковой.

В июле 2008 года итальянское правительство объявило чрезвычайное положение по всей Италии, чтобы справиться с проблемой проблем, связанной с проблемой ближнего в ее сегодняшней парадигматической форме: незаконным проникновением иммигрантов из Северной Африки и Восточной Европы. Делая еще один шаг в этом направлении, в начале августа оно демонстративно направило 4000 солдат контролировать важные объекты в больших городах (железнодорожные станции, торговые центры), чтобы повысить общественную безопасность. Есть планы использовать военных для защиты женщин от насильников. Чрезвычайное положение ввели без лишней суеты: жизнь продолжается, как обычно – это ли не то состояние, к которому мы приближаемся в развитых странах по всему миру, где та или иная форма чрезвычайного положения (против террористической угрозы, против иммигрантов) принимается как необходимая мера, гарантирующая нормальный ход вещей?

Формула «разумного антисемитизма» была сформулирована в 1938 году Робером Бразийяком: «Мы даем себе разрешение аплодировать Чарли Чаплину, наполовину еврею; восхищаться Прустом, наполовину евреем; аплодировать Иегуди Менухину, еврею; а голос Гитлера несется по радиоволнам, названным в честь еврея Герца. Мы не хотим никого убивать, не хотим организовывать никаких погромов. Но мы думаем, что лучший путь воспрепятствовать непредсказуемым проявлениям инстинктивного антисемитизма – это организовать разумный антисемитизм».

Разве не такое же отношение срабатывает там, где наши правительства имеют дело с «иммигрантской угрозой»? Благочестиво отвергнув прямой популистский расизм как «безрассудный» и неприемлемый для наших демократических стандартов, они поддерживают «разумно» расистские протекционистские меры. Некоторые из сегодняшних бразийяков (даже социал-демократы) говорят нам: «Мы даем себе разрешение аплодировать африканским и восточноевропейским спортсменам, азиатским врачам, индийским программистам. Мы не хотим никого убивать, не хотим организовывать никаких погромов. Но мы думаем, что лучший путь воспрепятствовать непредсказуемым жестоким акциям против иммигрантов – это организовать разумную защиту от иммигрантов».

Русский журнал

Share