Gender

Машинки не для девочек. Почему игрушки всё еще делят по гендерному признаку

7918

Морган Рюбетти

Цветовой код не изменился. Открывая каталоги магазинов игрушек за несколько дней до Рождества, быстро обнаруживаешь, что стереотипы всё ещё очень живучи, несмотря на заметные усилия.

Игрушки с гендерной принадлежностью или игрушки-унисекс? Не имеет значения, «мы дарим детям то, что они просят, у нас особо нет выбора», — утверждает Бенедикт, мать двоих детей. Она подарила игрушечную кухонную плиту и куклу двум своим сыновьям, «потому что они с ними много играли в яслях». В этом году они выбрали «лошадки-плеймобили». В возрасте 9 лет племянник Амели «много играет с "девчачьими" игрушками, например с косметикой, куклами, сумочками… Мы поставили в приоритет выбор ребёнка и то, к чему он проявляет интерес. Мы также купили игрушки-унисекс, чтобы все дети могли играть вместе».

 

Некоторые производители предпочитают создавать одну версию игрушек – для девочек, другую – для мальчиков, чтобы стимулировать продажи. (Фотоиллюстрация: MYCHELE DANIAU/AFP)

 

Относя себя к «старой школе», Реми сначала дарил игрушки, которые казались ему «целесообразными». «Я быстро осознал, что моя внучка предпочитает вместе с братом играть с машинками и химической лабораторией. Нельзя забывать, что мы делаем подарок ИМ, поэтому наша цель — доставить ИМ удовольствие». 

 

"Для детей до 3 лет игрушки не разделяются по полу. В этом возрасте они еще не осознают свой пол и просто играют с тем, что радует других детей."

 

И чтобы помочь людям с выбором подарков, каталоги тоже изменили тактику. «В них больше нет сортировки по полу, только по видам деятельности», — объясняет Франк Матэ, национальный представитель Joué Club. На первых страницах большинства каталогов маленькие мальчики и девочки восхищаются развивающими игрушками всех цветов. «Для детей до 3 лет игрушки не разделяются по полу. В этом возрасте они еще не осознают свой пол и просто играют с тем, что радует других детей», — уточняет психолог Анн Бакю, автор книги «Ваш ребенок в возрасте от 3 до 6 лет».

Следующая категория игр — «игра в имитацию». Здесь тоже есть определенные изменения. Мальчик и девочка вместе играют с кухонной плитой нейтральных цветов. То же самое при воспроизведении процесса покупок. «Общество изменилось, роль отца эволюционировала в повседневной жизни, а, соответственно, и восприятие производителей изменилось. Теперь они предлагают игрушки для ведения домашнего хозяйства, которые предназначены как для девочек, так и для мальчиков, без исключений», — уточняет Франк Матэ.

 

Сегментация игрушек, чтобы «открытить виды деятельности» для всех

Двигаемся дальше: старые закладки «игрушки для девочек» и «игрушки для мальчиков» исчезли, но цветовой код не изменился. Розовый – для девочек. Голубой – для мальчиков. В большинстве каталогов очень редко можно встретить фотографии мальчиков, играющих с куклой, и практически ни одной фотографии девочки в категории машины/герои. Количество товаров, таких как машинки на радиоуправлении или фотоаппараты, изображенных в розово-голубых тонах, снизилось. «Производители решили сегментировать определенные игрушки, чтобы не только стимулировать продажи, но и открыть “мальчишечьи” виды деятельности для девочек и наоборот», — объясняет представитель Joué Club.

 

"В городе Lego, предназначенном в большей степени для мальчиков, деятельность вращалась вокруг пожарной станции, полиции или космических кораблей."

 

Это как раз случай конструктора Lego. В 1981 году игра была унисекс: в рекламе мальчик и девочка гордо демонстрируют свои сооружения. Но постепенно девочки из рекламы исчезли. В 2011 году кампания «Build Together» (Строим вместе) показывает момент совместной деятельности только в комбинации «отец-сын». На следующий год группа решает создать Lego friends, чтобы игра могла положительно повлиять и на развитие девочек. «Lego friends — первый опыт оптимизации конструктора Lego под вкусы и интересы девочек», — заявляет Мадс Ниппер, исполнительный вице-президент по вопросам продукции и рынка. Фиолетовая коробка, розовые детали и пять главных героинь, которые готовят еду, ходят в салон красоты, украшают дом, занимаются шоппингом. А в городе Lego, более старом и предназначенном преимущественно для мальчиков, деятельность вращалась вокруг пожарной станции, полиции или космических кораблей.

 

Справа мальчик и девочка гордо демонстрируют свои конструкции. В 1981 году детали были нейтральных цветов, а сама игра считалась унисекс. Слева – новая версия Lego friends, предназначенная для девочек. (Коллаж из рекламы Lego 1981 года и игры Lego Friends 2014 года)

 

«Существует иерархия» между голубыми и розовыми страничками

В прошлом году многие родители, преподаватели и пользователи Интернета обратили внимание на крупный торговый центр Leclerc из-за того, как были размещены игрушки на его полках. Друг напротив друга стояли два стеллажа. Один — розовый, на котором располагалась табличка «Игрушки для девочек/Я — принцесса», а другой — голубой с табличкой «Игрушки для мальчиков/Я — герой». В том же году Высший совет по теле- и радиовещанию Франции сообщил  о сексизме в рекламе игрушек.

 

 

А еще в этом же самом году девочкам присваиваются игрушки, развивающие креативность и воображение. Часто такие игры крутятся, например, вокруг ухода за собой. А игрушки для мальчиков в основном взывают к действию. Даже на страничках, посвященных «науке», на иллюстрациях нет фотографий девочек.

Таким образом, разница в цветовой гамме и видах деятельности по-прежнему присутствует в мире игрушек. На своем сайте, D’arpèje, например, не стесняется разделять «любимых героев для мальчиков» и для девочек.

 

"Родители будут больше обеспокоены, если мальчик начнёт интересоваться куклами, чем если девочка захочет играть с машинками."

 

«Я считаю это унизительным. Мы сразу ставим детей в рамки. Девочки должны просматривать розовые странички и не осмеливаться полистать голубые, а мальчикам будет стыдно взглянуть в сторону розового», — возмущается психолог Анн Бакю. По ее словам, помимо цвета, «есть еще и иерархия»: «Розовые страницы про вселенную принцессы считаются “ниже” голубых. Родители будут больше обеспокоены, если мальчик начнёт интересоваться куклами, чем если девочка захочет играть с машинками. Так мы и воспитываем детей: девочек учим, что они слабее и ниже, а мальчикам говорим, что они должны быть сильными».

Пользователи Твиттера также отметили, что в этом году некоторые торговые центры еще больше разграничивают женские и мужские игры. Для борьбы с таким разделением ассоциации Osez le féminisme, Les Chiennes de gardes и Pépite sexiste снова заявляют о сексистском маркетинге в кампании «Надоел розовый». Хоть эти организации и отмечают «определенный прогресс» и «явное наличие мотивации» у некоторых магазинов игрушек, большинство из них всё же получают «плохие оценки».

Перевела Алиса Гутнева по публикации: Rubetti, M., 2018. "À l'approche de Noël, les jouets sont toujours roses pour les filles et bleus pour les garçons". In: lefigaro.fr. Available 9.01.2020 at: [link].

Share