Education, science, knowledge

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ИЛИ НОРМА?

5329

Unfortunately, this content doesn’t available in english language. You can help us and donate money for translation.
For the sake of viewer convenience, the content is shown below in this site default language. You may click one of the links to switch the site language to another available language.

В наши дни часто встречается стремление родителей к раннему развитию детей. Но что следует считать именно ранним развитием, а что – обычным, то есть закономерным?

Маленькая Девочка в свои 5 месяцев поднимает правую ручку на просьбу взрослых, её переодевающих, дать правую ручку; то же с правой ножкой, левой ручкой или левой ножкой. Рано? Почему? Ведь с первого месяца жизни родители, каждый раз переодевая ребёнка, озвучивали свои действия: «Подними, Девочка, правую ручку, снимем тебе сорочечку. А теперь левую ручечку подними, Солнышко, освободим её». И с этими словами проделывали оговариваемое. Можно ли назвать происходящее ранним развитием? Или это самая обычная реакция ребёнка, познающего окружающий мир?

 А что будет, если родители, вручая малышу красную погремушку, будут постоянно называть её цвет? А потом 8-месячного ребёнка попросят дать маме красную погремушку, выбрав ее среди нескольких другого цвета. Как думаете, справится малыш с таким сложным заданием? Будет ли ребёнок знать цветовые названия, если он живёт в информационном пространстве, несущим в себе эти названия? Но именно здесь родителям следует быть терпеливыми и не путать ребёнка. Что это значит? А то, что пока мозг малыша не будет чётко реагировать на один цвет, переходить к называнию другого не следует. Но это не истина в последней инстанции, и при желании кто-то может попробовать действовать иначе. Может возникнуть вопрос, следует ли нагружать мозг ребёнка подобными знаниями в столь раннем возрасте, если спустя некоторое время он в любом случае будет это знать. Тут уж каждый родитель решает для себя. Но тот, кому интересно, попробует.

 Или вот удивительные для окружающих способности к дисциплине: ребёнок никогда не кричит, требуя к себе внимания. Раннее ли это развитие – или закономерный результат семейной политики, взявшей старт ещё до рождения человечка, когда мама принимала пищу ровно через 3 часа, не позволяя себе никаких вкусняшек между этими часами? В результате родившиеся малыши спят три часа, кушают, а после снова спят, и мама чётко знает, что если ребёнок беспокоен – то это явно не от желания поесть, проблема в чем-то другом. Внимательные родители замечают и устраняют её. Такие детки спокойны, не крикливы, уверены в своих движениях и ощущениях, что позволяет постепенно вводить новые правила жизни, облегчающие родительский труд.

 Общаясь с девочкой, родители стали озвучивать количество предметов, которые попадают ей в ручки:

 – Держи, Солнышко, ОДНУ луковичку, пока мама очистит картофель.

– Дай, Дочечка, маме ОДНУ луковичку – и мама протягивает свою ладонь, в которую и отправляется указанная луковица.

Что делать, если ребёнок не делится? «Возьму ОДНУ луковичку из коробки», – с этими словами мама просто достаёт себе другую.

Таким образом, пока ребёнок не усвоит параллель – предмет-количество 1 штука, других количеств взрослые не называют. Как узнать, что усвоил ребёнок? Можно предложить дать взрослому один предмет из множества – одну машинку, если их на полу несколько. Во время уборки в комнате, которую ребёнок и взрослый проводят вместе.

Медленное, постепенное введение счёта способно привести к ситуации, когда во время прогулки с ребёнком возможна подобная беседа:

 – У меня в кармане 7 конфет, а у тебя 8. Я хочу отдать все свои конфетки тебе. Если я отдам их тебе, то сколько у тебя их будет?

– 15, конечно. А ты что, совсем-совсем не хочешь конфетку?

– Разве что попробовать. Ты же знаешь, пробовать незнакомые конфетки я очень даже люблю. Оставлю одну себе. Но тогда я не знаю, сколько же будет у тебя.

– Сколько-сколько. Четырнадцать.

Сложность подобного развития в том, что взрослому необходимо постоянно держать в голове все успехи своих детей и вводить новое постепенно. Нужно ли подобное развитие?

Мне доводилось общаться с малышами, которые прекрасно говорили матом, будучи в возрасте двух лет, тыкали окружающим дули и начинали орать не своим голосом, если взрослые что-то им не давали. Неужели это более занятно, нежели нормальное спокойное общение взрослый – ребёнок, при котором ребёнок, к тому же, правильно произносит все слова, поскольку постоянно слышит рядом спокойную правильную речь окружающих, которые не стремятся повторять ЗА ним его исковерканное от неумения слово?

Одарённость ли это, раннее ли это развитие – или закономерность, вытекающая из обычной жизни человечка?

Share