Роман Губа
— Абстракционизм?
— Конечно!
диалог из фильма
По улицам Минска идёт человек с холстом. Движется по центральному проспекту, обходит выставленную военную технику, ищет удобное место. Прислоняет холст к стене, достаёт краску, начинает работать.
Из ниоткуда внезапно появляется «сознательный гражданин», чаще всего сотрудник милиции в штатском и вопрошает:
— А что это вы здесь делаете? А разрешение у вас есть? Что это за мазня?
Примерно так можно пересказать половину картины «Чистое искусство» белорусского фотографа и документалиста Максима Шведа. Герой его фильма, уличный художник Захар Кудин, выходит на пленэр посреди города, чтобы взаимодействовать с городским пространством, хотя чаще всего ему приходится общаться с прохожими или милицией. Впрочем, первые даже иногда готовы к дискуссии, чего не скажешь о вторых.
"Во многих белорусских документальных фильмах нет-нет, а выглядывают усы Лукашенко, главного экспортного продукта Беларуси последних двух с половиной десятилетий."
Параллельно нам рассказывают историю двух сотрудниц жилищно-коммунального хозяйства. Их ежедневная работа — закрашивать надписи на стенах. Не важно, что там было написано или нарисовано — тег граффити-художника или политический лозунг — на его месте останется лишь цветной прямоугольник. Словно гигантские кирпичи они «украшают» многие минские дома. Собственно, с этих прямоугольников и начался интерес Шведа к теме — сначала в виде фотопроекта, а затем и фильма.
Художник на пленэре — выдумка режиссёра, практически провокация, некая игра с «обеспокоенными гражданами», зато реакция на неё настоящая. В интервью режиссер не раз повторял, что его фильм не о Захаре Кудине, а о Беларуси. Камера оператора не останавливается на цветных прямоугольниках, она фиксирует реалии республики — интеграция св РФ, трактора на военном параде, стремление властей создать видимость порядка. Сейчас, когда Беларусь отказалась от классического карантина, «Чистое искусство» смотрится вдвойне иронично. Когда-то Шарль Бодлер писал, что у французов любая метафора с усами, так и во многих белорусских документальных фильмах нет-нет, а выглядывают усы Лукашенко, главного экспортного продукта Беларуси последних двух с половиной десятилетий.
"Художник на пленэре — выдумка режиссёра, практически провокация, некая игра с «обеспокоенными гражданами», зато реакция на неё настоящая."
Работницам из ЖЭКа и уличному художнику даже предстоит однажды встретиться. Окажется, что у них не так уж и мало общего. Правда, Кудина ограничивает лишь режиссёр или приехавший милицейский патруль, а коммунальщицы действуют по строгим правилам. Да и с палитрой цветов беда — никто не будет подбирать отдельную краску под каждый дом. Чем есть, тем и закрашивают. Вряд ли это сможет испортить Минск. То и дело в кадре появляются новые городские кварталы с высотками. Неужели какие-то цветные прямоугольники на стенах панельных домов смогут с ними потягаться?
Максим Швед — режиссер фильма. Источник: Tut.by
Рабочее название картины «The art of censorship» («Искусство цензуры»), конечно, намекает на отношение Шведа к белорусскому политическому режиму. Впрочем, это не помешало фильму иметь успех и прокатную историю у себя на родине. А в Украине этот и многие другие фильмы можно бесплатно посмотреть в рамках онлайн-фестиваля Docudays UА с 24 апреля по 10 мая.
Читайте еще:
Фильм «Гундерманн» Андреаса Дрезена. Хиппи в кукольном театре (Александр Земленит)
Ты не пройдешь: как медиа и поп-культура игнорируют рабочий класс (Марина Мойнихан)