Политика

Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? (часть 1)

11802

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответ­ственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН?

В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International Trade Organization, Международная торговая организа­ция), который учитывал соглаше­ния по обеспечению занятостью, законы против монополий концер­нов, а также меры по защите вну­тренних рынков. Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. И в том же 1948 году была создана другая организация и принято дру­гое соглашение — GATT (General agreement on tariffs and trade, Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ). Созданная как вре­менная организация, ГАТТ просуще­ствовала с 1948 по 1995 год, пока не была преобразована в ВТО. В ВТО входят следующие Соглашения:

  • GATT (ГАТТ, Генеральное согла­шение по тарифам и торговле);
  • GATS (ГАТС, Генеральное согла­шение по торговле и услугам);
  • TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);
  • TRIMS (Соглашение по инвести­циям);
  • соглашение по сельскому хо­зяйству;
  • текстильные соглашения;
  • соглашения по субсидиям;
  • антидеминговые меры;
  • соглашения по финансовому рынку;
  • SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);
  • ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).

Теория «свободной торговли» как идеология

Рассмотрим аксиомы ВТО.

Аксиома 1. Либерализация торговли была рычагом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах.

 

Развить свою экономику и про­мышленность можно, только  «открыв себя» мировому рынку, заявляют ВТО, Международный ва­лютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ).

«Все успешные страны осно­вывали свою стратегию роста на традиционном рецепте реформ ма­кроэкономической стабилизации, либерализации торговли и исполь­зовании рыночных механизмов»1, — утверждают они. «Быстрый и постоянный рост был только в стра­нах, которые прогрессивно либера­лизовали защиту от импорта»2. «В Чили, Сингапуре, Гонконге и Тай­ване были использованы принципы свободного рынка»3.

У идеологии, которую исполь­зуют ВТО, ВБ и МВФ, нет научной основы. Корейский экономист Чхан Ха Джун опубликовал в 2003 году книгу «Kicking Away the Ladder. Development strategy in historical perspective»4, где исследует этот вопрос и приходит к выводу, что богатые страны в тот период, когда их экономика только развивалась, сами использовали меры протекци­онизма — например, Великобрита­ния и США. Новые индустриальные страны (НИС) в период развития промышленности также поддержи­вали и защищали свою экономику. Следовательно, утверждение, что богатые страны и НИС смогли раз­вить свои промышленность и эконо­мику, используя рецепты свободной торговли, — просто миф. Этот миф используется богатыми странами («странами центра» в соответствии с терминологией И. Валлерстайна и С. Амина), чтобы предотвратить ин­дустриализацию в бедных странах. Ведь появление в бедных странах собственного производства автома­тически сократило бы рынки сбыта ТНК. И потому в рамках ВТО кор­порации богатых стран убеждают бедные страны под предлогом развития экономики действовать в на­правлении, противоположном тому, которым двигались сами. Исполь­зовавшие протекционизм на ранних этапах своего развития, развитые страны теперь запрещают исполь­зовать его другим: Чхан называет это «kicking away the ladder», то есть развитые страны «отбрасыва­ют лестницу», по которой сами за­брались наверх — и таким образом блокируют развитие других стран!

Идеология «свободных рынков» МВФ и ВБ скрывает тот факт, что индустриализация в странах, счита­ющихся сегодня богатыми, прово­дилась по протекционистской моде­ли, а государство при этом играло большую роль в торговле, инвести­циях и субсидиях. Успехи индустри­ализации в азиатских государствах (например, в Малайзии, Сингапуре, Китае) также обязаны не модели свободного рынка, а сильной роли государства5. Использованная ими модель включала в себя земель­ную реформу, строгое регулиро­вание торговли, государственные предприятия, финансируемые го­сударством исследования и инфра­структуру, высокие таможенные барьеры для защиты новых секто­ров промышленности этих стран от иностранной конкуренции, строгий контроль за денежной политикой и движением капитала, а также суб­сидии и управляемые государством инвестиции в определенные секто­ры экономики6.

Напротив, неолиберальные ре­формы в азиатских странах при­вели к экономическому кризису7. В странах, которые открыли свои рынки иностранному капиталу, упа­ли зарплаты: «В почти всех разви­вающихся странах, которые пред­приняли быструю либерализацию торговли, увеличилась пропасть между зарплатами,  особенно  часто в связи с падающей занятостью неквалифицированных рабочих в промышленности и большого абсо­лютного падения их зарплат, в раз­мере 20-30 % в странах Латинской Америки»8. Либерализация торгов­ли ведет к росту безработицы9. Ино­странные фирмы часто вытесняют национальных конкурентов10.

Аксиома 2. Мировая торговля свободна, либеральна.

Рассмотрим само понятие «сво­бодная торговля» и утверждение «мировая торговля либеральна, свободна». Как и в XIX веке, се­годня европейские и американские капиталисты добиваются отмены и снижения ограничений между­народной торговли в Азии, Латин­ской Америке и Африке, в то время как сами закрывают свои рынки, например, от сельскохозяйствен­ных продуктов из стран «третьего мира», и поддерживают свои ТНК, в частности, снижением налогов или освобождением от налогообло­жения11. В нынешних наиболее раз­витых странах таможенные налоги раньше были важным источником финансирования промышленности. Теперь же развитые страны исполь­зуют МВФ и ВБ, чтобы не допустить этого в других странах, чтобы в них не было собственных промышлен­ных производств и им приходилось бы покупать промышленные това­ры у западных концернов12. Цель предшественницы ВТО ГАТТ и вы­росшей из договора ГАТТ самой Всемирной торговой организации — понизить пошлины во всем ми­ре13. Либерализация торговли (сни­жение таможенных пошлин, отмена импортных квот) стала во многих странах одной из причин кризиса государственных доходов и упадка в этих странах промышленности, ориентированной на внутренний рынок14,  обострения кризиса платежного баланса и сокращения ра­бочих мест в стране.

О какой «свободе» идет речь? О свободе ТНК открывать для себя новые рынки сбыта, использовать дешевую рабочую силу и дешевое сырье, понижать налоги и сделать менее жестким экологическое за­конодательство15. Свободны ли крестьяне в Латинской Америке или Азии, которые разоряются из-за субсидируемого импорта из США? Или, может, свободны работницы в «свободных экономических зонах», которые производят продукцию для ТНК, напрямую или через посред­ников, — не имеющие никаких прав и получающие мизерную зарплату? Или, может, «свободно» население, которое ограничивают в доступе к приватизированным общественным благам — здравоохранению, обра­зованию, воде, транспорту, элек­тричеству и т.д.? Может быть, речь идет о свободе населения защи­щать свою природу? Или о свободе природы быть не разрушенной?

Первый заместитель директора-распорядителя МВФ и одновремен­но посол США в Петербурге Энн Крюгер открыто заявила в 2003 году на Международном Экономи­ческом Форуме в Петербурге, что «требование платить этим работ­никам «достойную заработную пла­ту» по стандартам промышленных стран полностью уничтожит все сравнительные преимущества на международном рынке для компа­ний, использующих неквалифици­рованный труд»16. Очевидно, что речь идет не о гармонизации (повы­шении) зарплат и прав работников (что было бы хорошо для работни­ков), а как раз об использовании дешевого труда, — то есть между­народные организации защищают интересы ТНК.

Аксиома 3. Либерализация торговли и сегодня ведет к эконо­мическому росту. Это бесспорно доказывает теорема Рикардо о сравнительных преимуществах. Поэтому торговля должна быть либерализована.

В условиях, когда капитал сво­бодно перемещается между стра­нами, диктуя им свои условия, МВФ и ВБ требуют от государств «третьего мира» специализации на сельскохозяйственных продуктах и ископаемых — ведь ТНК богатых стран выгодны низкие цены на то­вары из этих стран и отсутствие в них собственной промышленности: «Мировая торговля структурирова­на так, что Север (страны центра, развитые, богатые страны — ЕС, США, Япония) преимущественно продает на мировом рынке готовые промышленные изделия и услуги с более высокой стоимостью, в то время как Юг (Латинская Америка, Африка, Восточная Европа, Цен­тральная Азия, Южная Азия) про­дает главным образом раститель­ные продукты, минералы и изделия с низкой степенью переработки и стоимостью. Кроме того, с 1970-х годов цены на продаваемые стра­нами Юга товары упали»17. После вступления в силу соглашения ВТО цены на не переработанные товары упали еще сильнее: «Примерно че­рез девять лет после того, как ВТО вступило в силу, цены на все пер­вичное сырье, кроме нефти, упали больше чем на четверть. Уругвай­ский раунд ВТО отменил согла­шения, регулировавшие цены на сырье, которые стабилизировали мировые цены на эти продукты»18. Теперь цены находятся в свобод­ном полете из-за специализации, навязанной МВФ и ВБ всем стра­нам. Это выгодно западным концер­нам. Попав в долговую зависимость от западных банков, государств и международных финансовых орга­низаций, страны «третьего мира» вынуждены увеличивать объемы экспорта для погашения кредитов. Однако так как страны «третьего мира» специализируются на произ­водстве лишь нескольких видов то­варов, причем многие из них были ориентированы на производство од­них и тех же товаров, рост экспорта однотипных товаров из многих стран снижает на них цену. Это привело к дальнейшему падению цен на про­дукты стран «третьего мира».

Более подробный анализ дает Кристиан Фельбер в статье «Крити­ка теории свободной торговли» (см. Приложение).

Что такое ВТО анализ интересов

Вопреки слогану «ВТО уничтожа­ет бедность» («WTO eliminate the poverty») бедность в странах, кото­рые вошли в ВТО, выросла’9. Доля развивающихся стран в мировой торговле — несмотря на обеща­ния перед вхождением в ВТО — не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Например, по­сле вступления в ВТО упала доля в мировой торговле экономически самых слаборазвитых стран (по данным доклада организации ООН, UNCTAD Report 2002)20.

Права и обязанности членов

Право ВТО стоит над законодатель­ством национальных государств и предусматривает единственный возможный путь развития эконо­мики страны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для до­ступа ТНК и банков) сферы своей экономики одну за другой21.

Государство, вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверен­ное государство, просто изме­нить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по ли­берализации или изменить условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И только после выплаты компенса­ций торговым партнерам, понесшим убытки. Если, например, какое-то государство захочет снова нацио­нализировать приватизированную систему здравоохранения, то оно столкнется с судебным процессом в ВТО и огромными штрафными санкциями22: «В отличие от реформ, проводимых страной в односторон­нем порядке, обязательства, на которые идет страна в ВТО, новое правительство не сможет просто отменить, если оно не захочет в та­кой мере открывать свой рынок для иностранной торговли и иностран­ных прямых инвестиций»23.

Если государство заключило со­глашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отноше­нию к инвесторам других стран.

Государство не может ввести количественных и качественных ограничений для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (как то: квоты, эмбарго, запрет, контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт).

Так как общественные блага, по правилам ВТО тоже товар, подлежащий приватизации, то все эти меры касаются и доступа иностранных инвесторов на «рын­ки» образования, здравоохране­ния и т.д.

Соглашение ГАТТ запрещает запрет импорта товара из эколо­гических соображений.

Государство не вправе регули­ровать уровень валютных рас­ходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибы­ли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны. С этим связаны проблемы платежных и торговых балансов.

Государствам запрещено обя­зывать инвесторов использовать продукты, произведенные в стра­не, в процессе производства или обязывать их принимать на рабо­ту население этой страны.

Каждая страна может быть об­винена перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ре­сурсов, то она этим уже «нарушает закон ВТО» и «правила свободной торговли»!

Страна не имеет также права принимать законы и договоры, предписывающие, чтобы при пе­реработке ресурсов этой страны использовалось население этой страны. Наказаны, по закону ВТО, могут быть также те страны, кото­рые предпочтут местных инвесто­ров иностранным инвесторам.

В рамках ВТО принятие законов не привязано к государству, которо­го они касаются. Теперь на уровне права интересы международного торгового капитала, интересы меж­дународных концернов и банков стоят выше интересов населения — членов ВТО.

Правительства стран-членов и администрации регионов обя­заны подчиняться праву ВТО. При нарушении прав ВТО стране-«виновнику» грозят судебные про­цессы, законы против этой страны, изъятие вложенных средств.

Хотя ВТО — договор между го­сударствами и формально с требованиями к ВТО изменить за­конодательство другой страны, (жалобы перед судом ВТО) высту­пают государства, как правило, за такими заявлениями стоят транс­национальные корпорации, кото­рым «мешает» тот или иной закон в государстве, где они собираются заниматься бизнесом24.

В рамках ВТО группа из торго­вых представителей стран — чле­нов ВТО (не выбранных народом, а назначенных правительствами сво­их стран) принимает решения о пра­вилах ВТО. Эти люди становятся самым влиятельным в мире су­дом и законодательным органом, чьи решения обязаны выполнять суды и парламенты стран ВТО. Как именно корпорации лоббируют в ВТО свои интересы, можно прочи­тать, например, в работах Сьюзан Джордж и на сайте организации WEED (www.weed-online.org). Так, в США у корпораций есть доступ (через консультационные советы по торговле) к торговым предста­вителям США в ВТО25. В интересах прибыли корпораций понижаются, например, стандарты здравоохра­нения и безопасности питания26. ВТО заставляет страны-члены вво­зить генетически модифицирован­ную продукцию. В ВТО нет антимо­нопольного законодательства,

ВТО может запретить принятое в странах регулирование движения капитала и отменить запрет спеку­лятивных дериватов. Например, ЕС через ВТО потребовал от Таиланда отменить закон, запрещающий дея­тельность в Таиланде банков, рас­положенных в оффшорных зонах, где отмываются налоги27.

Государства, вошедшие в ВТО, не имеют права регулировать раз­мер прибыли, который должен ин­вестироваться в их стране, размер прибыли, которую можно вывозить.

Запрещается предъявлять к то­варам требования, связанные с условиями их производства. Это лишает страны теоретической воз­можности запретить, например, ввоз товаров, при производстве которых был нанесен значительный вред окружающей среде или ис­пользовался детский труд.

У частных и государственных компаний и у национальных и ино­странных компаний должны быть равные права. Это, в частности, означает, что, если государствен­ная больница, или университет, или почта получает финансирование от государства, то частные инвесторы могут тоже потребовать от государ­ства финансирование под предло­гом нарушения конкуренции и нару­шения их прав как инвесторов.

Цель правил ВТО состоит в том, чтобы отнять у государств право самостоятельно регулировать их экономики и даже теоретическую возможность проводить реформы в интересах своего населения. В то же время результаты либерализа­ции торговли предоставили огром­ные права ТНК28.

Производство и торговля в глобальной перспективе

Египетский экономист и критик неоколониализма Самир Амин пи­шет, что переход GATT в WTO было центральным для новой формы эко­номического управления мира кол­лективным империализмом:

«ВТО была безусловно создана для того, чтобы закрепить и лега­лизовать «сравнительные преиму­щества» транснационального ка­питала. Производственные права и авторские права в ВТО были сформулированы так, чтобы закре­пить монополии транснациональ­ных  компаний,  гарантировать  им сверхприбыль и поставить на пути каждой попытки независимой ин­дустриализации в странах перифе­рии практически непреодолимые препятствия. ВТО — это не только организация по регулированию ми­ровой торговли, что заставляет по­думать ее название; функции ВТО намного шире. Она должна ввести единые правила управления на­циональных и мирового рынков. И по радикальному концепту «сво­бодной торговли», которого в таком масштабе еще не было в истории, отменить всю разницу между ними. Результатом этого будет реоргани­зация систем производства в инте­ресах сильнейшего, то есть транс­национального капитала. То есть ВТО хочет организовать производ­ство в мировом масштабе, причем не в смысле развития (для бедных

— хотя бы частично «догоняющего»), а для максимизации прибыли ТНК при цементировании асимметрии производственных структур и их не­равенства. … Проект «управление мировой экономики ВТО» в полном смысле — крайне реакционен: он нацелен на возвращение к прежним формам международного разделе­ния труда. Поэтому ВТО для меня

— истинно новое колониальное ми­нистерство стран «восьмерки». ВТО играет по отношению ко всем стра­нам периферии одну и ту же роль

не допустить, чтобы колонии ста­ли в будущем конкурентами, и для этого отнять у государств перифе­рии право на самостоятельное за­конодательство29 и регулирование, касающееся деятельности капита­ла метрополий в этих странах. Ре­ально существующий капитализм30 следует логике систематической защиты сильнейших монополий. Теории вульгарной экономики (тео­рии воображаемого капитализма) о «добродетелях» свободной торговли

— только пропаганда в простейшем смысле слова, то есть ложь. Я при­надлежу к тем, кто определяют ка­питализм не через «рынок», а вме­сте с Броделем — через стоящую над рынком власть»31.

ВТО не позволяет странам пери­ферии защищать свою промышлен­ность таможенными пошлинами и субсидиями, но страны центра («се­мерка») продолжают выплачивать субсидии, например, в сельском хо­зяйстве. США также ввели квоты на сталь, чтобы защитить от иностран­ной конкуренции американские ста­леплавильные концерны.

Теория «национальных цен на ресурсы»

МВФ, ВБ и ВТО пропагандируют ориентацию на экспорт и доби­ваются специализации экономик стран периферии в те секторах, которые выгодны стоящим за ними корпорациям. При этом ВТО, МВФ и ВБ используют теорию «нацио­нальных цен на ресурсы» (domestic resource costs, DRC), чтобы сохра­нить систему «центр»-«периферия». DRC выдаются за надежный инди­катор для разделения экономиче­ских секторов на те, в которых стра­на может ожидать добиться успеха, в которых она не должна произво­дить, и на те, которые она даже не должна пробовать развивать.

DRC — это единица измерения расходов на сырье, которое исполь­зуется для производства одного товара в самой стране, чтобы ку­пить одну валютную единицу или сэкономить ее. Таким образом ми­ровой рынок становится мерилом оценки рентабельности и конкурен­тоспособности национального про­изводства, масштабом для структу­рирования экономики страны. Это никак не соотносится с положени­ем дел, спросом и ценами на внутреннем рынке. Масштаб и шкала оценки привносятся извне, поэтому расходы на использование ресур­сов страны никак не соотносятся с такими целями, как справедливость или долговременное благополучие населения. Теория DRC рассма­тривает условия, сложившиеся на мировом рынке, чтобы определить, как должна себя вести страна, что­бы купить или сэкономить один доллар. Это значит, что производ­ство ориентировано на экспорт и исходит из мировых цен на товары. Воплощение этой теории в полити­ке должно гарантировать, что стра­на периферии и дальше останется в том же положении32.

Посмотрим, как именно в рамках режима ВТО проводятся интересы ТНК. Требования при вступлении в ВТО совпадают с условиями предо­ставления кредитов МВФ и ВБ — с реформами структурного приспосо­бления: либерализация, приватиза­ция, стабилизация. ВТО работает в тесном сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком.

Списки секторов, которые планируется открыть для «мирового рынка»

Страны — члены ВТО составляют списки секторов рынка в других странах, куда хотят получить доступ их концерны и которые поэтому должны быть открыты для между­народной торговли, и списки обла­стей экономики, которые эти стра­ны сами хотят открыть. Эти списки держатся в тайне и не подлежат пу­бличному обсуждению33.

Суд ВТО

У ВТО есть свой суд (Dispute Settlement Body). Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные пра­вила и законы, касающиеся, в част­ности, защиты окружающей среды и социальных стандартов, что ВТО уже и делает. Некоторые прави­тельства и концерны целенаправ­ленно используют угрозу подать на страну в суд ВТО как оружие, чтобы блокировать регулирование в сфе­ре охраны окружающей среды и здравоохранения34.

При этом не обвиняющий обязан доказывать вину обвиняемого, а обвиняемый — свою невиновность. Что имеется в виду? Например, ЕС запрещал одно время ввоз на свою территорию ГМО, после чего США (в интересах концернов США) пода­ли на ЕС в суд ВТО. ЕС была обя­зана доказать, что ГМО вредны, а не США — что ГМО не вредны. Суд ВТО присудил ЕС к крупным штра­фам. Вскоре Евросоюз сдался, раз­решив ввоз ГМО, но предписав их маркировку. Теперь США борются против отмены маркировки това­ров, содержащих ГМО.

Кстати, ВТО не признает между­народно признанное экологическое право превентивно запрещать что-то потенциально опасное (товар, вещество, продукт).

В 1989 году ЕС запретила об­работку мяса гормонами роста и ввоз такого мяса на свою терри­торию, опасаясь за здоровье потре­бителей. В 1996 году США и Канада подали на ЕС в суд ВТО, аргументи­руя свой шаг тем, что вред гормонов еще не доказан. ВТО присудила ЕС к уплате штрафа за все годы запре­та: по 117 миллионов американских долларов в год Соединенным Шта­там и по 11 миллионов канадских долларов — Канаде.

Компания Gerber ввозила в Гва­темалу детское питание, которое нужно было разводить водой. Однако из-за плохого качества воды, по данным ЮНИСЕФ, ежегодно умирает около 1,5 миллионов де­тей. Поэтому уже в 1981 году ВОЗ издала «Международный кодекс по продаже продуктов, заменяющих материнское молоко», который включал в себя запрет на идеали­зирование искусственного детского питания и предписывал наклеивать на детское питание информацион­ные сообщения о преимуществах материнского молока. В 1988 году в Гватемале был принят соответ­ствующий закон, смертность мла­денцев значительно снизилась, ООН одобрила путь Гватемалы как образцовый. Однако Gerber оказа­ла через США в ВТО давление на Гватемалу, после чего верховный суд Гватемалы решил, что этот за­кон распространяется только на детское питание, произведенное в стране. А так как Gerber импортиро­вала свои товары, продукцию этой фирмы закон не затронул.

Кроме известных случаев с су­дом ВТО известны также случаи с судом Всемирного банка и судом NAFTA.

В Боливии после приватизации водоснабжения в департаменте Ко-чабамба концерном Bechtel цены взлетели настолько, что люди были вынуждены платить за воду около четверти своего дохода. Населе­ние взбунтовалось, и после полу­годовой «войны за воду» прогнало концерн. В результате суд Всемир­ного банка (International Center for the Settlement of investment disputes, ICSID) присудил Боливию к выпла­те Bechtel 25 миллионов долларов, что в три раза больше инвестиций концерна.

Суд NAFTA принял решение о том, что Мексика должна вы­платить американскому концерну Metalcald 17 миллионов долларов компенсации за то, что тот хотел построить рядом с заповедником свалку ядовитого мусора, а Мекси­ка это запретила.

Концерн Ethyl обвинил Кана­ду в суде NAFTA в том, что она запретила на своей территории ядовитую добавку в бензин ММТ. Канада испугалась штрафов и отозвала запрет.

В 2001 году американская фир­ма экспресс-доставки United Parcel Service подала в суд NAFTA на По­чту Канады. Она обвинила ее в «не­лояльной конкуренции» и потребо­вала 160 миллионов компенсаций, поскольку Почта Канады получает субсидии от государства.

Стандарты по безопасности продуктов питания не должны быть строже, чем правила Codex alimentarius организации ФАО — при этом на ФАО оказывают большое влияние представители аграрных концернов и концернов, производящих продукты питания.

Права потребителей

В соответствии с главой XX ГАТТ, «ограничивающие торговлю меры по защите жизни и здо­ровья или невозобновляемых источников энергии можно при­нимать только тогда, когда они не являются дискриминацией и завуалированным ограничением международной торговли». Чьи интересы представляют судьи ВТО, можно было уже догадаться. Исхо­дя из этого, ясно, в чьих интересах можно интерпретировать это рас­плывчатое регулирование.

продолжение

 
Поделиться