ПРОSTORY запрошують на дискусію, присвячену актуалізації поняття «війна», його сьогоднішньому локальному українському контекстові.
Ґете-Інститут, Київ (вул. Волоська, 12/4; актова зала, 4-й поверх)
Четвер, 8.10.2009
19.00
У центрі дискусії:
— зростання ксенофобії і можливості відкритої дискусії – обговорення нещодавніх київських подій;
— «активізм», культурний і політичний;
— протестні рухи, що виникають і діють в Україні;
— чи можливе в Україні ефективне лобіювання цілей протестного руху через офіційні інститути? Якими є успіхи у цій сфері?
— перспективи мережевих журналів та міждисциплінарних проектів, які опрацьовують питання соціальної критики;
— про що потрібно писати сьогодні?
У ході зустрічі буде представлено мережевий проект «Сommons» (Володимир Іщенко), центр «Соціальна дія» / проект «Без кордонів» (Максим Буткевич), регіональний інформаційний і правозахисний центр «Наш мир»; також буде про анонсовано друге видання газети «Простори».
Запрошуються учасники активістський ініціатив, міждисциплінарне об’єднання «Худрада», літератори, перекладачі, усі бажаючі.
З газети Простори №2 «Поряд з війною»:
«Война» в её размытом (квази)метафорическом значении наводняет сводки новостей и красные полосы газет: президент, премьер-министр и лидер оппозиции «воюют» между собой, Украина и Россия участвуют в «дипломатической войне», периодически в СМИ обсуждается некая гражданская война, которая должна разгореться в ближайшее время, Крыму «угрожает война», жители «воюют» против застройщиков. Возможно, подобная метафора вызывает смутное ощущение опасности, но её неструктурированность неизбежно приводит к разрушению границ семантики, её функция – не устрашать, а убеждать. Подобная «война» существует вне мифологической традиции, она стреляет холостыми и производит впечатление безопасной, хоть и решающей человеческие судьбы. Мера её влияния на судьбу кажется несопоставимой с «настоящей войной.
Подобное размывание этой метафоры настолько вошло в реалии украинской действительности, что понятие «война», преодолев границы средств массовой информации, активно обживается в повседневности. На военной символике строит практически всю свою компанию один из кандидатов в президенты. Не случайно для распространения своих рекламных газет он выбрал военную палатку. Малые архитектурные формы, палаточные лагеря, которые равнодушный взгляд обывателя, постоянно обнаруживает где-нибудь в центре Киева, напоминают о военных палаточных лагерях. К семантическому полю понятия «война» относятся также вооруженные отряды на стройках, на заводах и в банках, доставленные на место работы фирмами, предоставляющими «охранные услуги». Уличное столкновение, акция протеста содержат потенциал ещё больших общественных беспорядков. Об этом свидетельствуют «ответные» меры, появление возле шествий отрядов милиции особого назначения, взятие марша «в кольцо», задержание отдельных участников (…)»