Война, национализм, империализм

Ленин, который украл мою любовь

6612

Дарія Черніна

8-го декабря вышла в прокат лента украинской режиссерки Елены Демьяненко «Моя бабушка Фанни Каплан». Этот фильм буквально вдохнул новую жизнь в традицию создания кино «за счет Госкино». Среди од Вакарчуку, Лобановскому, кобзарям и Тарасу Шевченко вырисовывается новая героиня — волынская революционерка, которая 100 лет назад могла бы предотвратить декоммунизацию.

Что мы знаем о Фанни Каплан? В общих чертах, я думаю, каждый скажет, что эта молодая девушка, которая в августе 1918 года после выступления Владимира Ленина на заводе Михельсона несколько раз выстрелила в лидера большевиков. Кто-то также с уверенностью добавит о принадлежности Каплан к симпатикам правых эсеров. С того дня и поныне вокруг личности Фейги Хаимовны Ройтблат вьются мировые теории заговоров. Учебники по истории, изданные в годы Советского Союза, называют Каплан «яростной террористкой», ученые нового времени подвергают эту теорию сомнению, уверяя, что полуслепой женщине никак не могли доверить убийство вождя революции. А вот показания свидетелей, которые вместе с делом Каплан открылись обществу в 1993 году, напоминают современные допросы о расстрелах на Майдане — каждому мерещилось что-то свое. Кто-то утверждал, что это был мужчина. Кто-то — что стреляли сразу двое. Многие дали показания, что Фанни сразу же призналась в убийстве и гордо крикнула: «Я застрелила Ленина, потому что я считаю его предателем. Из-за того, что он долго живёт, наступление социализма откладывается на десятилетия». Другие же видели несчастную девушку, которая при задержании кричала о своей невиновности.

1918 год пестрил событиями: мятеж чехословацкого корпуса, восстание правых эсеров, восстание левых эсеров, «савинковцы» в Ярославле, убийство германского посла в Москве, высадка войск Антанты в Архангельске, убийство председателя петроградской ЧК Урицкого, убийство Володарского, «заговор послов», подготовка подпольными боевыми белогвардейскими организациями планов по захвату власти в Москве и Петрограде — согласитесь, грех было в такой кутерьме не стрельнуть разок в дедушку Ленина. Да и, тем более, по неофициальным данным, правые эсеры не скрывали свою симпатию к радикальным решения проблем: грабежам, мятежам и даже убийствам негодных. Но где же тут место Каплан? После 1993 года многие сошлись, что мотив поступка молодой девушки кроется в 10 недостающих страницах ее дела. Которые были изъяты и безвозвратно уничтожены. А в них, в свою очередь, может быть все что угодно, начиная от деталей сексуальных игр с братом Ленина Дмитрием или принадлежности и деятельности Каплан в партии эсеров — и заканчивая заговором с бывшим анархистом товарищем Гарским.

Моя бабушка — Фаня, мой дедушка — Вова

Теперь выбросим из головы все исторические и политические линии в деле Каплан и вспомним, что, в первую очередь, мы говорим о женщине. Еще за год до появления ленты «Моя бабушка Фанни Каплан» вокруг документальной истории о реальной внучке Каплан в ожидании вертелись кинокритики и любители украинского метра с вопросами: «Кто же на самом деле эта Фаня? И зачем она стреляла в Ленина?». Масло в огонь подлила одна из обложек к фильму «Стреляющий заяц» немецкого художника Игоря Зайделя. Зрители волновались: «Где Фанни? И почему зайцы?». В общем, в фильме, который вышел в прокат 8 декабря, мы не получим ответов ни на один из вопросов, которые так волновали киногурманов. Единственное, с чего режиссерка Елена Демьяненко сняла гриф секретности — это с названия. По ее словам, всем советским детям говорили, что дедушка у них один — Владимир Ильич. А вот кто бабушка? Крупская? А вот и нет, по мнению, Елены Демьяненко, это именно ночной кошмар Ленина — Фанни Каплан.

Прудону не снилась такая анархия

Что нам нужно знать о Фанни Каплан? По фильму Каплан — красивая рыжеволосая девушка, тонкая, нежная, чувственная вишенка в торте грез. Эта роль красавицы досталась не менее очаровательной украинской актрисе Екатерине Молчановой. Таким образом, мы полностью забываем о настоящей внешности Фейги Ефимовны. По воспоминаниям британского посланника Локкарда, Каплан выглядела следующим образом: «Черные волосы, неподвижно устремленные глаза обведены черными кругами. Бесцветное лицо с ярко выраженными еврейскими чертами было непривлекательным. Ей могло быть от 20 до 35 лет». Одна из первых сцен в фильме о Каплан — ее отец Хаим Ройдман покупает дочкам украшение в ювелирном магазине. После 1893 года меламеды в хедере [1], как отец Каплан, едва ли ни копейку к копейке складывали из-за госпошлин в казну, да и лавы школьников-иудеев значительно редели из-за общего недовольства и гонений. В фильме мы видим роскошного еврейского барина в исполнении актера, режиссёра, драматурга Влада Троицкого. В тот же момент в магазин залетают воры. Пестрые, с перьями во шляпах и яркими шарфиками, в стильных галифе и с револьверами в руках. Как оказывается дальше, этот ансамбль «Мулен Руж», в представлении режиссерки — анархисты того времени. Конечно же, Фаня покупается на красочный маскарад и убегает с ними. В дальнейшем мы еще несколько раз видим этих сказочных анархистов. Появляются они всегда с музыкой и дымом, в тележке и с цветами. Вот только не хватало для полной композиции медведей и балалайки — обычная русская сказка о бандитах-разбойниках.

Ролевые игры в политику

Именно так, по сюжету фильма, несовершеннолетняя Фанни Каплан занялась политикой. «Политикой» она занималась каждый раз, когда картинка становилась неинтересной. Оператор нежно демонстрирует оголенные плечи, грудь, спину, ноги героини ­— в постели то у Гарского, то у Дмитрия Ульянова, а то просто в душе. Это была основная политика героини Фанни Каплан. Вопрос к режиссеру, была ли Фанни на самом деле хоть на минуту вовлечена или причастна к революционному движению того времени, Елена Демьяненко отклонила, уверив, что изучила все документы, которые сейчас доступны и рассекречены. В них Каплан абсолютно аполитична. Тогда как же объяснить тот факт, что в 1907 году ее приговаривают к смертной казни? Что из-за несовершеннолетия обвиняемой в организации теракта казнь заменяется пожизненным сроком в Акатуйской, а потом Мальцевской тюрьмах. Ответ простой: ролевые игры. По сюжету фильма, горячая Фанни запрыгивает на своего «анархиста Гарского» в тот момент, когда он проверяет работоспособность взрывного устройства. Они задевают механизм и предаются любовным утехам. Результат мы знаем — ранение Каплан и побег Гарского с места преступления. Именно это событие, согласно биографии Фейги Ефимовны, стало основной причиной ее утраты зрения. Но и тут режиссерка решила свернуть с колеи истории, показав, как Фанни в тюрьме решила покончить с собой с помощью топора. Замахнулась, испугалась — и зрение пропало. Так вот случается, и взрыв бомбы тут ни при чем.

В политику Каплан, по фильму, играла так же самоотверженно, как героини Эльфриды Елинек в любовь. Со слезами, со страданиями, с верностью только одному ему — Виктору Гарскому. В череде ее любовных мук открывается и слоган фильма «То, что чувствовала каждая из нас». В первую очередь украинская лента указывает зрителю на мораль: прежде чем назвать кого-то «террористом», стоить вспомнить, что он тоже человек со своими чувствами и переживаниями.

Наказание декоммунизацией

Прощайте, времена, когда Ленин ютил у себя в кабинете потерявшуюся девочку Наташу. Учил ее рисовать дом, а сам занимался градостроением, как было в фильме Михаила Ромма «Ленин в 1918», снятом в 1939 году. В ленте «Моя бабушка Фанни Каплан» Ленин — это украиноязычный сумасшедший старик, с которым и родные не в силе справится. Он то зайцев на острове одним прикладом убивает, то смеется что есть мочи, когда Дмитрий Ульянов, по фильму, приходит спросить у него, запомнил ли он лицо стрелявшей. Пропагандировать такого вождя уж точно не хочется, да и молодому поколению можно показать, какой умалишенный Октябрьскую революцию учудил. В него и стрельнуть не жалко. В общем, для декоммунизации в Украине только Каплан и не хватало. Кстати, именно эта роль «чеховского безумца» стала последней для русского актера Алексея Девотченко, который скончался в конце 2014 года. А вот кадры из «Ленин в 1918» выступают в фильме «Моя бабушка Фанни Каплан» как документальная кинохроника событий августа 1918. Тут режиссерка Елена Демьяненко и посоветовала зрителям искать все вопросы о политическом прошлом Каплан.

Историческая правда состоит из молчания мертвых

На создание фильма Государственное агентство Украины по вопросам кино потратило 22 млн гривен. Декорации, гонорары, песни Джамалы и Vivienne Mort на фоне. Кино выглядит не хуже, чем попытки Тода Солондза снять очередную комедию. Но вот чтобы полностью не расстраивать любителей политических заговоров, киносоздатели открыли секрет, что версий у фильма две. Одна мелодраматическая, вторая — с документальной хроникой. Первая о любви, вторая — о политике. Вот только «улучшенную» версию зрители смогут увидеть лишь на закрытых показах. «Историческая правда состоит из молчания мертвых» — это, кстати, и есть слоган второй, скрытой от глаз версии «Моя бабушка Фанни Каплан». А вот почему бы не показать обществу сразу полную версию — киносоздатели не ответили. Добавив только, что не уместили всю политику и документальные линии в хронометраж, требуемый для показа в кинотеатрах.

О чем молчит Фанни в версии фильма, которую нам предстоит увидеть в кинотеатрах? Да обо всем. Национальный взгляд на биографию волынской активистки кажется обычной историей разбитого сердца. На фон этой истории может лечь любая историческая хроника Украины: сталинские репрессии, Вторая мировая, Хрущев на кукурузном поле, развал Советского Союза и даже Евромайдан. Она любила только его, а он отказался от своего прошлого анархиста-разбойника и выбрал путь большевика. Он выбрал Ленина, а не ее. Он завел семью, но не с ней. Он просто бросил ее на заводе Михельсона одну в толпе, совсем одну. Я бы тоже выстрелила в Ленина, который так буржуазно украл мою любовь.

Приметки

  1. Меламед — учитель в хедере, начальной частной школе по типу церковно-приходских. Дети в хедере учили алфавит, читая сакральные тексты. Было несколько попыток реформирования этих школ с целью включить в обучение секулярные предметы.
Поделиться