О том, что нынешняя зима станет тяжелым испытанием для украинцев, высказались многие представители власти. Причины, казалось бы, очевидны. Для воюющей страны обеспечить надлежащий уровень коммунальных услуг на всей территории крайне сложно. Прилет ракеты или диверсия на стратегически важном объекте может оставить без тепла и электроэнергии целые регионы.
Однако и без войны жилищно-коммунальная и энергетическая инфраструктуры Украины находились в тяжелом кризисе и не имели запаса устойчивости. А потому возникновение катастрофы, будь-то вследствие боевых действий или критических погодных условий, было вопросом времени. И в этом большая «заслуга» тех, кто годами закрывал глаза на нарастающую проблему.
Реальность и последствия
На данном этапе подготовка к отопительному сезону выглядит объективно сложной. Агрессор с первых дней обозначил, что готов наносить удары по критической инфраструктуре, и продолжает это делать. Так, 11 сентября был нанесен ракетный удар по Харьковской ТЭЦ-5, Змиевской ТЭС, а также по другим объектам. В результате были обесточены Харьковская и Донецкая области, а также населенные пункты еще в нескольких областях.
Кроме того, Украина временно утратила контроль над такими крупнейшими объектами как Запорожская и Углегорская тепловые электростанции (ТЭС), Каховская ГЭС, Запорожская АЭС, являющаяся крупнейшей в Европе. Добавим к этому большую часть солнечных и ветровых электростанций, расположенных в Херсонской и Запорожской областях.
И хотя в «Укрэнерго» утверждают, что потребление электроэнергии с начала войны снизилось на 30%, некоторые эксперты считают, что ее все равно не хватит. А потому стране придется рассчитывать на импорт. Напомним, что в феврале Украина отсоединилась от белорусской и российской энергосистем, а 16 марта синхронизировала свою ОЭС с операторами системы передачи Европы ENTSO-E.
Тяжелая ситуация сложилась и с тепловой энергией, где основной проблемой остается дефицит газа. В начале лета в правительстве заявляли, что для прохождения отопительного сезона Украине необходимо 21 млрд куб. м газа, затем что 19 куб. м. На сегодняшний день не хватает 4 млрд куб. м, на покупку которых необходимо 10 млрд долл., о чем в конце августа в интервью The Guardian заявил глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко. При этом на покупку энергоносителя в Украины не хватает средств. Есть также вопросы по уже накопленному газу, так как в открытом доступе нет данных о том, сколько его в хранилищах принадлежит государству, а сколько частникам.
Есть еще один неприятный фактор — вероятность «диверсии» со стороны «Газпрома». Если российский монополист решит отключить транзит, то Украине, помимо минимальных 19 млрд куб. м, потребуется еще 2-2,5 млрд куб. м буферного газа, чтобы поддерживать давление в газотранспортной системе, рассказал «Спільне» глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.
В этом контексте важен вопрос дальнейшего отказа Украины от российского энергоносителя, что сейчас пытаются сделать и в Евросоюзе. Последние годы в нашей стране обсуждался вопрос развития производства перспективного «зеленого водорода». Даже объявлялось о планах создания Центральноевропейского водородного коридора, который бы соединил Украину и юг Германии.
Вопрос, будет ли Европа теперь поддерживать Украину в развитии «зеленой» энергетики? Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в этом сомневается. По его словам, из почти 9 ГВт украинских мощностей возобновляемых источников электроэнергии около 5 ГВт находятся на неподконтрольных территориях. Поэтому ресурсы Украины в данный период времени ограничены. К тому же эксперт не верит, что Европа полностью откажется от услуг «Газпрома».
Таким образом, даже без войны мы имеем проблемы с деньгами и газом. У нас серьезная ситуация с электроэнергией. Не понятна ситуация с углем, которого не хватает. Исходя из этого в некоторых регионах еще летом начали рассматривать худшие сценарии развития. Мэр Краматорска Александр Гончаренко предупредил горожан о возможном отсутствии отопления и нерабочей канализации. А мэр Славянска Вадим Лях прямо заявлял, что отопительного сезона в прифронтовом городе вообще не будет.
К сложной ситуации готовятся и в относительно безопасных областях. В Днепре планируют массово отключать от отопления бюджетные учреждения, библиотеки, школы. А в Черкассах глава КП «Черкассытеплокоммунэнерго» Павел Карась не исключил возможность отсутствия теплоснабжения из-за нехватки газа, и порекомендовал пенсионерам и семьям с детьми рассмотреть вариант выезда в село к родственникам, которые отапливают дома твердым топливом.
Подведем промежуточный итог. По объективным причинам отопительный сезон будет самым сложным со времен независимости, о чем заявлял и президент Владимир Зеленский. Но это без учета аномальных погодных условий, которые вполне возможны — вспомним зиму 2020/2021 с 30-градусными морозами и снегопадами. А также без учета аварий, которые реальны из-за износа инфраструктуры. Кроме того, нужно учитывать острую нехватку квалифицированных кадров. И к этим проблемам причастна уже не война, а центральные и местные органы власти, которые годами закрывали глаза на нарастающий кризис. Рассмотрим ситуацию подробнее.
Безответственность и нажива
О сильном износе объектов генерации говорят и официальные данные. В своем отчете за 2020 г. «Укрэнерго» указывало, что 80% энергоблоков ТЭС, хотя и поддерживаются в работоспособном состоянии, изношены до предела. Отметим, что большинство украинских ТЭС принадлежат компании крупнейшего украинского олигарха Рината Ахметова. В ужасном состоянии находятся и тепловые сети, которые не ремонтировались десятилетиями, так как местным главам городских администраций проще обустроить парк как показатель эффективности своей работы, вместо того, чтобы менять трубы, которые никто из избирателей не увидит.
Сложным остается вопрос с кадрами, ведь именно от простых работников зависит функционирование энергоблоков, тепловых сетей и пр. Однако в условиях тотальной оптимизации многие специалисты были вымыты из сферы.
«Работникам не на что кормить семьи и добираться на работу. При первой возможности квалифицированные энергетики, которых нужно готовить годами, уезжали на заработки за границу», — рассказал нам один из руководителей районных электрических сетей в Житомирской области.
Не стоит забывать о систематических повышениях тарифов, которые значительная часть населения не в состоянии оплачивать. В результате накапливаются миллиардные долги, что сказывается на неспособности предприятий теплокоммунэнерго в полной мере подготовиться к отопительному сезону: провести ремонты, закупить оборудование, выплатить зарплаты работникам. Отметим, что с 2014 года коммунальные тарифы растут вдвое быстрее, нежели средняя зарплата по стране. Сравним данные 2013 и 2022 годов.
2013 г. | 2022 г. | |
газ | 0,92 грн за куб. м | 7,95 грн куб. м (повышение в восемь раз) |
отопление | 2,91 грн за обогрев кв/м | 33 грн за кв/м (повышение в 11 раз) |
электроэнергия | 0,36 грн за кВт⋅час | 1,44 грн - 1,68 грн кВт⋅час (повышение в четыре пять раза) |
При этом средняя зарплата за восемь лет увеличилась лишь в четыре раза: с 3,2 тыс. грн в сентябре 2013 г. до 13,9 тыс. грн — сентябрь 2022 (данные work.ua). В результате несоразмерности зарплат и тарифов, в конце прошлого года 14% украинцев по опросам тратили на оплату коммунальных услуг почти половину дохода семьи. Статистических данных в нынешнем году нет, однако с учетом высокого уровня безработицы, сокращения зарплат, а также миллионов внутренне перемещенных лиц, количество тех, кто будет остро нуждаться в субсидиях резко возрастет. И, скорее, не на 10-15% как заявляют в Министерстве социальной политики Украины.
Кстати, «игры» с тарифами продолжаются по сей день, несмотря на закон, который вводит мораторий на увеличение оплаты за коммунальные услуги на время военного положения. Весной киевляне начали получать квитанции, в которых появилась новая графа — услуга по снабжению горячей водой (15,35 грн) и услуга по снабжению тепловой энергией (31,07 грн), о чем сказано на сайте КП «Киевтеплоэнерго» в разделе платы за абонентское обслуживание. И это не предел. Олег Попенко считает, что власти на местах будут пытаться и дальше вводить дополнительные начисления.
В итоге в Украине создана система, где содержание коммунальной сферы фактически возложено на плечи населения, которое этот груз не выдерживает. В то же время власти не спешат менять «правила игры». Недостающий газ, который составляет основу формирования тарифов, мы закупаем по рыночным ценам, при этом объемов, которые добывает сегодня Украина, хватило бы для нужд государства, о чем сообщал глава парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус.
Отметим, что АО «Укргаздобыча», которая на 100% является дочерним предприятием «Нафтогаза», добывает в пределах 70% от общего объема добычи газа в Украине, остальное — частники. В этих условиях вопрос национализации или временного взятия под государственный контроль газодобывающей отрасли является более чем актуальным.
Как пояснил «Спільне» экономист и политтехнолог Всеволод Степанюк, цена газа, добытого в Украине, уже с хорошей прибылью в 50%, составляет $100 долл. за тысячу кубов. При этом он подчеркнул, что рынка газа, к которому апеллируют власти — в Украине нет. Автор «Спільне» Марина Ларина в материале «Конкуренция — не панацея. Как снизить тарифы на газ и электроэнергию в Украине» отмечала, что конкуренция в сфере газа и электроэнергии даже теоретически не снизит тарифы. Их львиная доля формируется на этапе добычи, где и должен быть сделан акцент в регулировании продажи украинского газа по справедливым для населения ценам.
Так почему в государстве не предпринимается попыток пересмотра финансирования коммунальной сферы, а тарифы для населения продолжают расти? Одна из версий — «экономическое мародерство». Но пока одни зарабатывают, рядовые украинцы вынуждены накапливать долги за коммунальные услуги, что чревато негативными последствиями. Эксперт по ЖКХ Кристина Ненно в комментарию нашему изданию отметила, что после отмены военного положения абсолютно все объединения совладельцев многоквартирных домов, управляющие компании, жэки — будут обращаться в суд, с требованием выдать судебный приказ о взыскании задолженности по ЖКХ.
Любопытно, что Международный валютный фонд, ключевая институция по внешнему кредитованию, постоянно требует от правительства Украины вводить рыночные цены на газ для населения в обмен на кредиты. Напомним, как ради получения второго транша МВФ в $700 млн, украинские власти весной собирались отказаться от регулирования цен на газ для населения и сделать их рыночными, о чем говорится в письме о намерениях к главе МВФ, опубликованном на сайте Минфина в 2021 году.
Спасение от холода
От политических и экономических просчетов в конечном итоге страдает простой человек. Даже несмотря на то, будут обстрелы электростанций или нет, в правительстве еще летом заявляли, что намерены снизить минимально допустимую температуру в жилых помещениях зимой до +16.
Отметим, что в 2015 году МОЗ Украины рассматривало подобный вариант и не поддержало его. Указывалось, что расчетная температура воздуха в жилых комнатах не должна быть ниже +18, так как более низкие температуры (особенно в зоне дыхания детей на высоте одного метра от пола, где температура воздуха будет ниже предложенных +16), могут способствовать переохлаждению организма человека, что приведет к обострению хронических заболеваний и возникновению заболеваний органов дыхания, распространению инфекционных заболеваний.
Что касается спасения граждан от холода в результате ЧП, то, как считает Олег Попенко, в стране отсутствует общая система подготовки к таким ситуациям. Каждый населенный пункт готовится как может. Например, во Львове мэрия уже поручила установить «буржуйки» в подвалах многоквартирных домов. То же самое инициируют власти г. Ирпень Киевской области. Но это, скорее, меры на экстренный случай, так как долго находиться в подвалах зимой люди не смогут. В Виннице звучали предложения закупить генераторы в каждый подъезд. А в Киеве планируется приобрести мобильные котельные, которые будут обеспечивать теплом больницы, детсады, школы, и пункты обогрева.
Разрушенная российской ракетой ТЭЦ в Кременчуге / Фото: «Цензор»
Меж тем ситуация с подготовкой к зиме требует системного подхода. Олег Попенко обращает внимание на необходимость срочно проверить всю систему электроснабжения в каждом многоквартирном доме.
«В случае полного или частичного уничтожения ТЭЦ из-за попадания ракеты, единственным резервным источником тепла в многоквартирном доме остается электроэнергия. При этом сети 95% домов не приспособлены к тому, чтоб были включены дополнительные источники тепла, например, обогреватели. В старых домах сети вообще не выдерживают, из-за чего у нас до войны каждый год горели квартиры, подъезды. Поэтому, нужно провести комплексную проверку и сделать замену электросетей. А в тех домах, где сети находятся в плохом состоянии, предупредить об этом жильцов, чтобы те четко понимали, что не находятся в безопасности», — отметил он. Эксперт также добавил, что в Киеве управляющие компании уже получили команду проверить электросети в каждом доме, но специалистов мало, и на проверку, по его мнению, может уйти до полугода.
Также Попенко делает акцент на необходимости создания общественных центров обогрева для тех, кто в силу разных причин останется без тепла. Причем размещать такие тепловые пункты должны в добротных коммунальных зданиях, а не в палатках.
«В теплопунктах необходимо поставить генераторы, обеспечить возможность связи, провести интернет», — подчеркнул Попенко.
Отметим, что общественные центры обогрева создаются сегодня и в Евросоюзе, в той же Германии. В этом контексте совет главы КП «Черкассытеплокоммунэнерго» о выезде горожан в села не лишен смысла. Попенко также советует гражданам рассматривать этот вариант. Вот только необходимо поспешить с запасом дров, так как очереди во многих лесничествах сформированы на недели вперед, а цены, по сравнению с прошлым годом, выросли в полтора раза, до 10-13 тыс. грн за машину дуба с доставкой на дом.
Некоторые органы местного самоуправления в регионах, где ведутся боевые действия, могут пойти на такой непопулярный шаг как переселение людей. В Николаевской, Харьковской, Запорожской, Донецкой области большое количество населения выехало, и во многих домах проживает 5%-15% процентов жителей. А потому, с точки зрения затраты ресурсов, отапливать здания будет нецелесообразно, считает Олег Попенко.
Вопрос, куда переселить людей? Одним из вариантов могут быть студенческие и рабочие общежития, которые есть фактически в каждом городе. Есть еще один крайний вариант, которым власти также могут воспользоваться. Украинское законодательство в условиях военного положения позволяет размещение военнослужащих и эвакуированных граждан в квартирах и частных домах других граждан. Об этом говорится в пункте 17 статьи 8 закона «О правовом режиме военного положения», где сказано о квартирной повинности для юридических и физических лиц.
Общежитие Харьковского аграрного университета им. В. В. Докучаева. Фото: Павел Бишко / Заборона
Но использовать такие полномочия — решение спорное, и то, что на такой шаг пойдут, маловероятно. Данный пункт статьи ранее уже пытались исключить. Впрочем, далеко не факт, что сами украинцы согласятся переселяться из своего холодного жилья даже на время, учитывая, как неохотно многие граждане покидают ту же зону боевых действий. В этом случае мэр Краматорска Гончаренко предлагает владельцам двух- и трехкомнатных квартир сосредоточиться на обогреве только одного помещения.
«Также кооперируемся с друзьями, коллегами или соседями. По одному, два, три человека живем в одной комнате», — отметил он.
Другие эксперты отмечают необходимость привлечения в сферу ЖКХ уволившихся специалистов и тех, кто ушел на пенсию — хотя бы на время отопительного сезона, естественно, с выплатой конкурентной заработной платы. Также местные власти, особенно в сельской местности, могли бы сделать акцент на взаимном сотрудничестве с местными предпринимателями (в первую очередь с теми, кто имеет пилорамы) касательно поддержки твердым топливом малоимущих категорий граждан, которым в силу разных причин не положена субсидия.
Стоит отметить, что власти сейчас расширяют количество субсидиантов, и в нынешнем отопительном сезоне выплаты смогут получить люди, потерявшие работу и состоящие на учете в центре занятости. Кроме того, стоит обратить внимание на создание продовольственных и медицинских резервных фондов. Подобные меры ранее инициировали власти крупных городов на первом этапе войны.
Безусловно, нынешняя зима будет для Украины самой тяжелой. При этом военные действия стали лишь катализатором отрицательных процессов, которые накапливались годами. Система, при которой критически важная инфраструктура находится в частных руках, показала свою несостоятельность. Олигархи заинтересованы прежде всего в получении прибыли, а капитальные ремонтные работы, требующие больших капиталовложений, дело десятое. Подобные подходы нужно менять.
Кроме того, государству стоит уделять большое внимание социальным вопросам, особенно в условиях подготовки к отопительному периоду. Стоит максимально сосредоточиться на поддержке граждан, особенно живущих в регионах, где ведутся боевые действия. Поддержка должна быть комплексной и системной, а не оставаться инициативой местных органов самоуправления, которые действуют каждый по своему усмотрению. В противном случае государство рискует столкнуться с непредвиденными последствиями гуманитарной катастрофы.