Светлана Нидзвецкая
Конфликт на востоке Украины продолжается уже третий год, а проблемы внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), особенно наиболее уязвимых групп, остаются нерешенными. По подсчетам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), с начала вооруженного конфликта в Донбассе численность переселенцев достигла 1,75 млн (OCHA, 2016a). Правительство выделяет незначительную финансовую помощь ВПЛ, а также оказывает слабую юридическую поддержку: работоспособный переселенец или переселенка имеет право на финансовую помощь в размере 442 гривен в месяц, а их иждивенцы (дети, люди пожилого возраста, нетрудоспособные лица), – соответственно, на 884 гривны в месяц. Для многих переселенцев эти деньги являются главным источником дохода.
Кроме того, правительство угрожает лишить статуса ВПЛ лиц, зарегистрированных на подконтрольной государству территории, которые не живут по новому месту регистрации. Например, недавно правительство начало проверять данные зарегистрированных ВПЛ, живущих в пяти восточных регионах Украины (расположенных ближе всего к зоне конфликта). Полевые отчеты показывают, что около 600 тысяч переселенцев автоматически подпадают под риск утраты статуса ВПЛ и, соответственно, социальных выплат (OCHA, 2016a;OCHA, 2016b; Канарьова, 2016).
В то время как государство создает новые помехи для переселенцев, возможно определенное улучшение ситуации благодаря усилиям местных и международных организаций гуманитарной помощи. К сожалению, вопросы здоровья матерей и детей часто забываются при планировании гуманитарного реагирования, сосредоточенного на предоставлении базовых услуг, таких, как питание, вода, жилье, гигиена и неотложная медицинская помощь (Degomme, Guha-Sapir, 2010). К тому же, насколько известно автору, тему материнского и детского здоровья внутренне перемещенных лиц в Украине до сих пор не рассматривали с академической точки зрения. По этому вопросу доступны лишь отчеты международных и местных гуманитарных организаций. Принимая во внимание отсутствие научных исследований, было решено изучить субъективное состояние здоровья матерей и детей переселенцев, а также рассмотреть положение дел с доступом к медицинским услугам, отношением местного населения к матерям-ВПЛ, их экономической ситуацией, питанием и т. д. Для этого было проведено 9 интервью с матерями-переселенками, живущими в разных частях Украины и имеющими детей в возрасте до двух лет.
Почему важно заниматься здоровьем матерей и детей во время войны?
Беременные женщины, женщины с маленькими детьми и сами дети относятся к наиболее уязвимым группам населения. Для женщин, которые пострадали от конфликтов и переселения, риск материнской смертности особенно высок. В условиях кризиса доступ к услугам в сфере здравоохранения ограничен, что повышает риск преждевременных родов из-за, например, инфекции или асфиксии (WRC, 2016). Конфликты также серьезно влияют на здоровье детей: большинство детей умирает во время конфликта не непосредственно от оружия, а от излечимых болезней, которые намного быстрее распространяются в условиях разрушенной системы здравоохранения и медицинской инфраструктуры. Конфликты и переселения вредят и психике матерей и детей. Женщины и девушки – ВПЛ подпадают под высокий риск нежеланной беременности, выкидышей, осложнений у новорожденных, небезопасных абортов и родов, сексуального и гендерного насилия и эксплуатации, ранних и принудительных браков, а также инфицирования ВИЧ и другими заболеваниями, передающимися половым путем (Degomme, Guha-Sapir, 2010).
"Большинство детей умирает во время конфликта от излечимых болезней, которые намного быстрее распространяются в условиях разрушенной системы здравоохранения и медицинской инфраструктуры."
На данный момент численность внутренне перемещенных детей из пострадавших от конфликта регионов Украины достигает 215 тысяч. Недостаточная доступность услуг здравоохранения, нехватка медикаментов и плохие жилищные условия угрожают вспышкой заболеваний среди детей. Ограничения доступа к трудоустройству, образованию и охране здоровья порождают дополнительные проблемы. По данным ЮНИСЕФ (2016), особенно остро сейчас встали проблемы с обеспечением детей вынужденных переселенцев продуктами, одеждой и медикаментами.
В сентябре 2014 года в Украине начались проблемы с закупкой и распространением прививок, в результате чего покрытие снизилось на 40%. Во второй половине 2015 года это привело к вспышке полиомиелита на востоке Украины, ввиду чего ЮНИСЕФ вместе с ВОЗ вынуждены были провести три дополнительных раунда вакцинации (UNICEF, 2015). Недостаток лекарств и вакцин способствует распространению таких болезней, как полиомиелит, туберкулез и корь, и является проблемой в масштабах всей страны, а не только для переселенцев. Украинское правительство не смогло справиться с ситуацией на неподконтрольной территорией без посторонней помощи и попросило международные организации (ВОЗ, ПРООН) взять на себя ответственность за закупку и распределение лекарственных средств (OCHA, 2016b; UNDP, 2016; WHO, 2016).
Услышать голос переселенок: бедность, взяточничество и неполноценное питание
Матери-переселенки не почувствовали заметного влияния войны и переселения на их состояние здоровья и на здоровье их детей, но отметили значительное ухудшение психологического состояния, сопровождающееся стрессом, депрессией, тревогой и постоянным страхом:
«Наше здоровье в порядке, у нас нет хронических заболеваний, но наше психологическое состояние стало намного хуже. Мы чувствуем, что мы не нужны государству, что мы для него – бремя. У нас украинские паспорта, но государство не гарантирует нам никаких прав…» (респондентка 2);
«…из-за постоянного страха я часто не могу заснуть. Меня преследуют кошмары, и даже психолог не смог помочь…» (респондентка 3).
Сравнительная бедность вынужденных переселенцев и их семей обнаруживается независимо от их уровня образования и профессиональной квалификации. Социальная финансовая поддержка является основным источником дохода для матерей – вынужденных переселенок, а родительской поддержки, даже если она предоставляется, недостаточно, чтобы справиться с ситуацией. Оформление социальных выплат – жесткая бюрократическая процедура, и эти выплаты часто задерживаются на несколько месяцев. Неблагоприятные финансовые условия создают среду потенциального риска для здоровья матерей-переселенок и их детей и непосредственно влияют на ухудшение практик питания: некоторые матери-переселенки питаются только хлебом и макаронными изделиями, чтобы сэкономить деньги. Большинство опрошенных матерей-ВПЛ признавались в том, что значительно сократили потребление мяса, рыбы, овощей и фруктов:
«…мы с моей мамой едим только макароны и каши. Детям даем по одному яблоку в день: больше позволить не можем…» (респондентка 9);
«…по большей части мы едим рис и каши, которые получили как гуманитарную помощь. Врачи советуют давать ребенку рыбу, но я не могу позволить даже маленький кусочек…» (респондентка 1).
Это тревожная тенденция: общеизвестно, что несбалансированное питание может стать причиной дефицита необходимых микроэлементов в организме, негативно повлиять на физическое и когнитивное развитие ребенка. Плохие финансовые условия вынуждают матерей-переселенок отказываться и от профилактической медицины, вместо этого они пытаются избежать заболеваний самостоятельно, чтобы не платить за лекарства и медицинские услуги.
Развитие конфликта лишило людей, живших на оккупированной территории, доступа к медицинским услугам на 2–3 месяца до переселения. Некоторые респондентки сообщили, что были вынуждены пропустить обязательные медицинские осмотры и обследования во время беременности. После перемещения доступ к услугам здравоохранения реализуется тем же самым образом, что и для местного населения. Но респондентки сообщали о случаях вымогательства взяток и грубого обращения в связи с их статусом переселенца. Взяточничество – обычная практика в украинской системе здравоохранения: три респондентки рассказали, что они были вынуждены давать взятку за регистрацию в медицинском центре на новом месте жительства, а также за медицинские услуги:
«…у меня был отит, но в больнице отказывались меня принять, если я не дам взятку. Они очень грубо со мной разговаривали…» (респондентка 5).
Чтобы преодолеть финансовые трудности, матери-переселенки ограничивают потребление еды и полностью отказываются от приобретения таких товаров, как одежда, обувь и предметы гигиены. Для того же, чтобы получить гуманитарную помощь, ВПЛ должно отвечать определенным критериям, – например, принадлежать к многодетной семье, иметь инвалидность и т. д. Полные семьи с двумя родителями, а также родители-одиночки трудоспособного возраста, как правило, из системы гуманитарной помощи исключены. Но даже небольшие пожертвования (например, наборы лекарств, крупы, одеяла, памперсы, детское питание), которые удавалось получить матерям-переселенкам, значительно облегчали финансовое положение семей ВПЛ. Исследование также выявило сильную общественную взаимоподдержку среди переселенцев. Те, у кого есть доступ к Интернету, объединяются в группы в социальных сетях и обмениваются полезной информацией.
"Оформление социальных выплат – жесткая бюрократическая процедура, и эти выплаты часто задерживаются на несколько месяцев."
Бюрократия при получении социальной помощи значительно ухудшает и без того тяжелую ситуацию семей переселенцев:
«…поскольку мой муж – не гражданин Украины, нам отказали в финансовой помощи. Мы пытались спорить, но с нами не хотели разговаривать…» (респондентка 5).
«…наши последние выплаты задержали на четыре месяца из-за ошибки в банковской системе…» (респондентка 8).
Как реагировать?
Конфликт продолжается, и вполне вероятно, что со временем будет заметна определенная динамика в состоянии материнского и детского здоровья временно перемещенных лиц. Но, учитывая текущую ситуацию, уже сейчас можно выработать определенные практические рекомендации для улучшения состояния здоровья матерей и детей-переселенцев:
• Немедленно возобновить закупку и распределение вакцин для прививок.
• Упрощение системы регистрации статуса переселенца и дальнейшего получения финансовой помощи без задержек.
• Обеспечение честного и прозрачного распределения гуманитарной помощи и распространения информации о ее наличии.
• Реализация инициатив толерантности и проектов с участием местного населения, направленных на преодоление предрассудков в отношении ВПЛ.
Параллельно необходимо собирать информацию, касающуюся сексуального и репродуктивного здоровья и случаев насилия по половому признаку на войне. Наконец, дальнейшие исследования должны дать возможность услышать голоса наименее привилегированных групп населения, например, тех, кто живет в местах компактного расселения.
Перевел Игорь Готлиб
Опубликовано в: Спільне, 2016, №10: Війна і націоналізм
Источники
Канарьова, А., 2016. «Як держава змушує людей з Донбасу порушувати закон, а потім карає їх за цe». В: Спільне.
Degomme, O., Guha-Sapir, D., 2010. Patterns of mortality rates in Darfur conflict. The Lancet 375(9711), 294 —300
OCHA, 2016a. Humanitarian Bulletin: Ukraine Issue 08.
OCHA, 2016b. Humanitarian Bulletin: Ukraine Issue 08.
WHO, 2016. Health situation in Ukraine.
WRC, 2016. Maternal & Newborn Health.