Політика

ТЮРЬМЫ СВОБОДНОГО МИРА

5922

Масштаб проблем пенитенциарной системы США таков, что пока у властей не получается их решить даже под давлением мощного американского правозащитного сообщества.

Сегодня США с более 2,3 млн заключенных возглавляют список стран по количеству людей, находящихся в местах лишения свободы. Это четверть всех отбывающих наказание в мире. Цифра 754 заключенных на 100 тыс. человек делает США мировым лидером и по соотношению количества заключенных к общему количеству населения. Если к числу заключенных добавить американцев, на которых распространяются процедуры условного и условно-досрочногоосвобождения, то получится, что 7,3 млн человек так или иначе охвачены системой наказаний — 3,2% населения страны.

Все эти данные свидетельствуют о сложностях, с которыми сталкивается сегодня американское общество. Само функционирование пенитенциарной системы таких масштабов порождает множество социальных, правозащитных, экономических, межрасовых и, в результате, политических проблем.

Главная причина перенаселенности американских тюрем — строгость законов, согласно которым незначительные правонарушения и нетяжкие преступления караются тюремными сроками. Перенаселенность ведет к росту затрат на тюрьмы в федеральном и местных бюджетах. Когда эти затраты пытаются сократить, часто нарушаются права заключенных. Кроме того, растет количество так называемых частных тюрем, в деятельности которых тоже отмечено множество нарушений. Попадая в тюрьму в молодом возрасте, отбывшие наказание в подавляющем большинстве случаев совершают правонарушения повторно и снова направляются в исправительные учреждения.

Закручивая гайки

По данным социологического центра Pew, с 1970−го по 2005 год количество заключенных в США выросло на 700%. Рост наблюдается на фоне падения уровней преступности, что можно объяснить практикой применения длительных сроков заключения в качестве наказания даже за нетяжкие преступления. Наиболее значительно уровень преступности снизился в 1991–1998 годах. При этом преступность в штате Техас упала на 35%, зато количество заключенных выросло на 144%, в штате Нью-Йорк те же показатели составляют 43 и 24%.

Сейчас, хотя во многих районах страны уровень преступности близок к историческим минимумам или обновил их, количество заключенных продолжает расти. Объяснение этому нужно искать в недавней истории США, когда примерно двадцать лет назад в ответ на всплеск преступности были приняты законы на федеральном и региональном уровнях, вводившие тюремное заключение даже за незначительные правонарушения, прежде всего за хранение наркотиков.

С 1980 года в двенадцать раз выросло количество заключенных за преступления, связанные с наркотиками. Такие заключенные составляют большинство в тюрьмах, подведомственных федеральным властям. Хотя уровень преступности снизился, законы продолжают действовать. Наблюдатели отмечают, что сохранение существующих, зачастую излишне жестоких, наказаний поддерживается многими политиками, особенно на региональном и местном уровнях, когда они ради переизбрания провозглашают очередную кампанию по борьбе с преступностью. Для демонстрации избирателям своих достижений легче рассказывать о росте количества заключенных, чем добиваться сокращения преступлений и искоренения социальных причин этих преступлений.

Правозащитники отмечают сегодня общую тенденцию увеличения количества заключенных, отбывающих срок за мелкие правонарушения, а также сроков наказания за преступления. Напрямую выгоды от такого законодательства получают частные тюрьмы и корпорации, размещающие в пенитенциарных учреждениях производство и использующие крайне дешевую рабочую силу.

Правозащитные организации считают, что принятый в 1996 году нормативный акт по процессуальной реформе в тюрьмах оказал в среднесрочной перспективе негативное влияние на условия содержания заключенных и, кроме того, усилил расовую, социальную и экономическую дискриминацию при рассмотрении обращений и жалоб. В частности, заключенный может подать жалобу в суд, только пройдя все тюремные инстанции в строгом соответствии с жесткими временными требованиями и соблюдением всех формальностей. В случае несоблюдения этих нормативов он теряет возможность подать исковое заявление. Такие нормы применяются и к малолетним преступникам, причем родители и доверенные лица не имеют права представлять интересы детей, что делает защиту этих интересов практически невозможной.

Упомянутый нормативный акт сузил полномочия федеральных судов по контролю перенаселенности тюрем, что привело к росту численности заключенных в районах с высоким уровнем преступности и высокой плотностью населения.

Сегодня в Конгрессе США обсуждается законопроект, отменяющий существующие нормы. Речь, в частности, идет о нормах, по которым преступникам даются совершенно одинаковые тюремные сроки за хранение небольшого количества крэк-кокаина или в сто раз большего по объему чистого кокаина в порошковой форме. Это связано с изначальным предположением, что крэк несет большую по сравнению с порошковым кокаином угрозу здоровью, но за последние двадцать лет версия опровергнута врачами. Учитывая популярность крэк-кокаина, особенно среди афроамериканцев, очевидно, что подобная норма ведет к переполнению тюрем и окончательной криминализации выходцев из неблагополучных социальных слоев, которые, отбывая сроки за хранение крэка, проходят в тюрьмах высшую преступную школу.

Социальная проблема

Высокая численность заключенных в США уже давно превратилась из правоохранительной проблемы в социальную. Во-первых, расово-этнический состав преступников не отражает состав населения США. Так, доля чернокожих только 13% населения США, а среди заключенных чернокожих 40%. Если анализировать наказания, которым подвергаются белые и чернокожие американцы, то и здесь наблюдаются серьезные диспропорции. Например, по отношению к белым чаще применяется процедура условного освобождения.

За преступления с применением насилия чернокожие наказываются тюремным сроком в среднем на год длиннее, чем белые американцы. По приговорам, связанным с наркотиками, диспропорция еще больше. Если сравнивать (по соотношению к общей численности этих групп среди населения США) число испаноязычных американцев, индейцев и белых среди заключенных, то окажется, что испаноязычных в полтора раза больше, а индейцев в два раза больше, чем белых. Это еще больше усиливает и так существующее напряжение в межрасовых отношениях.

Подсчитано, что употребляют наркотики 9,8% черных и 8,5% белых американцев. То есть доля наркоманов в соответствующих группах примерно равна. При этом среди арестованных за хранение и распространение наркотиков черные составляют 37%. Однако среди тех арестованных, против кого суды в дальнейшем выносят обвинительное заключение, черных уже 55%, а среди тех, кто по этим приговорам попадает в тюрьму, черных 74%.

Выходцы из социально неблагополучных районов на время отбывания тюремных сроков выведены из социальной и, что еще важнее, экономической жизни. Что ведет к дальнейшему обнищанию и криминализации этих районов, и так бремени для более развитых соседних территорий. Американцы, отбывшие тюремное заключение, за свою жизнь зарабатывают в среднем на 42% меньше. Статистика показывает, что в среднем около одного миллиона детей постоянно лишены одного из родителей, находящегося в этот момент в тюрьме. Безусловно, это не способствует воспитанию из этих детей законопослушных членов общества. Примерно у 10% чернокожих детей отцы сидят в тюрьме.

Социальные проблемы, связанные с заключением, тяжелее всего отражаются опять-такина чернокожих американцах. По некоторым сведениям, каждый пятый из чернокожих мужчин, родившихся между 1965−м и 1969 годом, отбыл хотя бы один срок заключения еще до того, как достиг 35 лет. Среди представителей этой группы, не имеющих высшего образования, в тюрьме побывал каждый третий, среди не имеющих среднего образования — 60%. В два раза больше представителей этой возрастной группы оказались в тюрьме раньше, чем окончили вуз.

Политические манипуляции

Высокая численность заключенных часто становится предметом политической полемики, особенно на уровне местных сообществ и штатов. Либералы выступают с требованиями смягчения системы наказаний. В 2000 году, во время президентских выборов, результат которых до сих пор вызывает споры, сотни тысяч афроамериканских избирателей из числа бывших заключенных во Флориде были лишены права голоса. Афроамериканцы, тем более из неблагополучных социальных групп, традиционно поддерживают демократов, а ДжорджБуш-младший опередил Альберта Гора на голосовании во Флориде, решившем исход национальных выборов с минимальным перевесом голосов. Можно утверждать, что это нарушение политических прав заключенных изменило ход американской, а может быть, и мировой истории. Все произошло в результате нескольких нарушений, допущенных властями, при трактовке и исполнении и без того строгого в отношении бывших заключенных местного законодательства.

Специалистами отмечены и другие нарушения, связанные с ограничением участия заключенных в голосовании. Например, зачастую власти штатов помещают тюрьмы в пригородные районы, населенные белокожими американцами с относительно высоким уровнем дохода. При этом заключенных учитывают не по месту рождения и проживания, а по месту заключения. Такая политика позволяет властям штатов менять границы избирательных округов, фактически сокращая представительство городских округов и районов, населенных меньшинствами. Например, нивелируются голоса избирателей городских районов, населенных чернокожими, так как такое же политическое представительство получают меньшие по количеству жителей пригородные районы, населенные белыми.

В районы, где находятся тюрьмы, направляются дополнительные бюджетные субсидии, которые обосновываются количеством проживающих, в то время как заключенные, даже если находятся в этих районах долго, воспользоваться результатами такого субсидирования по понятным причинам могут далеко не всегда.

По некоторым оценкам, во время переписи 2010 года два миллиона заключенных будут опрашиваться переписчиками по месту заключения. И это несмотря на то, что законы большинства штатов не считают тюремную камеру местом жительства. Если бы при переписи не учитывались отбывающие наказание в соответствующих штатах заключенные, то, например, в штате Нью-Йорк семь округов на выборах сенаторов штата не соответствовали бы требованиям минимального количества жителей для выделения избирательного округа. В Техасе подобное диспропорциональное территориальное представительство во время выборов властей штата в двух округах, такая же картина во Флориде. В Иллинойсе население 11 избирательных округов без учета заключенных не соответствует минимальным требованиям для выделения избирательного округа.

Говоря же в целом, схожие проблемы наблюдаются практически в каждом из пятидесяти американских штатов. Перепись населения не учитывает также и то, что срок заключения может закончиться буквально через несколько дней после опроса, тогда как по документам человек будет числиться в тюрьме следующие десять лет. Соответственно, искаженная электоральная карта может влиять на два электоральных цикла.

Новое рабство

Региональные, местные и федеральные власти США пытаются решать проблему растущих расходов на содержание заключенных за счет приватизации тюрем. Приватизация началась в 1980−е годы, пика этот процесс достиг в конце 1990−х. В 264 частных коррекционных учреждениях сегодня содержится около 99 тыс. человек. Самые крупные компании — Коррекционная корпорация Америки (CCA) и корпорация ГЕО (в прошлом известная как «Уокенхат»). На долю этих компаний приходится 75% рынка. Частные тюрьмы получают от государства определенные суммы на каждого заключенного вне зависимости от того, сколько стоит его содержание. Таким образом, задача тюремного бизнеса — создать такой механизм и режим охраны, чтобы как можно меньше использовать труд охранников. В одной из ультрасовременных тюрем ССА охраной 750 заключенных занимаются пять служащих.

Сторонники частных тюрем приводят многие аргументы в пользу этих учреждений. Так, сотрудники обычных тюрем, как правило, являются членами сильных профсоюзов бюджетных работников, что значительно затрудняет их увольнение, даже если в тюрьмах сокращается число заключенных. Кадровая политика частных тюрем с этой точки зрения может быть гораздо гибче. Правда, при этом существует угроза, что, стремясь сократить расходы на рабочую силу, частные тюрьмы рискуют пожертвовать безопасностью.

В связи с приватизацией тюрем правозащитники обращают внимание на стремление собственников и операторов получить прибыль за счет использования дешевого труда заключенных и сократить расходы на их содержание, что ведет к нарушению прав заключенных и ухудшению условий их содержания.

Тюремный труд правозащитники называют новой формой рабства. Оплата труда заключенного составляет 25 центов в час (в некоторых штатах 17 центов). В тюрьмах, в отличие от производственных компаний, не может быть и речи о забастовках, профсоюзной деятельности, отпусках, больничных. Стремление заработать деньги способствует увеличению сроков заключения, применению к подсудимым более строгих наказаний, усилению лоббистской активности корпораций, привлекающих труд заключенных. Десять лет назад в США было всего пять частных тюрем, в которых содержалось 2 тыс. заключенных. По оценкам экспертов, в следующем десятилетии их число составит 360 тысяч.

Сегодня тюремная индустрия США выпускает 100% всех военных касок, форменных ремней и портупей, бронежилетов, идентификационных карт, рубашек, брюк, палаток, рюкзаков и фляжек для армии страны. Помимо военного снаряжения и обмундирования тюрьма производит 98% от рынка монтажных инструментов, 46% пуленепробиваемых жилетов, 36% бытовой техники, 30% наушников, микрофонов, мегафонов и 21% офисной мебели, авиационное и медицинское оборудование и многое другое. Заключенные занимаются даже дрессировкойсобак-поводырей для слепых.

Как минимум 37 штатов легализовали использование труда заключенных частными корпорациями, которые организуют производство внутри тюрем. В список этих корпораций входят IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, AT&T, Wireless, Texas Instrument, Dell, Compaq, Honeywell,Hewlett-Packard, Nortel, Lucent Technologies, 3Com, Intel, Northern Telecom, TWA, Nordstrom’s, Revlon, Macy’s, Pierre Cardin, Target Stores и многие другие.

В связи с неравномерным распределением тюрем и заключенных по территории страны появилось такое явление, как торговля заключенными на длительные сроки. ССА подписала ряд договоров с шерифами бедных округов о строительстве тюрем на правах раздела прибыли. Округ получает дотации на содержание заключенного и создание тюремных мест, одновременно инвестиции осуществляются за счет крупных компаний, заинтересованных в дешевой рабочей силе. Соответственно, происходит перемещение заключенных из одних тюрем в другие, при этом посредники получают комиссионные. По сути, процесс перемещения заключенного ради его блага превращается в куплю-продажу в интересах бизнеса.

Широкий резонанс имела история в штате Пенсильвания в 2008 году. Тогда стало известно, что двое судей за взятки, получаемые от владельцев двух частных тюрем для малолетних преступников, назначали осужденным максимально строгие приговоры, чтобы гарантировать наполнение этих двух тюрем. Общая сумма взяток составила 2,6 млн долларов. Не исключено, что в этой истории имеют место интересы корпораций, стремящихся развить производство за счет дешевой рабочей силы.

В некоторых штатах проблема перенаселенности тюрем отличается особенной остротой и напрямую связана с проблемой бюджетных дефицитов или фактического банкротства штатов. Пример такого штата — Калифорния. Печальную известность имеет Центральная мужская тюрьма Лос-Анджелеса, которая была учреждена почти пятьдесят лет назад и рассчитана на 3 тыс. мест. В настоящее время в ней содержится более 5 тыс. заключенных, большинство в ожидании суда. Многие проводят в этой тюрьме месяцы, так как не могут позволить себе освобождение под залог.

Совершенно очевидно, что в обозримой перспективе ситуация в пенитенциарной системе США будет ухудшаться, оказывая негативное влияние на политическую и экономическую жизнь, обостряя отношения между расовыми и этническими группами американского общества.

«Эксперт» №26 (711), 5 июля 2010

Читайте також:

Інтерв’ю з Лоїком Ваканом: «Розгортання карної держави націлюється на стигматизоване населення»

Контрольоване місто на Заході (Олексій Вєдров)

Спільне: журнал соціальної критики, №1: Криміналізація соціальних проблем

Поділитись