World

О РОЛИ США В КРИЗИСЕ (2)

4328

Учитывая особую роль США в возникновении и развитии современного кризиса, представляется необходимым более подробно рассмотреть процессы, происходящие в самом сердце глобального капитализма.

На долю Соединенных Штатов, где проживает 5 % населения планеты, приходится 40 % потребляемых ресурсов, – и это, собственно, говорит об их месте в мировой экономике всё. Пальма первенства принадлежит США не только в потреблении (его удельный вес в ВВП страны до кризиса был равен 70 %), но и в производстве товаров, мировой торговле. Доллар до сих пор – главная мировая валюта. Основная масса ТНК и международных банков находится в этой стране. Штаты занимают ведущее место по военному потенциалу, а также продаже оружия третьим странам и т.д. и т.п.

США задают тон в развитии глобального капитализма, диктуя свои условия другим государствам в различных международных структурах (МВФ, МБРР, ВТО, ОЭСР, G-8, G-20).

США лидировали в политике неолиберализма, дали ей название «рейгаэкономика». Именно американцы показали пример в сокращении реальных доходов трудящихся в навязывании им различных форм потребительского кредита, создавая тем самым иллюзию процветания и благополучия. Однако за фасадом общества изобилия подчас скрываются не только неслыханная роскошь, но и ужасающая нищета. Разве не парадокс, что в самой богатой стране мира в 2008 году 28 миллионов граждан пользовались продовольственными талонами? Или то, что десятки миллионов граждан не имеют доступа к медицинским услугам? Или то, что миллионы взрослых американцев функционально неграмотны? Или то, что миллионы нелегальных иммигрантов по существу являются рабами? Или то, что США опережает все страны по числу преступлений? Пожалуй, ни в одной стране мира не существует такой пропасти между богатыми и бедными. По данным журнала Forbes, 45 % в списке богатейших людей планеты – граждане США, которые владеют более чем 40 % состояния клуба миллиардеров, оцененного в 2,4 триллиона долларов. И в этом нет ничего удивительного: 96 % доходов в США попадает в руки 10 % богатейшей части общества.

Всё это – неизбежные спутники капиталистического способа производства, а США являются его эталоном.

Что же касается кредитного бума 1980–2000-х, то к 2007 году общая задолженность пользующихся кредитом возросла до 48 триллионов долларов против 11 триллионов в 1987 году, то есть за 20 лет увеличилась более чем в 4 раза! Американцы практически разучились делать сбережения, настолько они верили в незыблемость своей экономики, полагаясь на дешевые кредиты (в мае 2008 года норма сбережений в бюджетах домохозйств составляла мизерную цифру – 0,3 %, увеличившись в ходе кризиса до 5 % в 2009 году).

Даже по мировым меркам «пузырь» ипотечного и других видов потребительского кредита в США к началу катастрофического обвала раздулся до гигантских размеров. И когда разразился ипотечный кризис, который вызревал на протяжении последних двух десятилетий, это повлекло за собой трагедии миллионов американских семей. Только в 2008 году за невыплату ипотечных взносов в стране было изъято более 1 миллиона домов. А в третьем квартале 2009 года 937 840 владельцев ипотечных домов получили уведомления от кредиторов о грядущем изъятии домов в счет погашения долга. Причем показатели июля-августа на 5 % превысили уровень второго квартала и на 23 % – цифры третьего квартала 2008 года. Всего потеря дома грозит 10 миллионов семей. И вообще недвижимость была и остается ахиллесовой пятой американской экономики.

Торговые сети и небольшие магазины из-за сокращения платежеспособного спроса начали массовую распродажу нереализованных товаров по сниженным ценам. Тем не менее, к середине 2009 года объем продаж в крупнейших магазинах и супермаркетах снизился на 28 %!

Миллионы работников с началом кризиса пополнили армию безработных, удельный вес которых в трудоспособном населении уже достиг 10 %, то есть возрос в 2 раза против 2007 года, когда он составлял 5 %. Есть все основания считать, что 10-процентный рубеж будет превышен. С декабря 2007 года по июль 2009 года, по данным Министерства труда США, без работы осталось около 7 миллионов американцев. Барак Обама, выступая в штате Мичиган, где уровень безработицы достиг 14 %, предупредил американцев: «Это тяжелая правда, но часть рабочих мест, которые были потеряны в автомобильной промышленности и других отраслях, уже не вернутся. Они стали жертвами экономики». Хорошо, когда президент страны говорит народу правду, только он напрасно валит вину на экономику – виновата общественная система, такую изуверскую экономику породившая.

В обстановке глубокого кризиса американцы не могут не нервничать. Сегодня бюджет жителей США складывается следующим образом: 31 % уходит на оплату жилья, 19 % расходуется на транспорт, 13 % – на питание, 10 % – на оплату страховок и отчисления в пенсионный фонд, по 5 % – на оплату коммунальных услуг и развлечения. У многих американцев не получается копить. 26 % жителей США не в состоянии отложить ни цента на будущее, 19 % могут отложить на будущее менее 5 % от зарплаты. 25 % хранят «в чулке» 5–10 % своих доходов, 13 % – 10–15 % доходов. Лишь каждый десятый американец откладывает на «черный день» более 15 % своих доходов. Как утверждает главный экономист по американским рынкам Джошуа Шапиро, значительная часть населения США в результате кризиса практически осталась без денег. Только за 2008 год американцы обеднели на 11 триллионов долларов, потеряв 18 % своего состояния. Об этом сообщило Министерство финансов США. Совокупные потери американских семей оказались самыми большими со времен Второй мировой войны. А американские экономисты прогнозируют дальнейшее падение доходов населения. К августу 2009 года американцы сократили свои расходы на 40 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.

В долгах, как в шелках, не только значительная часть рядовых американских домохозяйств, но и само государство. К началу нынешнего кризиса государственный долг США достиг почти 10 триллионов долларов, а консолидированный долг всех субъектов страны составил 40 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что в 2007 году мировой ВВП был равен 61 триллиону долларов. Дефицит счета текущих операций платежного баланса в 2007 году составлял 7 % ВВП страны. Свой весомый вклад в образование дефицита государственного бюджета вносят и войны, ведущиеся в Ираке и в Афганистане. Чтобы как-то сводить концы с концами, правительство США вынуждено ежегодно привлекать 400–500 миллиардов долларов заемных средств через продажу долгосрочных облигаций ФРС.

С приходом к власти Барака Обамы, несмотря на его обещания содействовать половинному сокращению дефицита государственного бюджета, проект нового бюджета на 2010 год, который начался с 1 октября 2009 года, предусматривал дефицит в 1,17 триллионов долларов (против 1,42 триллиона в 2009 финансовом году); примечательно, что Пентагону планировалось выделить 533,7 миллиардов долларов с ростом на 4 %. И это несмотря на громогласное заявление Обамы о необходимости укреплять финансовую дисциплину в ВПК. Президент США сказал: «Вы все слышали эти истории про контракты без тендеров, которые стоят миллиарды налогоплательщикам и обогащают подрядчиков. Все эти экзотические проекты, которые выбиваются на годы из графиков и не вписываются в бюджеты на миллиарды. Все эти лоббисты, проталкивающие оружие, которое не нужно армии. Эти траты недопустимы – это оскорбление нашим гражданам и армии». Правильные слова, с одной стороны – и 4-процентный прирост затрат на военные расходы, с другой стороны. Такое несоответствие слов и дел можно назвать только демагогией.

Барак Обама, вступив в должность президента, выдвинул свой антикризисный план на сумму 787 миллиардов долларов, одобренный позднее Конгрессом США (в дополнение к деньгам, выделенным предыдущей администрацией). План предусматривал выделение 212 миллиардов долларов на налоговые субсидии для бизнеса и физических лиц, 267 миллиардов долларов – в виде прямых бюджетных вливаний и 308 миллиардов долларов – в виде бюджетных ассигнований, предназначенных на модернизацию инфраструктуры и научные разработки.

Помимо президентского плана спасения экономики страны, Министерство финансов США предложило свою программу, согласно которой предполагается выделить еще 2 триллиона долларов.

Как эксперты оценили эти планы?

Профессор экономики Принстонского университета, нобелевский лауреат 2008 года в области экономики Пол Кругман изложил свою позицию в New York Times. Он, в частности, заметил, что не стоит считать биржевых инвесторов финансовыми гениями; они действуют вслепую, как и большинство рядовых участников экономического процесса. П. Кругман считает, что истинную цену планов правительства США отражает реакция на него кредитных рынков, а точнее, отсутствие этой реакции. План Тимоти Гайтнера (министра финансов) ничем не отличается от плана администрации Буша-младшего, полагает профессор. Та же покупка «токсичных» активов в надежде, что это разморозит рынки. В заключение статьи он пишет: «Невоздержанность прошедших лет дает себя знать, и вряд ли проблему можно решить, просто настроившись на позитивный лад и подкрутив пару винтиков в огромном финансовом механизме». Кстати, нет ничего удивительного в том, что Т. Гайтнер проводит по существу политику, мало чем отличающуюся от неолиберализма. Ведь он вместе с Аланом Гринспеном создавал систему деривативов – производных ценных бумаг от других ценных бумаг.

Специальная комиссия, созданная Конгрессом для надзора за выполнением антикризисных планов правительства, возглавляемая профессором Гарвардской школы права Элизабет Уоррен, отметила, что власти уже выделили или зарезервировали для борьбы с последствиями кризиса более 4 триллионов долларов, но добились пока в лучшем случае лишь «смешанных» результатов. Комиссия высказала мнение, что упорядоченное банкротство финансовых институтов «под надзором соответствующих органов регулирования» – это «более понятная стратегия выхода» из нынешней ситуации, чем «дрейф к постепенному установлению правительственного контроля». Таким образом, и комиссия Конгресса присоединилась к мнению воротил Уолл-Стрита. С мнением комиссии согласился и Джордж Сорос, который полагает, что спасение банков-гигантов за счет многомиллиардных бюджетных вливаний неэффективно и истощает экономику США, и сравнивает поддерживаемые государством финансовые учреждения с зомби. «Мы имеем зомби-банки, позволяя им поглощать жизненную энергию других банков, всей экономики», –заявил Д. Сорос в эфире CNN-money. Кстати, в 2009 году обанкротились уже 101 финансово-кредитная организация, что в четыре раза больше, чем в предыдущем году. А всего в списке проблемных банков числится свыше 400 банков с общим активом в 300 миллиардов долларов.

Миллиардер Уоррен Баффет в марте 2009 года высказал мнение, что «с американской экономикой все будет в порядке через пять лет, хотя мне хотелось бы, чтобы это произошло раньше». Нынешнее состояние страны У. Баффет охарактеризовал как «экономический Перл-Харбор». Кризис, по его мнению, посеял в американцах страх, лишив доверия к государству и бизнесу, о чем свидетельствуют изменившиеся привычки жителей США, которые начали экономить абсолютно на всем.

Если согласиться с прогнозом У. Баффета, что американская экономика восстановится через пять лет, то есть к 2014 году, то, согласно статистике кризисов, показывающей устойчивый средний десятилетний цикл, то американцам предстоит прожить только три-четыре спокойных года, чтобы затем вновь испытать очередной «Перл-Харбор». Замечательная перспектива!

У. Баффет считает, что растущий долг можно рефинансировать только тремя способами: заняв средства за рубежом, заняв их у собственного населения или включив печатный станок и запустив круговорот необеспеченных денег. Он скептически оценивает возможности займа у населения. Что же касается заимствования денег за рубежом, то он его считает вполне возможным, однако замечает при этом, что страны и целые компании предпочитают приобретать американские акции и недвижимость, чем скупать долларовые бонды. Таким образом, Баффет не видит другой реальной возможности, как покрыть дефицит государственного бюджета за счет печатания «зеленых», причем печатным станкам придется работать сверхурочно.

К чему может привести такая практика? Внутри страны – только к инфляции. Тиражирование долларов может выйти из под контроля, как это случилось с ипотечным кредитованием. Именно эта возможность отпугнула сенатора Джада Грегга от поста министра торговли в администрации Барака Обамы. Он усомнился в экономической политике нового президента и в будущем доллара. По мнению Д. Грегга, масштабные траты на спасение экономики могут привести к хроническому дефициту, а это, в свою очередь – к падению стоимости гособлигаций на внутреннем и внешнем рынках. Естественным результатом станет ослабление доллара и даже банкротство.

Представляются весьма интересными мысли, высказанные Нуриэлем Рубини и Яном Баммером о деятельности ФРС в условиях настоящего кризиса. Они пишут, что ФРС должна извлечь уроки из роковых ошибок, допущенных ею после кризиса 2001 года. Ошибки заключались в том, что ФРС повышала ставку слишком медленно, порциями по 0,25 % с лета 2004 года до лета 2006-го, когда ставка достигла пика на уровне 5,25 %. Именно в этот период слишком медленной нормализации и стали созревать «пузыри» в жилищном, ипотечном и кредитном секторах. Рубини и Баммер призывают ФРС на этот раз отказаться от экстраординарного смягчения денежно-кредитной политики. В то же время они предупреждают: «…если устранить бюджетные и монетарные стимулы слишком рано, есть риск спровоцировать дефляцию. Если же сделать это слишком поздно, то мы можем рано или поздно столкнуться с бюджетным кризисом и рецессией, которую будут сопровождать инфляция…» Многие аналитики считают, что на международном рынке массы долларов уже слишком много из-за того, что их напечатано сверх всякой меры, чтобы справиться с кризисом внутри Соединенных Штатов (боязнь увеличивать пресс налогов на корпорации и население) и в силу этого долларовые инструменты в мире стали слишком низкими. Курс доллара по отношению к евро постоянно снижается, и пока тенденция его обесценения не преодолена. Эксперты предсказывают доллару 20-процентное падение в долгосрочной перспективе.

А пока США в международном плане вполне устраивает статус-кво, поскольку означает продолжение поддержания их мощи, в частности, за счет остального мира. И американские руководители будут делать все возможное и невозможное, чтобы сохранить свою лидирующую роль в мире. Обама, прибыв в Лондон на встречу глав-государств G-20, прямо заявил: «Я прибыл сюда не только слушать и изучать (проблемы), но и обеспечивать американское лидерство». Ту же мысль он повторил на встрече в Питтсбурге в сентябре 2009 года. И это не пустые слова, а четко сформулированная политическая цель. Другое дело, насколько эта цель достижима в предстоящие десятилетия XXI века.

Рабкор.ру

Share