Жизнь пожилых людей в Украине всегда была непростой. Однако с началом войны ситуация усугубилась еще больше, особенно учитывая стремительный рост цен и инфляцию. При этом людей больше волнует не столько удорожание жизни, сколько риск лишиться даже тех скромных выплат и субсидий, которые они получают на сегодняшний день. Бесспорно, социальные статьи бюджета являются защищенными, и государство предпринимает меры по своевременной выплате зарплат, пенсий и социальной помощи. Однако делать это с каждым месяцем все труднее.
В реальных условиях
Финансовая ситуация в Украине продолжает ухудшаться. По данным Министерства финансов, доходы общего фонда госбюджета в сентябре снизились до 156 млрд грн, в то время как в августе они были выше на 30%, а в июле на 8%. Несвоевременно поступает и международная помощь. По словам главы Министерства финансов Сергея Марченко, в августе Украина получила 4,7 млрд долл., а в сентябре — 2 млрд долл. В то же время, по информации The Wall Street Journal, налоговые поступления в Украине покрывают всего 40% государственных расходов, из которых большая часть уходит на оборону.
Кроме того, стране по-прежнему не хватает газа, который придется импортировать почти по 100 грн за кубический метр, в то время как теплокоммунэнерго продают газ населению по 7,4 грн за куб, заявил в Facebook глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко. Добавим к этому систематические обстрелы энергетической инфраструктуры, являющейся жизненно важной для страны и на восстановление а также защиту которой требуются огромные средства.
Таким образом, в преддверии отопительного сезона государство оказалось в трудном положении. И далеко не факт, что в этих условиях в бюджете найдется достаточно средств на социальные расходы. В итоге все рискует закончиться социальным дефолтом, когда государство более не способно выполнять своих социальных обязательств.
Впрочем, опрошенные нами экономисты не верят в чрезмерно пессимистические сценарии развития событий, утверждая, что на социальные статьи правительство обязательно изыщет средства. В то же время экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ в комментарии «Спільне» акцентировал внимание на проблеме индексации пенсий, поскольку сейчас не ясно, будет ли этот процесс своевременным, и будет ли соответствовать уровню инфляции.
Но если все же предположить наихудший сценарий?
«В этом случае социальные расходы будут остановлены. Образуется задолженность по пенсиям и зарплатам. Либо же государство уйдет в жесткую эмиссию и все начнет обесцениваться, как это было у нас в 1992-1993 гг. (речь о гиперинфляции — авт.) Остается надеяться, что социальные выплаты все же не остановятся», — рассказал нашему изданию заслуженный экономист Украины Алексей Плотников.
Сомнительная поддержка
Между тем уровень жизни большинства украинцев продолжает ухудшаться. Средняя зарплата практически не изменилась, а во многих сферах и вовсе сокращается. Растет безработица. Но если трудоспособным гражданам приходится непросто, что говорить о пенсионерах, которые немалую часть своих сбережений тратят на медикаменты, подорожавшие в этом году на треть. В то же время средняя пенсия в Украине составляет 4,5 тыс. грн, причем из 10,7 млн граждан, имеющих право на данный вид выплат, пенсии в размере 2-3 тыс. грн получают 4,6 млн человек.
Добавим, что многие пожилые украинцы вынуждены также тратить часть пенсии на оплату коммуналки, поскольку субсидия ее полностью не покрывает. Так, одинокая 70-летняя киевлянка Розалия Кукилко, инвалид второй группы, рассказала нашим журналистам, что в прошлом году на оплату коммунальных услуг с учетом субсидии она доплачивала 150 грн, а в нынешнем году — 700 грн. И это при пенсии 2,7 тыс. грн. В кредиты вынуждена была влезть и 65-летняя жительница закарпатского поселка Солотвино Мария, которой нужно на зиму дров на 13 тыс. грн, в то время как субсидия покрывает ей лишь 5 тыс. грн. История женщины нашла отражение в петиции к президенту Украины. И подобных случаев в стране — масса.
В то же время на временно оккупированной части Запорожской области украинцы сообщают, что не получают пенсий с весны. Об этом «Спільне» рассказала местная жительница, 38-летняя Александра Сущенко (имя изменено).
«Маме четвертый месяц пенсии не начисляют. В итоге были вынуждены взять две российские пенсии по 10 тыс. рублей, на которые купили продуктов, бензин, газ, лекарства. Да, может это и неправильно, но иного выхода не было. Иначе мы бы сидели без денег. Живем в селе, я не зарабатываю, так как мой бизнес на паузе. В то же время Украина почему-то не спешит начислять пенсии. Мы и карточку ПриватБанк оформили еще месяц назад, но денег на ней до сих пор — ноль», — рассказала женщина.
Эти, а также многие другие подобные примеры говорят о том, что большинство украинцев на собственном опыте сталкивается с бессистемным решением социальных проблем, требующих государственного участия. А потому многие граждане сегодня не питают иллюзий относительно социальной поддержки в случае, если ситуация в стране усугубится еще больше.
Проекты и планы
Социальная политика в Украине у многих вызывает обоснованное негодование из-за системного сокращения финансирования социалки. Вот так выглядела динамика расходов на социальную сферу с 2017 года по 2021-й.
Также стоит вспомнить пенсионную реформу, начатую в 2011 году. В результате был повышен пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет. Также повышен страховой стаж для обоих полов, составляющий сегодня 29 лет, и который в 2028 году повысится до 35-ти. В то же время, по словам директора Института демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины Эллы Либановой, продолжительность жизни в Украине за 30 лет практически не изменилась.
Как видим, огромные проблемы в социальной сфере существовали годами, и частично были вызваны нелепыми попытками неолиберальных реформ. А в условиях войны система в итоге может рухнуть.
Обоснованное неодобрение вызывает и внедряемая сегодня накопительная система, так называемый второй уровень пенсионного обеспечения. В результате граждане получат дополнительный груз на зарплаты в виде обязательных ежемесячных страховых взносов до 7%. В то же время инвестировать страховые взносы предлагается по нескольким направлениям, основными из которых являются — облигации внутреннего государственного займа и ипотечный рынок. То есть государство, благодаря дополнительным взысканиям с зарплат граждан, будет решать свои проблемы. Деньги же будут инвестироваться в направления, на которые не хватает средств и которые носят спекулятивный характер.
Главная опасность заключается в изменении идеологии пенсионного обеспечения. Пенсию планируется преподнести не как общественное достояние, а как результат успешных инвестиций, которые к тому же в украинских реалиях попросту окажутся под угрозой регулярного «сгорания». В итоге человек не будет иметь пенсионных накоплений и, соответственно, пенсии. Добавим, что в 1990-е в странах Центральной и Восточной Европы были введены накопительные пенсии, которые в результате не привели к ожидаемым результатам и не обеспечили население достойными выплатами.
Что касается нынешней солидарной системы пенсионного обеспечения, то она действительно находится в кризисе из-за того, что собственный доход Пенсионного фонда не покрывает финансируемых расходов на пенсии. При этом следует напомнить, что государство может изыскивать средства и с других источников. Об этом говорится в статье 46 Конституции Украины о праве граждан на социальную защиту, а также на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности. Данное право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет: страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
Вызывают вопросы и цели, которые продвигает Министерство социальной политики Украины. В планах на 2021-2022 гг. заявлялось о пересмотре выделения денежной помощи социальным категориям граждан, которая, по мнению чиновников министерства, не стимулирует людей искать работу. А из-за якобы потребительского отношения малообеспеченных к государственной помощи, ежегодно возрастают расходы на нее.
Нынешняя глава Минсоцполитики Оксана Жолнович продвигает идею массового привлечения общественных организаций для оказания социальной помощи пенсионерам и малоимущим гражданам, которые бы конкурировали с государственными службами. В итоге вырисовывается ситуация, при которой государство планомерно уходит из социального сектора, замещая его бизнесом и неправительственными организациями.
Есть, впрочем, инновационные проекты, заслуживающие внимания. Речь о базовом доходе для каждого пожилого украинца, который бы люди получали помимо пенсионных начислений. Об этом незадолго до своей отставки в июле заявляла бывшая руководитель Минсоцполитики Марина Лазебная. Но вопрос в реализации. По мнению экономистов, внедрить такую идею возможно при условии, что государство в состоянии свободно распоряжаться своим бюджетом. Но Украина пока набирает все новые долги и с большим трудом платит по старым.
Как выжить?
Что думают о своем будущем обычные пенсионеры? Еще на начальном этапе войны некоторые пожилые люди в личной беседе с нашими журналистами признавали, что они готовились к возможным задержкам пенсий и к росту цен. Вот только возможности у каждого разные. 72-летняя Ирина и 66-летний Андрей Бондаренко живут в одном из сел Калиновского района Винницкой области. На двоих получают 4,7 тыс. грн пенсии. Оба не работают. Обязательные ежемесячные расходы семьи: электроэнергия, молоко, хлеб, яйца. На это уходит — около 2 тыс. грн.
«В течение последних лет мы делали запасы круп, муки, закупили подсолнечное масло. Есть своя консервация. Также есть запас дров. Если цены вдруг удвоятся, что ж, без молока и яиц мы обойдемся. Будем покупать хлеб и платить за свет», — рассказал Андрей. Мужчина также отметил, что даже при наихудшем развитии событий, сельский пенсионер все равно сможет держаться на плаву благодаря приусадебному хозяйству.
Что касается пенсионеров, живущих в городе, то ситуация здесь гораздо сложнее. Розалия Кукилко рассказывает, что сегодня не может позволить себе ни фруктов, ни овощей. Если в прошлом году продавцы на рынке в Киеве отдавали ей бесплатно подпорченные продукты, то теперь каждый пытается их продавать.
Розалия Ивановна говорит, что ее сильно выручают родственники, которые иногда передают из села овощи и консервацию. Гуманитарную помощь пенсионерка от волонтеров и международных организаций не получает с начала лета. Помощь от Центра предоставления административных услуг ей не положена, так как со слов женщины, выдают ее лишь переселенцам и инвалидам первой группы. Розалия Ивановна уверена, что если цены на продовольствие поползут вверх либо будут задерживать пенсии, то ей и таким как она столичным пенсионерам просто не выжить.
Рука помощи
Улучшить материальное положение пенсионеров помогло бы значительное увеличение пенсионных выплат. Но в нынешней ситуации это кажется нереальным. Экономист Алексей Кущ считает, что властям следует пересмотреть подходы решения социальной проблемы. В частности, философию: первичные — налоги, а вторичное — государственные расходы, нужно перестроить в точности до наоборот.
«В мире используется практика: первичные госрасходы, а затем налоги, то есть, вначале государство тратит средства, а потом возвращает их через стимулирование экономики в виде налогов. Таким образом функционирует модель циркуляционной экономики», — рассказал он.
Экономист предлагает использовать таргетный инструмент в социальной политике. Идея заключается в выплате дополнительных пенсий раз в квартал всем пенсионерам, которые получают средние пенсии и ниже.
«Это, с одной стороны, поддержало бы граждан, а с другой — люди больше приобретали социальных товаров и услуг, которые как раз производятся малым и средним бизнесом. То же касается других социально-уязвимых категорий граждан», — рассказал Алексей Кущ. Необходимые средства для выплат эксперт видит в эмиссионных источниках Нацбанка.
В то же время экономист считает необходимым пересмотреть подходы с градацией социальных выплат, сделать их более гибкими. Так, в случае с переселенцами, должна оказываться одна программа помощи, а гражданам, проживающих в зоне боевых действий — другая. И так по всем категориям, не отменяя при этом действующих программ.
Некоторые социологи указывают на необходимость обеспечить пенсионеров работой. Есть немало людей пенсионного возраста, готовых трудиться, однако сделать это им крайне сложно из-за отсутствия вакансий. В этом случае государству следует инициировать разного рода программы, привлекать бизнес, организовывать трудоустройство.
Но самым главным является то, что для реализации этих и других инициатив требуется системный подход. Это ключевой момент. Именно государство с его бюджетом должно разработать и финансировать меры по оказанию всесторонней поддержки всем группам населения. Но в Украине этот процесс во многом сброшен на органы местного самоуправления, у которых для этого как правило нет соответствующих средств.
Некоторые местные администрации не знают каким образом оказывать системную помощь уязвимым категориям граждан либо не ставят это своей приоритетной задачей. Хотя именно на местах можно оперативно выявить маломобильные лица, которые находятся в тяжелом материальном положении, нуждаются в уходе или другой помощи. И тому есть положительные примеры.
29-летний председатель Новодмитровской объединенной территориальной общины в Черкасской области Артем Кухаренко считает, что пожилым людям, помимо финансовой поддержки, не хватает внимания. По словам молодого человека, во всех 17 селах 11-тысячной общины местные власти самостоятельно проявляют инициативу и помогают каждому пенсионеру оформить субсидию, не дожидаясь обращений. Также глава ОТО требует от сотрудников социальных служб постоянно докладывать о людях, нуждающихся в социальной поддержке.
Впрочем, каждый житель может это сделать напрямую, так как мобильный телефон Кухаренко, а также мобильные телефоны всех его замов и старост, есть в открытом доступе на сайте общины. Артем Кухаренко, который, кстати, являлся самым молодым главой сельсовета в Украине, став им в 23 года, считает, что коммуникация власти с местным населением является важным фактором в жизни общины. Это дает возможность оперативно оказывать поддержку гражданам (при условии наличия средств в бюджете).
«В каждом населенном пункте у нас есть уполномоченные лица, в обязанности которых входит оказание социальной поддержки пенсионерам. Не забываем поздравлять бабушек и дедушек с днем рождения. Юбиляров поздравляем отдельно подарками. Также в домах культуры для пожилых людей организовываем мероприятия, выслушиваем их проблемы, учим пользоваться смартфоном, оплачивать с его помощью коммунальные услуги и др.», — рассказал Кухаренко.
Что касается финансовой поддержки, то администрация Новодмитровской общины выполняет здесь скорее роль координатора. У многих пожилых людей, говорит Кухаренко, есть земельный пай, который они сдают в аренду агрохолдингам и местным фермерам. В случае, если пожилому мужчине или женщине срочно требуются деньги на лечение, администрация населенного пункта просит бизнес досрочно выплатить арендодателю всю сумму. Хотя это и не предусмотрено договором, бизнес идет на встречу.
В 30-тысячном городе Чортков Тернопольской области местная власть за счет фонда городского главы оказывает разовую поддержку в размере от 1 до 5 тыс. грн тем пенсионерам, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. В каждом случае ситуация изучается индивидуально. Также есть программы по выделению средств для лечения катаракты и других заболеваний. Об этом «Спільному» рассказал городской председатель, 36-летний Владимир Шматько.
«Программы есть. Все зависит от коммуникации и наличия информации в органах местного самоуправления. По одиноким людям мы знаем ситуацию, но есть те, кто вынужден выживать, при этом никогда за помощью не обращается», — рассказал градоначальник.
Шматько уверен, что социальная защита в каждой общине должна иметь надлежащий уровень. В то же время каждый руководитель понимает ситуацию по-своему.
«Кто-то считает, что деньги нужно выделять в первую очередь на строительство дорог и тротуаров. Кто-то — на парки и стадионы. Я уверен, что должно быть пропорциональное внимание ко всем ключевым проблемам общины и социальных групп. Есть вопросы образования и культуры, инфраструктуры, социальной защиты. Общины имеют право принимать любые решения, определенные законодательством. Было бы желание, возможности и, естественно, обратная связь», — подытожил он.
Напоследок хочется подчеркнуть, что ситуация в стране вырисовывается сложной, с высокой вероятностью возникновения гуманитарной катастрофы даже в тех регионах, где не ведутся боевые действия. Чтобы этого не допустить, центральным и местным властям следует предпринять все меры для поддержки граждан, и в первую очередь украинцев преклонного возраста. Нужно понимать, что перед нами люди, которые создавали эту страну, лечили, учили, строили. А потому вправе рассчитывать на поддержку. И эта поддержка не должна являться инициативой отдельных административных объединений, а должна носить системный и солидарный характер.