Мистецтво

Марксизм и литературная критика

3604

В Свободном марксистском издательстве вышла книга Терри Иглтона “Марксизм и литературная критика”.

Терри Иглтон (1943) – по мнению газеты «Independent», самый влиятельный из ныне живущих литературных критиков Британии, крупнейший транслятор классического марксизма в современном англоязычном мире. Автор множества книг: «Критика и идеология» (1976), «Функция критики» (1984), «Уильям Шекспир» (1986), «Идеология эстетического» (1990), «Иллюзии постмодернизма» (1996) и др., романа «Святые и ученые» (1987), сценария к фильму Дерека Джармена «Витгенштейн» (1993). С октября 2008 – профессор кафедры английской литературы в Ланкастерском университете. «Марксизм и литературная критика» – первая книга Иглтона на русском. Она доступно рассказывает об основных направлениях и вопросах марксистской литературной критики 19-20 вв.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 2002 ГОДА

Эта книга была впервые опубликована в 1976 году, когда история Запада находилась на переломе. Эра политического радикализма перетекала в эру политической реакции, хотя я ещё не мог об этом знать. «Марксизм и литературная критика» взошла на ферменте революционных идей, который существовал с конца 60-х до середины 70-х. Но с нефтяным кризисом начала 70-х (именно тогда, по-видимому, и исчерпало себя мифологическое единство под названием «60-е») в экономике стран Запада уже начался резкий спад; и экономический кризис, результатом которого в Британии стал «тэтчеризм», – возвращение западного капитализма к своим истокам – повлёк за собой и жесточайшую атаку на рабочее движение, социальную сферу, демократию, жизненные стандарты рабочего класса и социалистические идеи. В Соединенных Штатах бывший третьестепенный актер с тупым правым сознанием въехал в Белый Дом. Деколонизационная волна, прокатившаяся от Азии до Латинской Америки в послевоенные годы, сошла на нет. Мир томился в тисках Холодной войны.

В течение нескольких лет после публикации культурный климат, напоивший книгу своими соками, полностью изменился. В литературных и критических штудиях на протяжении 1980-х преобладала теория, а марксизм все больше тяготел к феминизму, постструктурализму и, позже, постмодернизму. За эти тридцать лет произошел унизительный распад Советского блока, поставленного на колени внутренними проблемами, гонкой вооружений и экономическим превосходством Запада. Марксизм, как многим казалось, целиком и полностью отошел в небытие – свергнутый недовольными массами на Востоке, вытесненный правой политикой и социальными трансформациями на Западе.

Выходит, эта книга имеет чисто историческую ценность? Мне бы, конечно, не хотелось так считать по ряду причин. Во-первых, система, погибшая в Советском Союзе, была марксистской только в том смысле, в каком инквизиция была христианской. Во-вторых, марксистские идеи упрямо переживают марксистскую практику. Было бы нелепо полагать, будто озарения Брехта, Лукача, Адорно и Реймонда Уильямса потеряли свою ценность от того, что Китай повернул к капитализму или пала Берлинская стена. Как ни смешно, в таком подходе отразилось бы лишь то механистическое восприятие отношений между культурой и политикой, в котором так часто был повинен сам марксизм, вернее, его вульгарная версия. Марксистское критическое наследие в высшей степени богато и плодородно; его нужно оценивать по тому, насколько оно раскрывает произведение искусства, а не по тому лишь, реализуются ли его политические устремления на практике. Мы же не отвергаем, например, феминистскую критику на том основании, что патриархат до сих пор не уничтожен. Наоборот, именно поэтому ей и нужно заниматься.

Но нельзя сказать, и что ценнейшие достижения в культурном и литературном анализе – это всё, на чем держится марксизм. Стоит только посмотреть, насколько пророческим оказался Манифест Коммунистической партии. Маркс и Энгельс предвидели мир, в котором безраздельно правят силы глобализированного рынка, не заботясь об ущербе, который они приносят людям; мир, в котором невыносимо увеличился разрыв между богатыми и бедными. Повальная политическая нестабильность, противостояние разоренных масс интернациональной элите богатых и власть имущих. Вряд ли следует уточнять, что это не только мир средневикторианской эпохи, но и пугающе точное описание нашей глобальной обстановки. Массы, как предсказывал Маркс, не станут молча терпеть такое положение. Они и не терпят. Конечно, на острие сопротивления сегодня не рабочий класс, как предсказывал традиционный марксизм. В настоящее время отверженные мира сего это скорее исламские фундаменталисты, чем западные пролетарии, со всеми опасностями, которые из этого вытекают. Но общие очертания марксовской мысли полтора столетия спустя отнюдь не кажутся устаревшими; и если исламский фундаментализм это скорее симптом заболеваний глобального капитализма, чем их решение, значит, классическая альтернатива – социализм – как всегда насущна. Безусловно, фундаментализм занял вакуум, открывшийся в результате поражения левых. Если бы левым дали возможность исполнить свои обеты и предотвратить глобальную нищету, порождающую религиозный фанатизм, вполне возможно, Всемирный Торговый центр стоял бы сейчас на своем месте.

Марксизм в наше время, безусловно, пережил крупнейшее поражение в своей бурной истории. Но почему? Потому ли что система, которой он противостоял, изменилась до неузнаваемости, сделав его теории излишними? Нет, ровно наоборот. Система сегодня более могущественна и вездесуща, чем когда-либо – ведь бизнес идет своим чередом – и именно поэтому политические левые оказались неспособны сокрушить её. Некоторые из них сегодня каются и комфортно оправдывают свой провал якобы ошибочностью самих теорий.

Марксистская критика, конечно, сама по себе не может исправить положение. Но она, безусловно, есть часть системы, когда-то названной критическим материализмом, и утверждавшей, что мужчины и женщины живут в первую очередь всё-таки не культурой. Это, впрочем, совсем не умаляет значение последней; любая существенная политическая битва это, среди прочего, битва идей. Эта книга – вклад в борьбу на центральном направлении гуманитарных наук.

Перевод Кирилла Медведева

Вся книга в pdf

Страница Свободного марксистского издательства
http://www.pasolini.ru/fmp.html

Вперед

 
Поділитись