Війна, націоналізм, імперіалізм

Табор уходит в пекло: о поджогах, ненависти по этническому признаку и ромских семьях Русановских садов

04.06.2018
|
Рита Бондар
13704

Рита Бондарь

Что мы знаем о ромах как об этнической группе?  Откуда мы получаем информацию об их жизни и культуре? Большую часть рассказывают нам СМИ, популярный кинематограф, фольклор и даже наши родители, чаще всего способствуя созданию стереотипов и распространению мифов об этих людях.

Как может себе представить жизнь ромской семьи человек, черпающий сведения о ней только из популярных газет, онлайн-изданий и телеканалов? Его представление, скорее всего, будет иметь резко выраженную негативную окраску. Торговля наркотиками, гадания и кражи, антисанитария и отсутствие образования, постоянные миграции и поголовная причастность к криминальным действиям. Или же наоборот: роскошь ромских домов, горы золота и денег, пышные свадьбы — и все это, конечно, также благодаря кражам и наркоторговле.

Журнал «Правда народа» демонстрирует отношение киевлян к ромам на примере комментариев в Facebook:

С цыган не убудет, пусть научатся вести себя нормально среди людей!!!

 Покажите, кого они в жизни пожалели… тысячи обворованных, обманутых от детей до стариков и старух.

А кого пожалели цыгане, когда вытаскивают деньги, кошельки??? Они спросили, это последние деньги в семье или нет?

От грязи, порчи и болезней, негатива, вони и воровства нужно избавляться! Спасибо. 

Разровнять бульдозерами. Если будут упираться — давить. Похеру, мир только чище станет.

Другой занимательный комментарий публикует «РБК»:

Были на «Вокзальной» сегодня в 6.30. Было где-то четыре стаи этих животных, в каждой человек по 10—15. Разложились на полу, куча грязи… Я такого давно не видела. Были полицейские машины, но уверена, никого не спаковали. Гр*баный биомусор.

Нет никаких гарантий, что хотя бы одного из комментирующих хотя бы раз в жизни обокрал ром. Нет никакого обоснования и для агрессии комментаторки во втором примере.

Вывод как минимум из этих двух цитат делается очень легко: даже из числа не пострадавших от ромов находятся люди, готовые к радикальным действиям во имя «очистки мира». Многие уверенно заявляют о поголовной криминальности ромов, обобщая эту этническую группу собирательным словом «цыгане». Словом, которое очень давно получило негативную окраску. Нравится ли такое название самим ромам — это еще большой вопрос.После выражения «цыгане = бульдозерами разровнять» следуют слова «животные» и «биомусор», окончательно аннулируя в нашей памяти баллы победы над фашизмом.

 

 

Гонения и геноцид ромов в истории: законы и факты

Лингвистические и генетические исследования утверждают, что предки современных ромов мигрировали из Индии в период между VI—X веками нашей эры группой около 1000 человек. Известно, что они были подарены индийским падишахом шаху Персии в знак признательности. Самая популярная версия происхождения европейских ромов говорит, что они проводят в Персии около 300—400 лет, прежде чем одна из ветвей достигает Византии. Часть мигрантов остается на Ближнем Востоке. Таким образом, ромы Европы являются потомками ромов, обосновавшихся в Византии.

Уже начиная с XV века на ромские общины Европы обрушивается череда антицыганских законов. В книге «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов, Н. Деметер) авторы приводят примеры таких законов:

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.

Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймение раскаленным железом женщин и детей.

Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточен. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами (ромами*)». Уже в 1557 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.

Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве Австрийском предпочитали клеймить и так далее.

Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган женского и мужского пола старше 18 лет.

История XXI века тоже не без греха. 2010 год: депортация сотен ромов из Франции по инициативе официального правительства при поддержке президента Николя Саркози. Митинги в защиту ромов не приносят пользы. Во время визита в Бухарест представитель президента заявляет журналистам, что остановки депортации ожидать не стоит, называя обвинения диктатом, которому Франция подчиняться не собирается.

Результатом этих гонений стала частичная криминализация ромов, поскольку они не могли законно зарабатывать. По этой же причине очень большая часть ромских общин Европы сильно замкнулась, практически законсервировалась на почве недоверия к правительству и населению стран, в которых они находились и находятся.   

 

"На территории Украины и Беларуси в период Второй мировой войны было истреблено 71,4% ромского населения."

 

Вспомним о геноциде ромов, осуществленном нацистами в 1935—1945 годы на территории Германии, стран-союзников Третьего рейха и оккупированных государств. Как нам известно, уничтожение ромов было частью общей политики национал-социалистов и повлекло за собой убийство 80% ромского населения Европы. Исследование Хелены Фейн говорит, что на территории Украины и Беларуси в период Второй мировой войны было истреблено 71,4% ромского населения. Это больше, чем процент смертей в Германии и Австрии (68,9%).

Этому геноциду в украинской истории внимания уделяют немного, особенно на фоне коммемораций трагедий наподобие Голодомора 1932—1933 годов, рассматриваемого сугубо как геноцид украинского народа. В Украине существует всего два монумента в память о массовом уничтожении ромских семей нацистами. Один из них расположен в Киеве, другой — в пригороде Чернигова. Вспоминаем историю памятника, установленного на территории национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» (выполнен в форме кибитки, архитектор — Анатолий Игнащенко). После изготовления «Цыганская Кибитка» несколько лет простояла в гараже неподалеку от «Бабьего Яра». В сентябре 2001 года памятник направили в Каменец-Подольский и вернули в Киев только в сентябре 2016-го. Жертвам Голодомора в Киеве посвящены мемориальный комплекс и несколько монументов, а по всей стране их более сотни. 

 

 

Ромские общины и семьи в Украине в наше время: стереотипы и реалии

В популярном представлении о современной жизни ромов в Украине существует разделение на три категории: постоянно мигрирующие, так называемые кочующие ромы, полуоседлые (семьи, в которых один или несколько членов семьи постоянно находятся в трудовой миграции вдали от родного города, пересылая часть заработка домой), и оседлые, то есть абсолютно интегрированные семьи или отдельные люди. Миграцию первой группы часто обосновывают эфирным «этническим геном», заставляющим ромов постоянно менять место жительства. На самом деле причины те же, что и у миграции украинцев в Польшу или таджикистанцев в Россию — заработок. Это та же трудовая миграция, спровоцированная тотальной бедностью, сложностью с трудоустройством и дискриминационной политикой. В Украине ромы овеяны практически теми же стереотипами, что и трудовые мигранты стран Средней Азии в России или афроамериканцы в США, — торговля наркотиками, воровство, бандитизм и потенциальная угроза «нормальному» обществу.

Разбираясь в происхождении стереотипов, рассмотрим отрывок из интервью со спикером «Правого сектора» Артемом Скоропадским, где он рассказывает об отношении правых движений к национальным меньшинствам.

Р: Что касается ромов, есть четкая статистика, что они больше всего занимаются преступностью. Если есть один прекрасный цыганский театр, это не означает, что большая часть ромов не только в Украине, но и по всему миру, не строят нелегально все эти лагеря. Если вы были, допустим, в Брюсселе, там куча каких-то румынских цыган, которые занимаются тем же самым, чем занимаются цыгане в Украине. Просто преступность, наркомания, распространение наркотиков. Как мы можем к этому относится?

И: Вы допускаете факт того, что не все ромы занимаются криминальными действиями? То есть существуют «цивильные» ромские семьи, которые снимают квартиры, работают.

Р: Безусловно есть. Но если мы говорим про вот эти лагеря цыганские, то там большинство конечно же, связано с преступностью.

И: Вы уверены, что они связаны с преступностью?

Р: Да это не мы уверены, посмотрите статистику Министерства внутренних  дел.

 

К сожалению, статистики преступлений среди ромов Министерства внутренних дел нет в свободном доступе. На самом деле ее вообще не существует.

В 2012 году Харьковский институт социальных исследований запросил у МВД эту информацию, на что получил такой ответ:

Сведения о количестве уголовных дел и начатых уголовных процессов в 2012 году в отношении ромов, количества ромов, привлеченных к административной ответственности в 2012 году, количества несовершеннолетних лиц ромской национальности, состоящих на учете в ОВД, формами статистической отчетности, которые обобщаются в МВД, не предусмотрены.

Согласно данным Харьковского института социальных исследований, количество преступлений на 10 000 ромского населения Закарпатской, Одесской, Полтавской и Черкасской областей на 2011—2013 годы равняется 68,1. На 10 000 населения этих областей без учета ромского населения приходится 172,4 преступления. Из этой статистики можно сделать вывод, что уровень преступности среди ромов значительно уступает аналогичным показателям среди остального населения этих областей.

Таким образом, официальная статистика не дает повода считать ромов более криминализированной частью населения. Ко всему этому стоит добавить, что по данным МВД за первое полугодие 2011 года, во всех областях крупных городов и в самих городах не было выявлено ни одной организованной преступной группы, созданной на основе этнической принадлежности.

Национальная принадлежность — такой же социальный конструкт, как и гендер, языки, титулы и прочее. Даже несмотря на это, сегодня мы не можем получить точную статистику этнической преступности, потому что последняя Всеукраинская перепись населения проходила в 2001 году.

 

Реалии ассимиляции и уровня жизни ромов в Украине сегодня

Согласно последней переписи населения, уровень урбанизации ромских семей на 2001 год составил 70,3%. Это говорит нам о том, что в селах и поселках городского типа гораздо сложнее найти работу за достойную заработную плату и содержать семью. Большинство ромских семей сейчас должно быть расселено по городам. Эта же перепись показывает, что всего на 2001 год в Украине проживает 47 587 лиц ромской этнической принадлежности. Большинство из них живет в Закарпатье, немало — на территории Крыма и Южной Бессарабии. В Киевской области проживает 0,05% всего ромского населения страны, в Киеве — 0,01%.

Подавляющая бедность создает жесткое «кастовое» разделение по социально-имущественному статусу внутри ромского сообщества.

1. «Элита», ромская интеллигенция, в основном люди с высшим образованием, – артисты, врачи, писатели, получившие стабильный статус в общественной жизни.

2. «Бароны» ромских общин, то есть спикеры, которые избираются самими общинами, отвечают за функционирование общины и ее связь с «внешним миром».

3. «Рядовые, обычные» ромы — жители общин, оседлые ромы, имеющие свои дома или квартиры.

К четвертой категории можно отнести ромов, живущих в абсолютной бедности и вынужденных постоянно мигрировать в поисках пропитания и из-за нетолерантности общества.

 

 

Интеграция в общество

Процесс интеграции ромских общин в украинское общество усложнен отсутствием специальных программ (существует только одна программа интеграции и защиты ромов, принятая Кабинетом Министров 11 сентября 2013 года, которая сейчас находится в практически нерабочем состоянии). Претензии правых движений к повышенному уровню преступности среди ромов не могут быть обоснованными по двум причинам. Во-первых, четкой и непредвзятой статистики на сегодняшний день у нас нет. Во-вторых, ромы — одно из наиболее необеспеченных и дискриминируемых этнических меньшинств в Украине.

Опрос гражданского мнения, проведенный Институтом социологии Национальной академии наук в 2002 году, показывает, что уровень толерантности украинцев к ромам — 22 балла из 100. Такой низкий показатель говорит, что украинское общество не воспринимает ромов равноправными гражданами. Соответственно, ромы ответно боятся и не доверяют украинцам, а особенно — прессе и телевидению, потому что заранее знают, что ничего хорошего о них, скорее всего, не напишут.

Дискриминация просачивается во все аспекты социальной жизни: в образование, медицину, социальные услуги и трудоустройство. Тотальная бедность, маргинализация, стигматизация и дискриминация ромов создает для этой группы огромное количество проблем при трудоустройстве и доступе к социальным услугам. Олена Макарова, заместитель директора Института демографии и социологических исследований, подтверждает, что безработица и ущемление прав — основные причины низкой интегрированности ромов в украинское общество.

 

Ромы Русановских садов: образ жизни и отношения с местными

Если вы приедете на Русановские сады и спросите: «Где тут живут ромы?», вас, скорее всего, не поймут. Причина проста: жители Садов очень часто не знают слова «ромы». Для большинства из них, по моим наблюдениям, это или вид алкоголя (в единственном числе), или мужское имя (во множественном). Проще будет спросить, где живут цыгане. Подавляющее число «цыган» живет на 25—26 линиях. Там они частично снимают, частично сквотируют дома, жильцов которых около семи лет назад выселили под строительство Подольско-Воскресенского моста.

Аренду могут себе позволить более-менее обеспеченные семьи, нищим остается только сквотирование.

Русановских ромов легко заметить — это очень бедно одетые мужчины и женщины, чаще всего гуляющие группами по 3—7 человек и не контактирующие с окружающим миром. Замкнутость этой общины легко объясняется: «коренные» жители Русановских садов не были рады своим новым соседям с самого начала их переселения из Закарпатья на Сады.

Познакомиться хоть с кем-нибудь из общины очень сложно. Уровень недоверия бьет все рекорды, доказывается это одной прогулкой по 25—26 линиям с камерой. Ромские семьи прячутся сразу же, как только в их поле зрения попадает человек с фотоаппаратом. Пытаясь узнать, почему ромы так не доверяют журналистам, я взяла интервью у одной пожилой ромки. Вот что она ответила мне:

Мы боимся их, потому что приходят журналисты и пишут все, что попало. Очень много врут. Вот у нас, мол, бизнес из попрошаек и его барон контролирует. Наша семья зарабатывает так: мы едем утром на базу, покупаем цветы по десять гривен, платим за место, стоим и работаем. Продаем по пятнадцать. Так и живем.

 

 

Согласно моим наблюдениям и интервьюированиям, большинство ромских семей на Русановских садах действительно занимаются перепродажей цветов. Внутри общины ярко выражено гендерное распределение труда. Торговля цветами в основном лежит на женской части общины. На остановках садового товарищества с утра до вечера можно наблюдать женщин и молодых девушек с букетами, направляющихся в сторону метро «Левобережная». Там же, у остановки метро, постоянно идет торговля цветами. Одно и то же место поочередно занимают разные ромские семьи.

Мужчины в общинах по большей части заняты сдачей металлолома, работой на стройках и разнообразной «грязной» работой.

Дети, по моим наблюдениям, достаточно редко помогают родителям на работе. Около половины из них ходят в детский сад и начальную школу. Это зависит от достатка семьи. Ранние беременности можно назвать существенной проблемой ромских общин Русановских садов. Многие ромские девушки рожают детей до достижения совершеннолетия, добровольность таких поступков стоит под вопросом. Статистика рождаемости за 2011 год в исследовании Тамары Марценюк говорит, что 141 девочка родила в возрасте до 15 лет. 55 из них —  из Закарпатской области, территории наиболее компактного поселения ромов в Украине.

Многодетность семей при очень низком уровне жизни создает проблемы с трудоустройством и обучением ромских женщин, потому что чаще всего домашнее хозяйство и воспитание детей ложатся на их плечи. Многие заводят детей, не закончив и девяти классов, или же с детства не ходят в школу. Причин тому множество: невозможность купить своему ребенку школьные принадлежности и вносить деньги в фонд класса, нехватка времени для того, чтобы отвести первоклассника/первоклассницу в школу и забрать после уроков, убежденность родителей в необязательности образования для девочек, в том числе. Отдельно стоит сказать о дискриминации ромских детей в школах. Дискриминация проявляется по-разному: буллинг ромских детей внутри класса, ссоры между ромскими родителями и родителями «обычных« детей, дискриминация учеников учителями.

 

О быте и домашнем хозяйстве

Быт и жилищные условия семей Русановских садов очень простые. Вот так выглядит стол, за которым завтракает, обедает и ужинает среднестатистическая ромская семья. Еда чаще всего готовится на кострах.

 

 

Отношения ромов с местными — отдельная и очень печальная история. Если у кого-либо на Русановских садах что-то пропадает, вся вина автоматически ложится на плечи их нежеланных соседей. Если на Садах регулярно наполняется (и никогда не убирается) местная свалка, это, конечно же, тоже из-за ромов, администрация товарищества в этом никак не может быть виновата. Если мы говорим о кражах, местным часто неважно, найден вор или нет. Если что-то украдено, в этом автоматически виноваты ромы. Таким образом, если вор вдруг находится и оказывается ромом, винят не одного его, а всю общину и этническую группу в целом. Уверенность местных жителей в том, что единственный источник воровства и распространения наркотиков — это их закарпатские соседи, закрепилась с момента их переселения.

 

 

Это надпись на остановке, ближайшей к линиям расположения ромских общин. Так как в течение трех лет, сколько я ее помню, ее никто не закрашивал, можно сделать вывод, что отношения между ромами и местными достаточно стабильны. Почему администрация товарищества за все время существования этой надписи не занялась ремонтом этой (и других) остановок — тоже вопрос. Возможно, некоторые председатели в душе на стороне местных.

 

 

В домах общин или вообще нет электричества, или оно подключено нелегально, что создает повышенную пожароопасность в помещениях. Как семьи отапливают дома зимой — большой вопрос. Внешний вид и интерьер оставляют желать лучшего и наглядно показывают, что денег тут ни у кого в избытке не было и не бывает. Живут на то, что заработали, и с радостью принимают любые подарки. С особой охотой и благодарностью принимают помощь извне семьи, чьи дома были подожжены прежде малоизвестной неонацистской организацией «Немезида».

 

Поджоги: расследование

23 апреля 2018 года около часа дня ромка Анжела со своими детьми сидит дома. У ее дочки температура, Анжела не отходит от нее. В доме включен телевизор, на улице можно услышать, что в доме есть люди. По предположению потерпевшей, трое неизвестных бросили в окно «коктейль Молотова».

Дом мгновенно загорается. Анжела хватает детей и выбегает на улицу. Сгорают все их деньги, документы, личные вещи и много чего еще, нажитого трудом. У этого поджога есть четверо свидетелей: соседка Анжелы, проживающая в доме напротив, двое родственников потерпевшей, живущие в доме по соседству, и я. Я не помню точных подробностей, потому что бежала в противоположную сторону. Поджигателей свидетели описали как двоих парней в черных кепках, в балаклавах и с рюкзаками. Некоторые говорят, что с ними был третий. Сразу же после поджога они побежали через участки в сторону строительства Подольско-Воскресенского моста.

В этот же день, вечером, организация «Немезида» пишет на своем Telegram-канале следующее:

Присоединяемся к «флешмобу» от С14 по борьбе с цыганскими паразитами в городе Киев. На днях наши активисты посетили цыганский лагерь, который расположился на Русановских Садах в домах, из которых несколько лет назад жители были выселены под постройку стратегического моста, средства на проект, которого были благополучно украдены и стройка приостановлена. Компенсацию людям конечно же не выплатили, но вместо этого посреди дачного поселка окопались цыганские вредители, которые на протяжении нескольких лет терроризируют местное население. Дабы поспособствовать скорейшему их выселению с Русановских Садов, мы подожгли несколько обжитых цыганами домов. Также во время рейда мы были вынуждены «угостить» одного из цыган перцовым баллончиком. Но это ещё не конец, и мы обязательно сюда наведаемся повторно.

Видеофрагмент поджога прилагается.

25 апреля я снимаю репортаж с пострадавшей, в котором она подробно рассказывает, что происходило в день поджога.

 

 

26 апреля с еще одним человеком я еду на место событий. Спрашиваем у Анжелы, написала ли она заявление и как продвигается дело. Анжела отвечает, что писала несколько раз, но заявления постоянно пропадают. Вызываем полицию. Полиция приезжает через сорок с лишним минут, опрашивает всех присутствующих, кто что видел. Из показаний свидетелей записывают только моё. Комментируют поджог примерно так: «Если бы вы тут не устраивали дебошей, вас бы не жгли». Очень долго записывают мои показания, просят расписаться и оставить телефонный номер. Оставляю. Звонков не поступает.

27 апреля уголовное дело по статье 194 ККУ («Умышленное уничтожение или порча имущества») наконец-то открыто. То, что порча имущества была сопряжена с реальной угрозой для жизни, полиция, видимо, упустила.

 

 

24 апреля, на следующий день, загорается другой дом. Его арендовал и собирался жить там со своей будущей семьей 21-летний парень Саша. Саша тоже был ромом.

Пожар начался около 23:00, причины возгорания до сих пор неизвестны. Дело не заведено. Ромы уверены что это был поджог, потому что в сгоревшем доме не было электричества.

 

 

Череда поджогов на 25-й и 26-й линиях Русановских Садов началась с тех пор, как «Немезида» пообещала на своем канале, что займется освобождением Русановских Садов от «цыганских паразитов» (23.04.18). Что же это за организация и чем она занимается? Об этом можно узнать только на их Telegram-канале (@nemezida_ua).

Свою деятельность и цель, если писать сжато, организация описывает как борьбу с «неолиберальной чумой», квир-культурой и трудовыми мигрантами. В ее задачи входит и освобождение белого украинца от тягот сожительства с альтернативными национальностями и расами, которые якобы паразитируют на труде вышеупомянутого абстрактного белого украинца. «Украина для украинцев» — их лозунг. Ромские семьи в идеологию этого лозунга не вписались.   

Ромы и их соседи говорили, что часто видели парней в черных куртках, кепках и с рюкзаками. Говорили, что они не местные, приезжали на Сады каждый день, гуляя от главной Садовой в сторону стройки Подольско-Воскресенского моста. Осматривали заброшенные и жилые дома. Уезжали. Практически каждый день горел какой-то из домов на этих линиях.

Почему именно 25-я и 26-я? Потому что на этих линиях Садов живет большинство ромских семей. Здесь можно провести аналогию с недавним погромом ромского лагеря на Лысой Горе. Почему именно этот лагерь попал под прицел? Почему не жгут палатки людей, которые любят выбраться на природу и провести там время? Потому что это ромы.

Ромский лагерь. Цыганский табор. Темнокожий «сброд». Люди «третьего сорта».

 

Возвращаемся в 2016 год. 29 декабря, день. В киевскую службу спасения приходит уведомление о возгорании в жилом доме по адресу Днепровский район, Русановские сады, улица Садовая, 26. В доме по этому адресу находится четверо детей, родители ушли за покупками в ближайший магазин. Дом загорается в считанные секунды.

Погибает четверо детей. Тринадцатилетняя девочка спасается, несмотря на ожоги, выпрыгивая со второго этажа. На тушение пожара уходит более четырех часов. Спасатели находят тела троих мальчиков — пяти, трех и двух лет. Погибшей девочке — одиннадцать. В шоковом состоянии, с ожогами госпитализированы родители погибших детей. Причины пожара по сей день неизвестны.

 

 

3 мая 2018 года, около трех часов дня. Семья ромов, которой я помогаю восстановить сгоревшие документы, сообщает мне, что на Русановские Сады приезжала полиция. Велела всем выселиться до 15 мая. Нет никаких доказательств, что это была именно полиция, а не какая-либо из праворадикальных организаций. Поэтому в 18:17 пишу пост в Facebook:

Сегодня ромская семья, которой я помогаю восстановить сгоревшие документы, сказала, что приехала полиция и всю 25-ю и 26-ю линии Русановских Садов велела выселить до 15-го мая.

The National Police of Ukraine — это правда?

Ответа не последовало. Причины игнорирования неизвестны: то ли Национальная полиция не очень активно ведет свою страницу в Facebook, то ли информация слишком конфиденциальна. Звоню по номеру для СМИ (044) 254-72-85) — нет ответа.

15 мая 2018 года в 9:00 приезжаю на Русановские сады. Ромы очень взволнованы, мужчины сидят по краям дороги и наблюдают за проезжающими машинами, некоторые семьи уезжают. Тем не менее ничего не происходит.

С тех пор, как в СМИ засветилась информация о поджоге дома Анжелы, на Русановских садах больше ничего не горело.

«Немезида» обещала многое. Обещала, что это не конец и они обязательно вернутся. Но она не вернулась. «Табор» не ушел в пекло, несмотря на то, что мог. Мог сгореть целиком и отправиться обратно в Закарпатье, продолжив цепочку бесконечных миграций. Миграций, основная причина которых — ксенофобия, смешанная с бедностью. Недоверие и постоянный страх за себя и своих детей.

Ромы остались на своих местах, и мы будем надеяться, что программа интеграции и защиты этих людей будет работать, и в конце концов подарит им долгожданную безопасность.

Фотографии, аппликации и интервью авторские. Все фото сделаны с места событий.

 

Читайте также: 

«С14», ромы и погромы (Рита Бондарь)

Синдром выжившего: акция «Худрады» в поддержку ромов (Рита Бондарь)

 


 

Источники

Андерсон, Б., 2016. Воображаемые сообщества. Москва: Кучково поле.

Бессонов, Н. и Деметер, Н., 2000. История цыган. Новый взгляд. Воронеж.

Википедия. Памятники жертвам Голодомора в Украине 1932—1933. Доступ 03.06.2018 по ссылке: [link].

Гуцалов, А., 2015. «Цыгане: традиционная культура и современный мир». В: Наследие веков. Доступ 3.06.2018 по ссылке: [link].

Еспрессо, 2016. У Києві загорівся будинок ромів: загинули 4 дітей. Доступ 3.06.2018 за адресою: [link].

Марценюк, Т., 2014. «Ранні шлюби в Україні: хто і чому одружується в ранньому віці». В: Наукові записки НаукМА: Соціологічні науки, с. 83—90.

Машукова, Е., 2005. «Общественные стереотипы: образ цыган». В: Тоталитаризм и тоталитарное сознание, выпуск 6.  Доступ 3.06.2018 по ссылке: [link].

Мюллер, С. и Кондур, З.,2008. Розробка Загальнонаціонального плану дій для ромів України. Оцінка ситуації і потреб для Ради Європи. Доступ 3.06.2018 за адресою: [link].

Правда народа, 2018. Киевские ромы. Мнение киевлян: Покажите, кого они в жизни пожалели. Тысячи обворованных, обманутых от детей до стариков. Доступ по 03.06.2018 по ссылке: [link].

Нестерова, Л.  Дискриминация этнических меньшинств (на примере цыган). Доступ 3.06.2018 по ссылке: [link].

Ромашенко, С., 2010. «Франция депортирует сотни цыган-нелегалов». В: Deutsche Welle. Доступ 03.06.2018 по ссылке: [link].

Харьковский институт социальных исследований, 2013. Соблюдение прав ромского населения в ОВД Украины.

Fein, H.,1992. Genocide Watch.

Поділитись