Стали взрослыми дети 90-х, которым не суждено было воспользоваться системой бюджетного внешкольного образования в объёме, доступном даже сельским детям периода 70-х – 80-х годов. То есть, эти люди, на данный момент уже взрослые, физически не имели возможности пропустить через себя то, на что способна данная система в плане полезности для общества. Поэтому данные рассуждения в первую очередь направлены на них, тех, кто, вероятнее всего, будут организаторами общественной жизни Украины будущего. Возможно, со временем и они придут к тому, что внешкольное образование является великой силой, содействующей стабильности общественной жизни. Но пока мы имеем полнейшую нестабильность – неуверенность – неизвестность.
Читая в интернете авторов, уверенных в том, что существуют европейский и азиатский пути развития общества, для себя отмечаю, что европейский путь – это путь, который привёл к тому, что руководство государством стремится не допустить гнева своего народа, а азиатский – когда народ боится гнева своих руководителей. И считаю, что именно это ложится в основу воспитания и развития человека как члена европейского или азиатского сообщества и, соответственно, становится основой системы образования.
Украина переходит из социалистического государства, коим считался Советский союз, в государство капиталистического строя. Логично ли следовать уже сложившимся, но продолжающим развитие чужим системам жизни и образования, или всё же стоит взять только то, что рациональнее и лучше работает (или работало), для применения у себя?
Почему возникли подобные мысли?
Мне как человеку, детство которого позволило перепробовать себя в различных сферах деятельности, и осознающему, насколько это помогает в жизни, очень грустно наблюдать происходящее сегодня. Масса безработных, которые не получают той помощи от государства, которая позволила бы им жить относительно достойно, как это происходит в развитых странах (по словам СМИ и знакомых, живущих ТАМ). Мною замечено за последние 25 лет, что те люди, которые в детстве научены были работать руками, применили своё умение в сложнейшие для себя времена. Тот, кто занимался радиотехникой, подрабатывал ремонтом оной или ремонтом любой бытовой техники. Те, кто умели шить и вязать, обшивали соседей, продавали собственноручно связанные изделия. Кто в детстве посещал художественную школу – неплохо продаёт свои работы на различного рода ярмарках или прямо на улице, как это происходит каждое лето в моём родном Бердянске. Да и в стольном граде Киеве на Андреевском спуске люди искусства и ремесла имеют возможность заработать на жизнь. Возможно, именно это удержало многих людей от массовых беспорядков, позволяя найти способ зарабатывать и кормить семьи.
Всё это было возможным благодаря распространённой в Союзе сети внешкольных учебных заведений, позволяющей каждому ребёнку, БЕЗ родительских финансовых вливаний, пробовать себя во всевозможных сферах деятельности начиная уже с первого класса школы. Станции юных натуралистов, где городские дети обучались ухаживать за растениями и животными, клубы юных техников, где дети имели возможность познать азы техники, и клубы юных моряков, где, помимо обретения познаний в технике, близкой морскому делу, дети пробовали себя в освоении морских профессий, а также имели возможность проводить летние каникулы на кораблях с выходом в море и приобретением навыков, которые для многих из них становились путёвкой в жизнь. Ну а Дворцы пионеров, ныне Дома детского и юношеского творчества, – это отдельная широчайшая возможность. Почему широчайшая? Да потому, что в стенах ОДНОГО учреждения дети имели возможность пробовать свои силы в художественно-эстетическом, декоративно-прикладном, научно–техническом, гуманитарном направлениях.
Не было рекламы таких заведений, но несмотря на это на занятия приходило достаточно много детей. Взрослые стремились как можно более широкому кругу поведать о новых возможностях. Это было частью их работы. Но и сами дети передавали информацию о новом и интересном, что происходило в их жизни, своим друзьям и одноклассникам. Действовали своеобразные социальные сети, но не в интернете, а в реальном общении. Автор также попала на занятия кружка радиооператоров Бердянского Дворца пионеров, руководимого Бессоновой Лидией Павловной, благодаря проведённой во время занятия экскурсии для соседей, занимавшихся английским языком. Перекрёстное знакомство привело к многолетнему увлечению. Такие перекрёстные знакомства для детей были не просто обычным делом, но и возможностью увидеть что-то новое и неординарное. В принципе, о неординарности – как сегодня принято говорить, креативности – в те давние времена речи не шло. Креативность предполагалась изначально, поскольку детей в учреждениях внешкольного образования всегда ЖДАЛИ неординарные личности. А ведь всем известно, что интересные взрослые сделают интересной жизнь находящихся рядом детей. А то, что дети подросткового возраста находились под неусыпным внимательным наблюдением взрослых, делало внешкольное образование ещё более важным элементом общественной жизни.
Что мы имеем сегодня?
Безработица. Масса людей трудоустраивается в торговле. Но на всех не хватает не только торговых точек, но и товаров, которые люди в состоянии купить. Возможно, была бы покупательская способность населения выше, необходимость в торговых точках резко возросла бы, что, в свою очередь, увеличило бы количество рабочих мест. Но, увы, подобного в нашей стране сегодня не наблюдается. Наоборот. Касательно заводов и фабрик – в последнее время мне не попадалась информация о том, что у нас массово вводят в эксплуатацию хоть что-нибудь, позволяющее трудоустроить часть людей. То есть, большой процент молодёжи остаётся без постоянного заработка не потому, что они ленятся, а потому, что негде найти работу.
Парижанка украинского происхождения как-то посетовала на то, что французы не стремятся найти иной выход из ситуации, кроме как массовые беспорядки, когда ухудшаются их социальные стандарты. Но благодаря этому руководство развитых стран опасается гнева своего народа. Что будет у нас?
Да вот и взгляд в предполагаемое будущее. Киевские подростки, выросшие без возможности организации самозанятости с пользой для себя и общества, начинают организовываться в радикальные группы по интересам. И если кто-то не соответствует принципам их мировоззрения, то против этих людей ребята проявляют агрессию по незначительному, с точки зрения развитого человека, поводу. Так, к примеру, был избит лидер молодёжной группы Quest Pistols Даниил Масейчук, случаются избиения людей, одевающихся не так, как предпочитают ребята из группы риска. Следует учесть и то, что молодые люди с уважением относятся к оружию и способны попасть под любое влияние.
Известен случай в Харькове, когда подростки напали на бездомных, избив их так, что один скончался сразу, свидетельствует о бессмысленной агрессивности. Грустное будущее.
Именно это подтверждает необходимость занять ум подростков полезной для развития информацией, чтобы исключить скатывание в агрессию. Были бы подростки заняты активной деятельностью, и мыслили бы иначе – устремлённо к улучшению собственных достижений путём активной деятельности либо через спорт, либо через попытки создать что-то интересное собственными руками, либо через активную общественную жизнь. Да, спорт местами ещё жив. Местами дети активно занимаются, принося славу своим городам и стране. К примеру, бердянские акробаты вот уж четыре десятка лет прославляют город на соревнованиях областного и всеукраинского уровня, а украинская гимнастка Анна Ризатдинова выиграла 5 золотых медалей в Лос-Анджелесе на первых соревнованиях Олимпийского цикла. Но так как массового БЮДЖЕТНОГО спорта в стране нет, большинство детей, исходя из реальной финансовой ситуации в стране и, как следствие, финансового положения семей, не имеют возможности занять себя во внеурочное время.
Есть предложения организовать внеклассные занятия для детей в стенах школ. Но такой подход способен привести к тому, что мастер научит своему делу весьма ограниченное количество детей – учащихся ОДНОЙ школы. И не факт, что те ученики, которые воспользуются возможностью заниматься у этого человека, изначально стремились именно к данной деятельности. Выбор из ограниченного количества вариантов приводит к принуждению. Если же мастер работает в Доме детского творчества, расположенном в месте с удобной для большинства транспортной развязкой, то и вариантов выбора СВОЕГО у детей становится больше. Как, к примеру, в родном Бердянске во времена моего детства работали три Мастера своего дела – Бессонова Лидия Павловна во Дворце пионеров, Черновалюк Людмила Ананьевна и Кириченко Геннадий Феодосьевич во флотилии юных моряков «Азовец», – умеющие НАУЧИТЬ детей радиотелеграфии. Да не просто научить, а вместе с детьми много лет одерживать победы в соперничестве между такими же коллективами области. А в Киевском Дворце пионеров работал в своё время Григорий Захарович Лабскир, руководитель радиоклуба «Смена», единственный в своём мастерстве человек столицы. Таких примеров найти можно великое множество. Работай эти неординарные педагоги в стенах любой школы – имели бы возможность общения с ними дети из других школ? Нет, не в отдельно взятой школе следует работать людям, умеющим привить детям более широкий взгляд на мир, а в центре, который ДОСТУПЕН всем детям.
Зашла в гости в родной Бердянский Дворец пионеров (Дом детского и юношеского творчества). Приятно, что люди даже при минимальных имеющихся средствах пытаются держать марку. Но… Размах не тот, и недостаток средств чувствуется, и возраст. В моё время дворец посещали в основном дети среднего и старшего школьного возраста примерно от 10 до 17 лет. Деткам, которых встретила в стенах дворца в декабре, было в среднем 10-12 лет. От 6 и до 13. Почему так? Думаю, подобное есть следствием ОТСУТСТВИЯ финансирования работы технических кружков и низкой заработной платы их руководителей. А ведь можно было бы ввести обучение той же робототехнике. Здесь же организовать для детей углублённое изучение физики-химии-биологии с участием в МАН. А у нас получается, что дети сложного в плане общения и поиска себя возраста, когда влияние взрослых, в частности родителей ослабляется, остаются предоставленными самим себе. Хорошо ли это? Плохо ли? Время покажет. Но, исходя из имеющихся знаний, думаю, многие согласятся, что было бы полезно, если бы дети были задействованы в организованной взрослыми развивающей мышление деятельности.
Как-то пришлось услышать мысль о том, что есть возможность проверить способность ребёнка к определённому виду деятельности и развивать это направление. Возможно, человек даже реализовал эту идею, поскольку она сулила заработок. Но не даёт покоя мысль, что таким образом взрослые закрывают ребёнку возможность реализовать себя в будущем. Почему? Вернусь к тому, что мир сегодня нестабилен. Познанное в детстве даёт возможность использовать навыки для смены рода деятельности без утомительного для многих поиска себя и поиска тех, кто научил бы. К примеру, приобретенное в детстве умение шить мягкие игрушки позволяет уже взрослым людям заниматься кустарным производством, таким образом формируя прослойку мелкого бизнеса страны. Или, к примеру, многие ребята, с которыми мы вместе изучали радиотехнику, так же, как и наши преподаватели, впоследствии выжили благодаря умению ремонтировать радиоприборы, да и сегодня зарабатывают в сфере новых технологий. А руководитель дворцовской команды радиоспортсменов Лидия Павловна Бессонова – дипломированный учитель английского языка. И даже в советское время, при наличии возможностей, она брала часы в школах города. А уж впоследствии, когда созданная система жизни стала рушиться и финансирование радиоспорта, как и большинства направлений внешкольного образования, прекратилось, она окончательно перешла работать в одну из школ – вот еще реальный пример использования различных навыков в жизни.
При любых условиях широкая сеть БЮДЖЕТНОГО внешкольного образования даёт детям возможность познать всевозможные виды деятельности и способна дать обществу ШАНС на менее агрессивное будущее.